Экзаменационные задания по дисциплине «Мировая экономика» ЭМ 96(2)

Автор работы: Смирнова Елена, 01 Октября 2010 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Американский экономист Майкл Познер (Michael Posner, род. 1932), некогда университетский профессор, позже нью-йоркский борец за права человека, высказал в 1961 г. идею, что причина международной торговли – различия в природе и темпах введения технологических инноваций. Он разработал теорию технологического разрыва.
В соответствии с этой теорией разработка и внедрение новых технологий в той или иной стране предопределяет ее временную монополию («квазимонополию») в производстве и экспорте создаваемых на их основе товаров.

Содержание работы

Задание 1
В чем сущность модели «технологического разрыва»?
Задание 2
Каковы причины глобального экономического кризиса?
Задание 3
Имеется 2 варианта поставок оборудования в Россию.
1) Сумма кредита 800 млн.руб., процентная ставка 7 процентов годовых, средний срок кредита 5 лет.
2) Сумма кредита 800 млн.руб., процентная ставка 8 процентов годовых, средний срок кредита 6 лет.
Определите:
1.Стоимость кредита по каждому из вариантов.
2. Какой вариант выгоднее для российской стороны при условии, что рыночная процентная ставка составляет 11% годовых.

Содержимое работы - 1 файл

Заказ № 182672.doc

— 74.00 Кб (Скачать файл)

     Экзаменационные задания

     по  дисциплине «Мировая экономика» ЭМ 96(2)

     Задание 1

     В чем сущность модели «технологического  разрыва»?

     Задание 2

     Каковы  причины глобального экономического кризиса?

     Задание 3

     Имеется 2 варианта поставок оборудования в  Россию.

     1) Сумма кредита 800 млн.руб., процентная ставка 7 процентов годовых, средний срок кредита 5 лет.

     2) Сумма кредита 800 млн.руб., процентная ставка 8 процентов годовых, средний срок кредита 6 лет.

     Определите:

     1.Стоимость кредита по каждому из вариантов.

     2. Какой вариант выгоднее для российской стороны при условии, что рыночная процентная ставка составляет 11% годовых. 
 

     Задание 1.

     В чем сущность модели «технологического  разрыва»?

     Американский  экономист Майкл Познер (Michael Posner, род. 1932), некогда университетский профессор, позже нью-йоркский борец за права человека, высказал в 1961 г. идею, что причина международной торговли – различия в природе и темпах введения технологических инноваций. Он разработал теорию технологического разрыва.

     В соответствии с этой теорией разработка и внедрение новых технологий в той или иной стране предопределяет ее временную монополию («квазимонополию») в производстве и экспорте создаваемых на их основе товаров.

     Исходя  из допущения, что все отрасли  используют одни и те же факторы  производства в одних и тех же пропорциях, он показал, что они могут различаться по скорости нововведений, что приводит к торговле. Инновация приводит к появлению нового товара и спроса на него, который может быть удовлетворен как национальными, так и иностранными производителями. Если реакция национальных производителей на новый спрос молниеносная – они быстро смогут имитировать инновацию на своих предприятиях, – весь новый спрос будет удовлетворен за счет местных источников. Если же иностранные производители опередят национальных в имитации инновации, то хотя бы часть нового спроса будет удовлетворена за счет импорта и возникнет дополнительный импортный поток. Тогда если разные страны вводят инновации не симметрично, а в разных отраслях, неизбежна постоянная торговля между ними. По мере того как импорт удовлетворяет спрос в одной отрасли, возникает спрос в другой, затем в третьей и т. д. В результате развивается торговля между технологически сходными отраслями.

     Страна, первой освоившая новейшие технологии становится на определенное время монопольным экспортером этих товаров на мировой рынок и получает добавочную прибыль, даже если у нее отсутствуют относительные преимущества перед странами-партнерами по наделенности другими факторами производства. В результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами. По мере распространения новейших технологий в других странах мира страна-разработчик постепенно утрачивает свое привилегированное положение на мировом рынке. Конечно, постепенно другие страны станут осваивать новшества и разрыв сократится, но пока он существует, внешняя торговля этим товаром будет продолжаться.

     В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что  экспортируют, - получают прибыль, а  те, что импортируют, - приобретают новые товары. Причем по мере распространения новшества другие страны продолжают выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.

     После преодоления технологического разрыва, по мнению М. Познера, причины для  торговли данным видом технологически емкой продукцией исчезает.

     Для объяснения быстрого роста международной  торговли технологически емкой продукцией М. Познер выводит понятие «поток нововведений», т.е. непрерывное возникновение все новых очагов производства новейших видов наукоемкой продукции в различных странах.

