Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 16:40, курсовая работа
Существует необходимость поиска не только новых возможностей развития муниципальной собственности, но и разных источников финансирования социально-экономических программ развития муниципальных образований.
Кризис финансовой системы в последнее время обусловил отрицательное отношение населения к различным финансовым инициативам всех уровней власти. Поэтому формирование системы корпоративного управления экономическим саморазвитием муниципальных образований повысит доверие населения к финансовой системе в целом, станет стимулом к активному инвестированию средств в развитие экономики города/района.
. Введение
2. Содержание процесса экономического развития
3. Законы саморазвития экономики
4. Критерии оценки экономического развития
5. Состояние и уровень развития муниципальной собственности
6. Корпоративная собственность населения
7. Формирование корпоративной собственности населения
8. Стратегическое планирование формирования корпоративной собственности населения муниципального образования
9. Библиографический список
Кроме показателей уровня развития можно выделить также индикаторы развития, т.е. показатели, указывающие, что развитие имеет или имело место, в качестве которых могут служить главные макроэкономические показатели в совокупности (ВНП, ВВП, уровень безработицы, норма прибыли и т.д.): плавное их изменение свидетельствует о том, что экономика находится в эволюционной фазе, скачко-образное - в точке бифуркации.
Темпы изменений части данных показателей отражают темпы экономического роста, но это не должно служить основанием для отождествления экономического роста и экономического развития или одной из его форм или линий: если развитие отражает качественное изменение национальной экономики, то экономический рост - количественное.
Помимо отождествления экономического роста с развитием экономики, нередко встречается определение его как увеличение богатства, что не вызывает особых возражений, кроме одного - трудности его измерения, поскольку богатство понимается как то, что ценят люди, т.е. как потребительная ценность, субъективная полезность (то, что ценит один, другой может и не ценить), а от поиска показателя, измеряющего полезность, политическая экономия отказалась. Таким образом, до конца следуя данной точке зрения, экономическая наука либо должна отказаться от попыток измерения экономического роста и его темпов, либо использовать для этого непригодные с рассматриваемой точки зрения показатели (размер и темпы роста ВНП, ВВП и т.д.).
По нашему мнению, экономический рост представляет собой увеличение объемов национального (если речь идет о национальной экономике) производства материальных и нематериальных благ, выражающее количественные изменения состава национальной экономики и взаимосвязей в ней.
Ресурсы, доступные в определенный период времени, ставят пределы экономическому росту, а их увеличение происходит в результате качественного изменения структуры и функционирования экономики(т.е. ее развития), а также научно-технического прогресса. Связь между доступными ресурсами (значит, и кривой производственных возмож-ностей) и экономическим ростом носит нелинейный характер. В этом убеждают хорошо известные примеры высоких темпов роста бедной природными ресурсами Японии и богатой ресурсами России, переживающей глубокий спад производства, причем последняя редко достигала высоких темпов роста. Нелинейность связи между темпами экономического роста и природными и трудовыми ресурсами страны объясняется тем, что на первые влияет огромное количество факторов, среди которых качество, мобильность и взаимозаменяемость ресурсов, возможность использования зарубежных источников ресурсов, налоговая, инвестицион-ная политика, объем инвестиций, норма накопления, НТП, степень и способы вмешательства государства в эконо-мическую жизнь, законодательство, которые, в свою очередь, определяются аттрактором, выбранным национальной экономикой в точке бифуркации, и особенностями национальной психологии. Последние, да и другие факторы, находятся под влиянием экономических и социальных институтов, а их характер, в свою очередь, формируется и изменяется в зависимости от аттракторов, каждый из которых характеризуется особой структурой и функционированием экономики.
Экономический рост и экономическое развитие взаимно обусловливают друг друга: экономический рост в эволюционный период может быть значительной флуктуирующей силой, приводящей национальную экономику к порогу самоорганизации - точке бифуркации, за которой следует революционное качественное преобразование структуры и функционирования националь-ной экономики, т.е. скачку в развитии. Последний, в свою очередь, может, сняв некоторые ограничения, усилить темпы экономического роста и ускорить темпы научно-технического прогресса (которые также оказывают влияние на темпы экономического роста). Тем не менее, экономический рост сам по себе не может обеспечить решения разнообразных социальных и экономических проблем, стоящих как перед человечеством в целом, так и, добавим, перед национальной и муниципальной экономикой, и способствует появлению новых проблем (экологических, структурных и др.).
5. СОСТОЯНИЕ
И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
Происходящие в России изменения в области политики и экономики, правовых и бюджетных отношениях между уровнями и ветвями власти требуют формирования принципиально новой, эффективной, справедливой и стабильной организации управления муниципальными образованиями.
С одной стороны, усложнение всех сторон функциони-рования российского общества объективно требует усиления роли и значения государственных структур, их воздействия на социально-экономические процессы в стране.
С другой - чрезмерная концентрация властных функций на вершине государственной пирамиды не может не привести к ущемлению демократических начал в обществе, деформации суверенитетов регионов и автономий, расстройству нормальной жизнедеятельности всего социального организма.
Именно такие процессы и происходили в последние десятилетия в СССР, что и явилось одной из причин усиления процессов стагнации, развала государства.
Справедливости ради следует отметить, что и в прошлом принимались различного рода решения об усилении роли местных органов власти в управлении территориальным хозяйством, но последние по существу были вплетены во властную государственную вертикаль и не обладали достаточной долей самостоятельности для решения конкретных и многообразных проблем населения.
