Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 16:47, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы станет отражения влияния быстрорастущих фирм на экономическую ситуацию в стране. Для ее достижения нужно поставить более мелкие задачи. Во-первых, необходимо раскрыть понятие и историю появление «газелей». Во-вторых, провести анализ их существования в стране. В-третьих, сравнить зарубежную и отечественную практику появления и существования быстрорастущих фирм.

Содержание работы

Введение 3

1. Место и роль быстрорастущих фирм в национальной экономике 5

1.1 Понятие быстрорастущих фирм - «газелей». 9

1.2 История появления «газелей» на мировом и российском рынке . 12

1.3. Особенности российских быстрорастущих фирм, факторы и проблемы их развития 15

2. Анализ быстрорастущих фирм на примере концерна «Энергомера» 17

2.1. Общая характеристика концерна «Энергомера» 20

2.2. Анализ деятельности концерна «Энергомера» 23

Заключение 37

Список литературы 39

Содержимое работы - 1 файл

быстрорастущие фирмы....doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

    Публикация  в 1979 году Дэвидом Берчем книги «Процесс создания рабочих мест» с изложением этих открытий имела эффект разорвавшейся  бомбы. Что и неудивительно. Америка  конца 70−х — начала 80−х годов переживала предпринимательский бум. Новые фирмы появлялись чуть ли ни во всех отраслях, окончательно вставала на ноги Кремневая долина, на Уолл-стрит активизировался внебиржевой рынок, где преобладали ценные бумаги меньших по размерам фирм. Естественно, «газели» Берча были восприняты как ключевое звено решения общенациональных проблем. В условиях демократии это не могло не вызвать бурной политической реакции. Опираясь на выводы исследования, конгресс США и администрации отдельных штатов одну за другой принимали программы поддержки предпринимательства и малого бизнеса.

    Лет через пять, однако, началась обратная волна. Во-первых, далеко не всех устраивало, что акцент экономической политики сместился на поддержку малых  и развивающихся фирм. Другие могущественные группы не хотели терять свой кусок государственного пирога. Во-вторых, политизация вопроса смущала многих экономистов, заставляя их недоверчиво относиться к результатам Берча. В-третьих, примененные им методики расчетов в некоторых отношениях были действительно уязвимы.

    В частности, картотека DMI содержала массу  неточностей. Годы спустя другой американский экономист, Пол Рейнольдс, «вручную»  перепроверивший данные путем обзвона  тысяч компаний, был вынужден выбраковать  чуть ли не половину карточек. Если к тому же учесть, что Дэвид Берч, физик по образованию, не принадлежал к экономическому истеблишменту, то досталось ему здорово.

    Постепенно, однако, стали набираться усовершенствованные  базы данных, улучшилась методика расчетов. И сомнения в основном рассеялись (кстати, и скрупулезный Рейнольдс подтвердил выводы Берча). Как отмечается в отчете за 2005 год международной неправительственной организации «Глобальный монитор предпринимательства» (более известна по английской аббревиатуре GEM, в настоящее время включает 44 страны, в число которых Россия почему-то не входит), выводы Дэвида Берча были «впоследствии подтверждены многочисленными исследованиями во многих (в основном развитых) странах».

    Совсем  свежие данные (2006 год) международной группы европейских экспертов (проект «Инновационная панель газелей») показывают, что наиболее динамичные «5 процентов фирм обеспечивают от 75 до 80 процентов создания новых рабочих мест». А для отдельных периодов можно найти и вовсе впечатляющие цифры. В 1998–2002 годах, например, «газели» — на тот момент 2% всех американских фирм — дали 200% (!!!) прироста занятости в США. То есть в этот период они не только обеспечили весь фактически наблюдавшийся рост занятости, но еще и компенсировали примерно такое же уменьшение числа работающих на всех остальных фирмах страны.