     Наглядным подтверждением теории технологического разрыва является оформившийся в  конце ХХ – начале ХХI в. глобальный технологический разрыв между странами мира. Выделились различные группы стран. Первая группа – технологических лидеров, на которые приходится всего 15% населения нашей планеты, обеспечивают практически весь остальной мир технологически емкой продукцией, выступают ее основными экспортерами. К этой группе относятся 18 стран (США, Япония, Германия, Южная Корея и др.).

     Вторую  группу потенциальных лидеров возглавляют  Испания и Италия, которые имеют  высокий уровень подготовки специалистов, но внутренняя инновационная активность в них недостаточна. К этой группе следует отнести и Россию. Эти  страны преимущественно импортируют в небольших размерах технологически емкую продукцию.

     «Страны-последователи» – третья группа стран, включающая Бразилию, Китай, Индонезию, ЮАР. Многие из этих стран развивают высокотехнологические  отрасли экономики и имеют  технологические центры мирового масштаба.

     Четвертая группа «стран-маргиналов», которую  населяет приблизительно треть жителей  планеты, включая наименее развитые страны. Они сами не производят новейшие наукоемкие виды продукции и не в  состоянии внедрять иностранные  технологии. Эти страны практически не участвуют в международной торговле наукоемкой продукцией.

     Теория  технологического разрыва была развита  другим известным американским экономистом  Раймондом Верноном. 

     Задание 2.

     Каковы  причины глобального  экономического кризиса?

     Среди аналитиков, отрицавших в конце 2007 года вероятность кризиса, сегодня большинство  объясняет негативные процессы в  мировой экономике как последствия  ипотечного кризиса в США. По мнению неолиберальных экономистов, кризис вызван просто коллективными ошибками руководства ряда компаний и завершится, как только ситуация в финансовой сфере поправится. Аналогичной позиции придерживаются практически все правительства. Власти РФ не раз выражали уверенность, что финансовый кризис не затронет отечественную экономику, а, напротив, окажет на нее положительное влияние. Однако при рассмотрении происхождения глобального кризиса видно, насколько поверхностными являются подобные оценки, наивными – национально-мессианские ожидания.

     На  протяжении 2007 года практически на всех мировых биржах отмечался рост. Рынок акций США, крупнейший и наиболее важный в мире, только к концу года начал давать сбои в связи с ипотечным кризисом. Активный рост был зафиксирован на немецком фондовом рынке: индекс DAX показал отличный результат в 22%. Британские акции поднялись на 3,8%, французские – на 1,3%. Российский фондовый рынок в минувшем году развивался успешно. Особенно удачными оказались IPO электроэнергетических компаний. Но в ходе 2007 года мировая экономика все более ощущала признаки недомогания, внешне скрытые для аналитиков большинства корпораций.

     О приближении мирового экономического кризиса свидетельствовал целый  ряд фактов. Рост производства в  «новых промышленных странах» должен был, прежде всего, обслуживать потребление  в богатых США и ЕС. Однако в связи с выносом из этих «старых промышленных стран» многих производств в них неуклонно снижалась реальная заработная плата, усиливалась тенденция к неполной и нестабильной занятости. «Хорошие рабочие места» в «первом мире» заменялись низкооплачиваемыми в странах периферии, где не имелось профсоюзов, социального и трудового законодательства. Если во времена «социального государства» периода 1949-1973 годов политика занятости, проводимая правительствами, в сочетании с высокими пособиями по безработице обеспечивала устойчивый спрос при стабильном жизненном уровне, то в современной западной экономике даже в работающих семьях характерна тенденция к нестабильности доходов. Так, если средний американец тратил в начале 1990-х годов на жилье 25% своих доходов, то в 2005 году эта доля возросла до 50-60%. Рабочие организации Запада, гарантировавшие людям в 1949-1973 годах относительно высокий уровень жизни, были ослаблены (профсоюзы) или деградировали (социал-демократия), а их социальная база сузилась в результате выноса целых отраслей в страны периферии.

     Идеальным местом для переноса промышленности оказался Китай, обеспечивший 20-процентную «скидку» на цену своей рабочей силы для транснациональных корпораций. Индустриальный бум в «третьем мире»  происходил одновременно с первичной  пролетаризацией сотен миллионов крестьян. Отрываясь от натурального хозяйства, они становились наемными работниками и потребителями (преимущественно очень бедными). Производство все более концентрировалось в «странах юга», в то время как главные рынки сбыта оставались в «зоне севера». Падение спроса в США, Великобритании, ЕС и ряде других стран не могло компенсироваться за счет потребления средних слоев глобальной периферии. Снижение потребления в центре неминуемо оборачивалось остановкой производства на периферии, что вело к увольнениям и автоматически подрывало покупательную способность местных «средних классов».

