Экономическая концепция фашизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 00:23, контрольная работа

Краткое описание

Предмет исследований, проводимых учёными разных стран под эгидой изучения основ и специфики функционирования экономики того или иного фашистского государства, может различаться в зависимости от того, что именно понимает под фашизмом тот или иной исследователь, и какие государства, по его личному мнению, относятся к фашистским. Единого мнения по вопросу определения фашизма нет. Ниже обобщаются взгляды учёных, использующих термин «фашизм», согласно его определения, как обобщающее наименование специфических крайне правых политических движений, их идеологии, а также возглавляемых ими политических режимов диктаторского типа. Применительно к экономической стороне вопроса многие учёные отмечают наличие в политической экономии фашизма элементов корпоративизма.

Содержимое работы - 1 файл

Экономическая по литика (экономическая концепция фашизма).doc

— 322.00 Кб (Скачать файл)

     Проведение этой политики было бы невозможным без жёсткого контроля за двумя составляющими инфляции — ростом цен по инициативе капиталистов и ростом зарплаты по требованию профсоюзов. Фашисты запретили профсоюзы и забастовки, одновременно обеспечив строгий контроль за ценами. В июне 1933 года была запущена «Программа Рейнгардта», названная по имени статс-секретаря министерства финансов Фрица Рейнгардта (не путать с «Операцией Рейнхард»). Это был обширный инфраструктурный проект, где косвенные поощрительные меры (сокращение налогов) использовались для стимулирования прямых капиталовложений в общественно-значимые проекты — не только автобаны, но и железнодорожные и водные пути сообщения. Побочным его результатом стал рост спроса населения на автомобили.

     Все эти меры позволили избежать инфляции. Предпосылки этого экономисты видят, отчасти, во введении фидуциарных (фиатных) средств обращения. Их выпускало казначейство без необходимого золотого покрытия из резервов Рейхсбанка.

     Вскоре  Я. Шахту были предоставлены ещё более широкие полномочия, и в августе 1934 года он возглавил министерство экономики. За программой Рейнгардта последовал ряд других похожих инициатив. С 666 тысяч в 1933 году число строительных рабочих возросло к 1936 году до 2  миллионов. В 1936 году доля военных расходов в ВНП Германии составляла 10% — выше, чем в любой другой стране Европы. Но этот показатель продолжал расти и впоследствии. Часть военных расходов составляли стратегические закупки государством продовольствия и промтоваров.

     1936 год оказался для немецкой экономики критичным: цены на сырьё (основной объём импорта) стали расти, а на готовые изделия (основной объём экспорта) падать. Дефицит торгового баланса казался неизбежным. Однако здесь Гитлер, следом за Муссолини взял курс на самообеспечение народного хозяйства. Однако Германия сильнее, нежели Италия, зависела от импорта сырья, и потому задача полной автаркии здесь не ставилась. Вместо этого, в числе торговых партнёров была выделена группа государств, на которые Германия сделала политическую ставку. Помимо Италии это были: Болгария, Венгрия, Румыния, Греция, Югославия. С ними торговля поощрялась (к 1938 году более более половины их экспорта шло в Германию), одновременно свёртываясь с теми, кто не вошёл в преференциальный список — за исключением Англии и США, объём и состав товарооборота с которыми министерство экономики регулировало, ориентируясь на ранее налаженную систему связей, в которой доминировали интересы крупнейших И.Г.Фарбен и других немецких корпораций. Дифференцированная внешнеторговая политика помогла Германии укрепить и своё политическое влияние в южной Европе и на Балканах.