    В итоге, в 1996 г. Д. Берч получил престижную шведскую премию НУТЕК (NUTEK Award), которую  часто сравнивают с Нобелевской  премией для исследователей предпринимательства. А его основной вывод об огромном вкладе горстки фирм-«газелей» в общенациональный рост производства и занятости – при весьма значительном разбросе конкретных оценок этого вклада – прочно вошел в сознание власть имущих западного экономического универсума: от ассоциаций предпринимателей до ведущих политиков.

    В развитых странах «газели» дают небольшой  вклад в абсолютный ВВП, но именно на них приходится львиная доля его  прироста, создания новых рабочих  мест.

    В России темой газелей занялись лишь в 2006 году. Группа энтузиастов Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации во главе с профессором Андреем Юрьевичем Юдановым провела исследования.

      Это не значит что до этого времени класс быстрорастущих фирм не существовал в нашей стране. Он был и рос, но без осознания государством и бизнес - сообществом его уникальности. И с недооценкой его значимости для развития экономики.

    Несколько лет назад возникла идея выявить и изучить самые динамичные компании среднего бизнеса. Оказалось, что таковых (растущих не менее чем на 30 процентов в течение четырех лет) в стране насчитывается около 600. На первом этапе были обследованы несколько отраслей, отличающихся высокой степенью интенсивности конкурентных процессов, и фирм, «знаковых» для отдельных направлений бизнеса. В итоге были грубо установлены «типовые черты успеха» на сегодняшнем рынке страны. На втором этапе в соответствии с этими чертами были выделены и изучены более 50 наиболее успешных фирм уже без отраслевых ограничений. При этом авторы, как и их иностранные коллеги, столкнулись с поразительным феноменом быстрорастущих фирм – «газелей».

    В 2003-2006 г.г. в Финансовой академии при  Правительстве РФ было проведено  эмпирическое исследование конкуренции  в России. На первом этапе были изучены  несколько отраслей, «модельных»  с точки зрения высокой интенсивности конкурентных процессов (фармацевтика, кондитерская промышленность, банковский сектор), а также фирм, «знаковых» для отдельных направлений бизнеса («Вимм-Билль-Данн», «Балтика», «Интегра», «A4Vision»).

    При этом, хотя отрасли и были разными, в развивавшихся в них событиях часто повторялись схожие сценарии. Всякому опытному профессионалу знакомо чувство узнавания: на рынке происходят вроде бы абсолютно новые, невиданные события, а внутренний голос говорит, что все это уже было. В другое время, с другими продуктами, в немного иной последовательности и с некоторыми новыми деталями, но все же определенно было раньше. Мы старались подчеркнуть подобные параллели, выявить, как схожие процессы развиваются в разных условиях. В итоге были грубо выделены «типовые» черты успеха на сегодняшнем рынке страны. Обнаружились, увы, и стандартные ошибки, приводившие к огромным трудностям, а то и к банкротству компаний.3

    В общем, российские исследователи учитывают те же показатели, что и их заграничные коллеги для присвоения фирме звания «газели», но темп роста продаж фирмы для российской фирмы должен быть не менее 30%. Это зависит от уровня инфляции в стране.

    Быстрорастущий  бизнес - это очень масштабный средний бизнес, который находится вне зоны влияния политики. Этот бизнес является основой капитализма, потому как он более мобилен, чем крупный, и располагает большими возможностями, чем малое предпринимательство.

    На  первый взгляд говорить о высоких  темпах роста в состоянии кризиса  мировой экономики просто не реально, но практика показывает совсем иное. Значительная часть «газелей» не планирует сокращаться даже в условиях кризиса и планируют дальнейшее развитие. 

 

     1.3. Особенности российских  быстрорастущих фирм, факторы

    и проблемы их развития.

    Главной особенностью российских быстрорастущих фирм является их количество – почти в три раза больше, чем в зарубежных странах. Это напрямую связано с особенностями  рынка в России.

