История экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:42, реферат

Краткое описание

В начале ХХ века российская экономика развивалась бурными темпами. Происходил быстрый рост промышленности, сопровождавшийся активной ее монополизацией через создание синдикатов. В 1897 г. была проведена денежная реформа, укрепившая устойчивость и конвертируемость рубля. Освоение Сибири и Дальнего Востока послужило причиной развития железнодорожного транспорта. В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали.

Содержание работы

1. Краткая характеристика российской экономики начала века.....................2
2. Первая мировая война........................................................3
3. Инфляция и революция........................................................4
4. Экономические итоги гражданской войны.......................................6
Список литературы.............................................................12

Содержимое работы - 1 файл

до революции.docx

— 37.58 Кб (Скачать файл)

коммунизма" была "политикой  командования в осажденной крепости". "Военный коммунизм" своей стихийностью и экстремизмом подходил для периода революции и гражданской войны, но начинать восстановление экономики при нем было невозможно. Для выхода из сложившейся ситуации советская власть пошла на компромисс и провозгласила "новую экономическую политику", сочетавшую директивное управление с рыночной самоорганизацией экономики.

Существует мнение, что социальные катастрофы даются людям для того, чтобы извлечь из них уроки на будущее и прийти в конечном итоге к более совершенному общественному устройству. Увы, похоже, что пока общественная память коротка: государства не вырабатывают, как собака Павлова, условные рефлексы на ситуации и наступают на одни и те же грабли много раз .Экономический кризис 90-х годов удивительно совпадает по многим показателям с хозяйственной разрухой революции и гражданской войны. За пять лет начала 90-х годов, так же, как и за пять лет с 1917 по 1921 гг., национальный доход сократился в два раза, еще в большей степени упало промышленное производство, на треть сократился выпуск сельскохозяйственной продукции. Неумелое управление и реформирование экономики может иметь такой же разрушающий эффект, как несколько войн и революций. Конечно, имеются и существенные различия. В 90-х годах сокращение производства происходило со значительно более высокого уровня развития, и в экономике, не обремененной всеобщей мобилизацией и необходимостью поддержания сверхвысоких военных расходов. Наоборот, происходило резкое сокращение расходов на военно-промышленный комплекс. К 90-ым годам были накоплены колоссальные запасы материальных ценностей, имелось много открытых и разработанных месторождений природных ресурсов. Все это смягчило на время социальные последствия кризиса. Важно выделить общие причины кризисов.

1. Накапливавшаяся в течение  предшествующего длительного периода несостоятельность правительства в условиях невозможности его замены.

Правительства Людовика XVI, Николая II и дряхлеющего Политбюро ЦК постепенно утрачивали контроль над экономической ситуацией, не были способны вырабатывать сколько-нибудь эффективные решения, теряли моральное доверие.

2. Внезапный приход к  власти совершенно новых лиц,  которые уверенно знают (прочтя несколько книг или просто веря в провидение), как следует изменить общественное устройство дабы решить все проблемы. Это и молодые, порой экстерном выучившиеся юристы, лидеры французской и русской революций, жаждущие на практике применить не очень ясные и для самих авторов теоретические схемы. Это и российское правительство "завлабов", члены которого гордо носили звания кандидатов и докторов почти не существовавшей после 20-х годов в России экономической науки.

3. Расстройство финансов  и денежного обращения. К 1990 году окончательно

осложнилось финансовое положение  России. Избыток наличных и безналичных  денег привел к расстройству денежного обращения. Покупательная способность рубля начала катастрофически падать. В 1991 г. и в дальнейшем кризис финансов продолжал усугубляться. Постоянно увеличивающийся разрыв между государственными доходами и расходами привел к дефициту госбюджета, к росту внутреннего государственного долга, к росту эмиссии и обесцениванию денег. К концу 1991 года дефицит госбюджета составил 26% ВНП [4 ]. Для покрытия этого дефицита использовалась главным образом эмиссия. Финансовый кризис повлек за собой кризис потребительского рынка. Увеличение денежной массы, обесценивание рубля и фиксированные цены в 1990-1991 гг. стали причиной тотального дефицита продовольственных и непродовольственных товаров (в т.ч. товаров повседневного спроса), роста черного рынка. В 1990 г. был всплеск ажиотажного спроса, вызванный общей нестабильностью в стране и

надвигающейся денежной реформой. Почти все бытовые и хозяйственные  товары исчезли из свободной продажи и реализовывались путем распределения. Свободная продажа товаров ограничивалась талонной системой, нормированием отпуска и другими мерами. С 1 января 1992 г. отпустили цены и они стали стремительно нарастать. В продаже появились товары по недоступно высоким ценам. Начались кризисы неплатежей, наличности, нарастание дефицита, отсрочки выплат зарплат

и пенсий и другие эффекты, свидетельствующие о продолжающемся развале

денежной системы. Все это позволяет провести аналогию кризиса начала 90-х гг. с разрухой периода "военного коммунизма".