     За  период 1982-2008 годов в «старых индустриальных странах» возросло число работающих женщин, что (в отличие от 1950-1960-х  годов) стало семейной нормой. Трудящиеся оказались вынуждены чаще перерабатывать или сочетать несколько работ, чтобы сохранить свой материальный достаток. Таким образом, при снижении средней заработной платы в расчете на одного человека средний доход семьи в США и многих других западных странах в течение некоторого времени продолжал расти. Однако уже в конце 1990-х годов процент людей, относимых к «среднему классу», начал понемногу сокращаться.

     На  протяжении 2000-х годов падение  доходов трудящихся «первого мира»  прикрывалось ростом потребительского кредита, но к концу десятилетия задолженность семей в США и Британии достигла критической отметки. В 2007 году в Соединенных Штатах разразился кризис неплатежей – «народный дефолт». В ходе него частные лица, не располагая достаточными средствами, задерживали или прекращали выплаты по банковским кредитам. Этот кризис наложился на крайнее финансовое ослабление американского государства, все менее справлявшегося с ролью глобального гегемона. Систематически проводившаяся как демократическими, так и республиканскими администрациями политика снижения налогов предопределила перераспределение средств в пользу частного сектора, стимулируя его активность, но одновременно подорвала способность правительства прийти на помощь экономике, когда такая помощь понадобится. Долларовая эмиссия, которой правительство Буша старалось покрыть военные расходы, лишь ускоряла процесс ослабления потребительского рынка США. Ресурс поддержки потребления за счет банковского кредитования в 2007 году был практически исчерпан – население стало неспособно оплачивать даже минимальные проценты. Банковский сектор охватил кризис; информация о понесенных компаниями в минувшем году убытка привела к первым обвалам на бирже, а затем и к дестабилизации всех фондовых рынков планеты. На протяжении некоторого времени негативный эффект американской инфляции компенсировался способностью растущей мировой экономики поглощать избыток американских долларов, но это не могло продолжаться бесконечно.

     Сталкиваясь в минувшем году с нарастающими проблемами, корпорации не находили решения. Они скрывали убытки, завышали полученную прибыль. Торговля дорожающими акциями компаний, маскирующих свои увеличивающиеся трудности, породила противоречие, которое рано или поздно должно было вырваться наружу. Проблемы на фондовом рынке программировались замаскированными проблемами всей мировой экономики, включая функционирование банковского сегмента.

     Характерно, что потребительское кредитование 2000-х годов часто не было способно за счет процентов покрыть инфляционные издержки банков. Кредитование населения под низкий процент (до 3%) являлось прямым следствием беспрецедентного глобального перенакопления капиталов, которые оказалось некуда больше вкладывать. В мировой экономике сложилась ситуация, когда возможности рынков исчерпались. Корпорации располагали ресурсами для наращивания производства, но извлечение прибыли становилось все более сложным. В условиях падения спроса в Северной Америке и Европе возросло значение стран, располагающим большими внутренними рынками – прежде всего России, Бразилии и Индии. Хозяйственный рост в них мог продолжаться даже некоторое время после начала кризиса. В условиях спада потребления в США «новые гиганты» превращались в центр притяжения капиталов, возрастающая доля которых оставалась спекулятивной.

     На  протяжении двух десятилетий не только потребление в США, но и рост мировой экономики поддерживались за счет кредитования населения (прежде всего западного «среднего класса»). Доступность кредитов обеспечивали высокие прибыли корпораций США и других стран. Возникало противоречие между производственными и потребительскими рынками. Вынос производства из «первого мира», объективно понижал его потребительские возможности, но полученные в «третьем мире» прибыли позволяли кредитовать средние слои западного общества (прежде всего в США и Великобритании). Неминуемо происходившее обострение этого противоречия по мере все большего переноса промышленности из центра мировой экономики на периферию не могло не привести к глобальному кризису, более тяжелому и более сложному, чем обычные кризисы перепроизводства (рецессии), происходящие каждые десять лет. США стали первой страной, по которой пришелся начальный удар глобального системного кризиса. 
 

     Задание 3

     Имеется 2 варианта поставок оборудования в  Россию.

     1)Сумма  кредита 800 млн.руб., процентная ставка 7 процентов годовых, средний срок кредита 5 лет.

Информация о работе Экзаменационные задания по дисциплине «Мировая экономика» ЭМ 96(2)