За местными органами правовыми актами того времени регулярно закреплялись права и обязанности, не подкрепленные действительной экономической базой. Реальная же власть, как известно, у того, кто является собственником, кому принадлежат средства производства, финансы, ресурсы. Потому и выступала местная власть в роли просителя у министерств и предприятий, чтобы создать необходимые условия для людей, которые сами являются производителями всех благ.
Налицо было противоречие, когда одни производили, а другие распределяли по своему усмотрению. Стало очевидно, что большое количество вопросов социально-экономического развития отдельно взятых территорий, не теряя своего общегосударственного значения, имеют прямое отношение к повседневной жизни людей и потому должны решаться на местах их проживания.
В то же время переход от командно-административной модели управления к подлинному самоуправлению представляет собой сложный, многоплановый процесс преобразований, затрагивающий коренные основы госу-дарственной системы, сталкивающийся с множеством трудностей политического, экономического, социального и психологического свойства.
Этот процесс не может и не происходит автоматически. Он базируется на двух аспектах:
1) определенная
последовательность действий
2) осуществление
управления переходом к само-
В условиях России эти два момента приобретают особую значимость.
Во-первых, изменения в низовых звеньях власти происходят на фоне коренной ломки основ государственного и политического устройства страны.
Во-вторых, эти изменения происходят в условиях и на фоне перехода экономики к капиталистическим отношениям. Причем, это резкий, масштабный, во многом не имеющий аналогов в истории скачок, требующий от местных органов соответствующих действий.
В-третьих, местное самоуправление приходит на смену принципиально противоположным применявшимся ранее правовым конструкциям его организации.
В-четвертых, попытка сплошь и рядом перенести опыт стран Запада по организации местного самоуправления не всегда оправдана, так как нашу ситуацию трудно сопоставить с имеющейся за рубежом в силу совершенно иных условий, в которых происходят преобразования. Хотя это обстоятельство нисколько не предполагает отрицания чужого опыта.
В-пятых, в дореволюционной России был накоплен определенный опыт организации местного самоуправления в форме земств. И это требует скрупулезного и всестороннего его изучения как уникального явления в мировой практике с целью использовать рациональное (с учетом специфики наших поселений, которые в сельских районах центра России сохранились) и в то же время не впасть в слепое копирование.
Отправным моментом становления местного само-управления в России стал Закон "О местном самоуправлении в РСФСР", который был принят еще в эпоху существования СССР в 1990 г. Однако он во многом либо повторял ошибки предыдущих нормативных актов, либо в какой-то части был чересчур категоричен, не учитывая обстоятельств того периода развития общества. Поэтому впоследствии больше говорилось о пользе и целесообразности местного самоуправления, чем делалось на самом деле.
Реальное продвижение в этой сфере началось в 1995 г., когда вступил в силу Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и особенно следует выделить новый этап развития местного самоуправления в связи с принятием нового Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Общеизвестно, что уровень развития любого муниципального образования зависит от ресурсов территории, которые, в свою очередь, являются основанием для его экономического развития. Только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни муниципального сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.
Вот почему так важно сегодня усиление экономической функции органов местного самоуправления, разработка качественно новых механизмов управления экономикой муниципального образования.
Необходимость поиска новых методов управления экономикой муниципального образования обусловливается и существенными различиями в социально-экономическом обустройстве территорий, которые по мере развития капиталистических отношений еще более возрастут. Это представляется одной из основных трудностей на пути к подлинному самоуправлению.
Экономическая функция местных органов особенно важна в периоды кризиса и структурных изменений. Если экономические процессы будут пущены на самотек, кризисные явления будут усугубляться. В то же время выход из кризиса наверняка будет более щадящим, гладким, если органы местного самоуправления будут активно воздействовать на экономику своей территории, максимально используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.
Важнейшим элементом экономической основы местного самоуправления является муниципальная собственность. Состояние ее объектов, cистемы сложившихся отношений, качество функционирования и уровень их развития во многом определяют социально-экономическую ситуацию в любом муниципальном образовании. Поэтому, анализируя эти и другие характеристики муниципальной собственности, мы по сути оцениваем современное состояние городских и сельских поселений, российского общества в целом.
В соответствии
с действующим
Вторая группа такими производными вещными правами не обременяется. К ней относятся средства местного бюджета и иная муниципальная собственность, не закрепленная за муниципальными предприятиями и учреждениями. Имущество этой группы составляет муни-ципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Объекты муниципальной
собственности в своем
Соответственно
этому в управлении объектами
и отношениями муниципальной
собственности принимает
6. КОРПОРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
Корпоративный путь развития муниципальных образований - самый эффективный путь максимально быстрого, демократичного саморазвития территорий на основе включения всех жителей муниципального образования в процесс реального владения корпоративной собственностью и управления ею через договорное право.
Население муниципального образования (города/района) субъекта Российской - это компактное проживание и совместная деятельность людей в рамках очерченных границ территории.
Население муниципального образования - это социальный организм, живущий и действующий по своим правилам и не зависящий от воли отдельно составляющих его индивидов или от навязываемых сверху решений.
Совместно проживающие в муниципальном образо-вании люди, но не объединенные через совместную деятельность (производственную, организационную, управленческую, благотворительную или общественную), не выражают в достаточной мере полную общность интересов муниципального сообщества, которая необходима для принятия адекватных решений по созданию условий в муниципальных образованиях в целях экономического саморазвития. Главный критерий саморазвития - постоянное улучшение качества жизни при минимизации материальных и финансовых затрат всего населения муниципального образования на эти цели.