     В особую зону внимания Шахт выделил  оборот с США — страной, на чьи экономические интересы сориентировали американцы Дауэс, а затем Юнг систему выплаты репараций, и интересы чьих банков на посту посла тщательно оберегал в 1933–38 году Ганс Лютер — предшественник Шахта в Рейхсбанке и Гитлера — на посту рейхсканцлера. Акции дочерней компании «ИГ Фарбениндустри» котировались в США всю войну, и американцы получали по ним доходы. Шахт разработал механизм «тонкой подстройки» платёжного баланса с США, назначив для расчётов с ними ряд уполномоченных банков — в частности, Дж. П. Морган. Эти банки вели частные и корпоративные счета в долларах немцев и германских компаний. Американским фирмам — экспортёрам в Германию при этом выдавались бумаги (англ. scrips), представлявшие разрешение на встречную закупку в Германии товаров на означенную сумму. Из этих же сумм американцам, путешествовавшим по фашистской Германии, выдавались дорожные чеки.

     Организационно  не только внешняя торговля Германии, но и внутренний оборот были завязаны, в основном, на картели, монополии  и олигополии, чьи интересы государство защищало.

     Монополистическое фиксирование цен стало правилом для большинства отраслей; картели  образовывались не только в тяжёлой  промышленности и других широко развитых отраслях… Картели и квази-картели, большие и малые, устанавливали  цены, квоты производства и фиксировали раздел рынков, извлекая монопольную прибыль.

      Arthur Schweitzer. Big Business in the Third Reich.

     Здесь в новую силу заработала унаследованная ещё со времён военно-закупочного  комитета Первой мировой войны структура, которую ещё в 1919 году немецкие милитаристы заботливо воссоздали под названием «Имперский союз германской промышленности». 19 июня 1933 года он был объединён, вместе с Федерацией ассоциаций работодателей, в состав единого Имперского управления немецкой промышленностью, где доминировали крупнейшие представители военно-промышленного комплекса (ВПК) Германии.

     В отличие от коммунистов, Гитлер не боролся  с частнособственническими интересами, а их поощрял. Однако наибольшую выгоду от этого стал получать не «средний класс», на чьих голосах Гитлер пришёл к власти, а крупнейшие капиталисты, к которым вскоре добавился и ряд высокопоставленных генералов. Соответствующий треугольник экономической власти (партийные бонзы — большой бизнес — генералы), по мнению Швейцера, сформировался уже к 1938 году. Идеи социализма для среднего класса, считает автор, были отброшены, коллективные договоры и профсоюзы поставлены под запрет. Интересы монополий, получавших от государства преимущественную поддержку по сравнению с мелкими предпринимателями, и извлекавших сверхприбыли, всё более срастались с интересами фашистского правительства[50]. Отмечается, что идеи огосударствления в это время в Германии были менее популярны, чем на Западе.

     С началом захвата сопредельных территорий и переходом к ведению прямых военных действий Германия немедленно включала ресурсы захваченных стран в свой экономический оборот. При этом (см. План Бакке, «План голода») для собственного выживания этим территориям часто оставлялось ниже прожиточного минимума. Ещё до войны в системе принудительного труда были созданы трудовые лагеря, куда направлялись «нежелательные элементы» (нем. unzuverlässige Elemente): гомосексуалисты, бродяги и пр. Принудительный труд практиковался и в пенитенциарной системе, куда при фашистах, помимо уголовных преступников, стали в массовом порядке поступать коммунисты, евреи и некоторые инакомыслящие.

     К 1944 году от 1/5 до 1/4 всей рабочей силы в Германии были иностранцами, включая гражданских лиц и военнопленных. Сотни тысяч евреев, славян и представителей других народов составляли ресурс практически бесплатной, рабской рабочей силы на заводах Тиссена, Круппа, IG Farben; не была исключением и Fordwerke — дочерняя фирма Ford Motor Company. Фактически не было ни одного более-менее крупного промышленного или сельскохозяйственного предприятия, где не применялся бы рабский труд военнопленных или интернированных лиц. В случае успеха операции «Морской лев» этот контингент должны были пополнить и граждане Великобритании.

     Аннексированные, захваченные территории, а также страны, где фашисты насадили марионеточные режимы, продавали Германии сырьё и сельскохозяйственную продукцию по минимальным ценам. В этом плане цель борьбы за жизненное пространство на Востоке (нем. Lebensraum im Osten), выдвинутая Гитлером ещё в «Майн кампф», давала немецкой экономике ощутимые результаты, даже несмотря на партизанское движение в СССР. На западе Европы сокращение потребностей экономик подвластных стран также использовалось в пользу Германии; так, около 2/3 вагонного парка Франции на захваченной немцами территории использовалось для перевозки грузов в Германию.