 

Существует в разных видах  теория, по которой войны и революции  выполняют очистительную роль в обществе. Так же, как в теории Дарвина естественного отбора биологических видов (кстати, далеко не бесспорной), в теории социального отбора войны и революции предназначены для того, чтобы могли побеждать наиболее прогрессивные общественные силы и идеи. Именно этим в годы советской власти (кстати, здесь известная подмена понятия – вплоть до 90-х годов, власть была не у Советов) объяснялась целесообразность спровоцированной большевиками Октябрьской революции 1917 г. и последующей гражданской войны. Непродолжительное время в 1922 г. в Петрограде выходил журнал "Экономист". Он был закрыт властями в том же 1922 году, но имеется во многих областных библиотеках. Там был ряд очень интересных статей. Например, дневниковые записки очевидца голода 1921 года в Поволжье. Излагаемые в этих записках факты удручающие. Многие из них страшнее любых фильмов ужасов. Их знание необходимо для понимания истории и предотвращения потрясений в будущем. В одном из номеров этого журнала была опубликована статья Питирима Сорокина, молодого тогда российского ученого, коми по национальности. Он стал одним из основателей науки социологии, но уже в Америке. В этой статье Сорокин на огромном историческом материале, в том числе по Первой Мировой войне, доказывал, что войны ведут к регрессу – в них погибают лучшие. В результате Первой Мировой и Гражданской войн Россия понесла колоссальные людские потери. В боях, от голода, болезней, расстрелов погибло более 10 млн. человек. Конечно, в боях и расстрелах была задействована наиболее социально активная и физически здоровая часть населения. Более 1,5 млн. человек вынуждены были эмигрировать, и это были отнюдь не отбросы, а цвет российского общества. За период гражданской войны более 5 млн. человек перебрались из города в деревню. Численность промышленных рабочих (и без того малочисленного в России

"гегемона революции") сократилась почти в 2 раза: с  2,4 млн. человек в 1913

г. до 1,3 млн. человек в 1920 году. Причем далеко не все рабочие  были изначально пролетариями. Далеко не все из них поддерживали "правительство рабочих и крестьян", которое к тому же состояло совсем не из рабочих и крестьян (их там не было – лицемерие долгие годы стало править Россией). Так, высмеивавшиеся в некоторых советских фильмах капелевцы были совсем не белогвардейскими офицерами (как это можно было понять по фильмам). Это были полки, составленные из рабочих-добровольцев (!) Урала, выступавших в поддержку Учредительного Собрания, за установление подлинной демократии в России. Была жажда власти у пришедшей к ней в октябре 1917 года группы лиц, но у них не было четких идей по организации нового общественного устройства. У марксизма, социал-демократического и коммунистического движений в целом имелся хороший анализ и критика социальных язв сложившейся в XIX веке капиталистической экономической системы. Позитивной программы (что надо взамен) не было. Кстати, ее нет и до сих пор, через 100 лет. Это в те далекие годы признавали лидеры анархизма (наиболее последовательной и интеллигентной части коммунистического движения), многие социал-демократы и теоретики марксизма (к примеру, Плеханов). Единственная идея, имевшая широкий пропагандистский эффект, состояла в лозунгах установления общества с полным экономическим равенством людей. Фабрики – рабочим! Земля – крестьянам! Всем поровну: не должно быть бедных и богатых.  В одном из номеров упоминавшегося журнала 1922 года "Экономист" была опубликована еще одна интересная статья П. Сорокина под названием "Голод и коммунизм". Под голодом в этой статье понимается полное обнищание в стране, сокращение до предельно низкого уровня располагаемых на душу экономических благ. Коммунизм определяется как идея экономического равенства, когда все имеющееся богатство страны делится поровну на всех. Идея так определяемого коммунизма не раз в истории под другими названиями овладевала массами. В том числе в виде изначального христианства и многочисленных протестантских движений в нем, в виде исходных принципов ислама, других религий и социальных учений.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Барсов А.А. Баланс  стоимостных обменов между городом  и деревней. - М.:

Наука, 1969.

2. Вайнштейн А.Л. Цены  и ценообразование в СССР в  восстановительный период

1921-1928 гг. – М.: Наука, 1972.

3. Вильямс А.Р. Путешествие  в революцию. Пер. с англ., М.: Молодая гвардия,

1977.

4. Кабо Е.О. Бюджетный индекс (исторический обзор) // Учен. зап. по

статистике. - М.: Наука, 1970. - Т.17.

5. Пашков Б. Правители  России ХХ века (история ошибок  и свершений) //

Аргументы и факты, №7, 2000.

6. Попов В. Динамика  производства при переходе к  рынку: влияние объективных условий и экономической политики // Вопросы экономики, №7, 1998, с.42-64.

7. Струмилин С.Г. На  плановом фронте. – М.: Наука, 1980.


Информация о работе История экономики