     Таким образом, в первые годы активных военных  действий население Германии не ощутило этого на своём жизненном уровне. В отличие от большинства стран, Германия практически не увеличила уровень налогов, и если в 1941 году в Великобритании подоходный налог достигал 23,7%, то в Германии — только 13,7%. Однако после 1942 года доля военных расходов стала расти, и по мере потерь ранее оккупированных территорий в СССР Германия была вынуждена проводить реструктуризацию своих производственных мощностей. Гражданское производство свёртывалось; где возможно, организовывалось производство товаров для армии, и на этих предприятиях вводилась военная администрация.

 

      Политико-экономические доктрины фашистской Испании

     В отличие от Италии и Германии, в Первой мировой войне Испания соблюдала нейтралитет. С начала XX века страна попала в зависимость от английского и французского капитала. На их долю в 1915 году приходилось, соответственно, 54% и 34,5% прямых иностранных вложений. Но по окончании войны промышленность Испании лишилась выгодной конъюнктуры на мировом рынке, а иностранные инвесторы переключились на более выгодные объекты. Как результат, сокращение производства в ряде отраслей и внешнеторговый дефицит привели к инфляции и росту безработицы. Не был решён и земельный вопрос, в связи с чем известную силу имел класс помещиков-латифундистов, а сельское хозяйство было отсталым.

     Отличалась  Испания и по типу социалистических идей, доминировавших в начале XX века в широких массах: в отличие от социал-демократии в Западной и Восточной Европе, здесь преобладал анархо-синдикализм. Рабочий класс страны был слаб и малочислен; главный рупор его интересов — Национальная Конфедерация труда — образовался лишь в 1911 году, охватывая при этом поначалу не всю страну, а лишь Каталонию. Ещё позже оформился в Испании и левый фланг социалистического движения: первая компартия (ИКП) здесь образовалась только в 1920 году, и к моменту выхода из подполья в 1931 году КПИ насчитывала всего 800 человек.

     Вместе  с тем, ещё в 1919 году правительство графа Романонеса приняло в Испании декреты о 8-часовом рабочем дне, о страховании по старости и о пособиях по безработице, упредив этим появление соответствующих требований в программах оппозиции. К 1921 году процесс разработки земельной, а также других демократических реформ, продолжавшийся в кортесах, стал встречать сопротивление латифундистов, потребовавших создать правительство «твёрдой руки». 8 марта 1921 года трое каталонских анархистов застрелили председателя Совета Министров Э. Дато. Демократические процессы бывли прерваны; предпринятая через несколько месяцев авантюра в Марокко обернулась разгромом испанской армии при Анвале, за которой последовал мощный общественный протест, поддержанный всеми партиями антимонархической оппозиции. Путч 13 сентября 1923 года генерала М. Примо де Ривера был, словами Д. Рэтклифа, лишь «попыткой остановить часы политической истории Испании».

 

      Тесты. 

     Тест  № 1 

     1. Что является предметом  экономической политики как науки 

     а) совокупность мероприятий и ограничений  правового характера, направленных на создание условий для эффективного взаимодействия самостоятельных экономических  субъектов;

     б) целенаправленное создание рамочных условий  в рыночной экономике и целенаправленное воздействие на экономические процессы;

     в) поведение государства в экономике, которое призвано обозначить и выразить совокупную волю общества и выполнить ее в решениях и действиях правительства, характеризующих экономические процессы;

     г) все вышеперечисленное. 

     2. Политика в отношении  правовых норм, регулирующую  экономическую деятельность, политика в отношении  экономического порядка,  интеграционная и  внешняя политика, политика воздействия  на хозяйственные  процессы, политика  роста и структурная политика, политика охраны окружающей среды, - это: 

Информация о работе Экономическая концепция фашизма