    Дело  в том, что на российском рынке  есть очень много свободны ниш  и уже, казалось бы, вымерших отраслей. Вот тут то и появляются «газели». Приведем очень простой пример. Группы компаний «Урал-пресс» (распространение печатной продукции) появилась на рынке печатной продукции, с естественным монополистом. Казалось бы небольшой компании невозможно соперничать с таким гигантом. Но главная проблема заключалась в том, что Почта России доставляла юридическим лицам не газеты и журналы, а массу проблем. «Урал-пресс» сделали процедуру оформления ведомственной подписки простой, ее доставку удобной, бухгалтерскую отчетность правильной. В итоге пять лет подряд на фоне падающего рынка подписки на газеты и журналы удваивали собственные обороты и постоянно отнимали у Почты России долю рынка.

    Второе  уникальное качество «газелей», которое  может им сыграть на руку в момент поиска новых идей, — креативность. Для внедрения на рынок и роста на нем необходимо предложить по – своему уникальный продукт. Поэтому быстрорастущие копании не только растут сами, но и позволяют расти разнообразным отраслям с которыми они сотрудничают.

    Порой такие креативные решения становятся так называемыми «фишками» фирмы. Так, например, фирма «Оранта», производящая плавленые сырки, благодаря новым добавкам, постоянным экспериментам с оформлением выросла 2005 и 2006 годах на 300%, а последующие годы на 80 — 100%.

    Еще одна характерная черта, которая отличает «газели» от среднего бизнеса в целом, — жесткая финансовая дисциплина. Осторожная политика в области заимствований позволяет этой группе компаний сейчас уверенно чувствовать себя на рынке.

    В период расцвета кредиторской зависимости в 2005 — 2007 годах «газели» вели себя более адекватно. В целом весь средний бизнес набрал кредиторской задолженности под 30% от годовой выручки к концу 2007 года. Для «газелей» ее уровень практически не отошел от 18%. В условиях долгового кризиса низкий уровень кредиторской задолженности «газелей» стал своего рода конкурентным преимуществом. Многие фирмы вынуждены были снижать объемы, реорганизовать производство, чтобы погасить кредиторскую задолженность. «Газелям» таких проблем удалось избежать. 
Но главное качество «газелей», которое будет востребовано в новых условиях, — готовность меняться. Запускать новые товары на рынок стало в настоящее время очень сложно и сейчас просто нужно менять то, что уже есть на рынке. Для выполнения этих задач «газели» приспособлены очень хорошо. У них есть все необходимое: интеллектуальные способности, материальные и технологические возможности, соответствующий персонал. Конечно, такая база есть и у крупных предприятий, но у них нет такой готовности к изменениям, какая есть у «газелей». У малого бизнеса, может быть, и есть желание, но нет возможностей.

    «Газели»  могут стать двигателем национальной экономики, но при условии, что они смогут обойти ряд опасных моментов. Как и любой бизнес, «газели» подвержены цикличности, и у многих может возникнуть желание остановиться, оценить ситуацию. Сейчас этого делать ни в коем случае нельзя.

    Сами  же «газели» считают, что главная опасность заключается в отношении к этому феномену со стороны власти. Казалось бы, если есть точка прорыва, то логично, что ее нужно поддержать. Но, как выяснилось, не все так однозначно. Принципиальное отличие «газелей» как раз в том, что их стремительный бег не сопровождался никакой внешней помощью, и они считают, что это естественно. Мало того, некоторые утверждают, что неумелые попытки власти вмешаться только создавали им проблемы.

    Но  «газелям» рано или поздно придется конкурировать не только внутри страны, но и за ее пределами. И может оказаться так что конкуренты, поддерживаемые государством, окажутся сильнее не смотря на все плюсы быстроразвивающихся фирм. Если власть не будет вмешиваться, их просто скупят, и не будет никакого национального капитала. У нас в стране капитализм и без того развивается медленно. Поэтому договариваться с властью надо обязательно.

    Договариваться  надо хотя бы для того, чтобы просто донести информацию. По мнению, руководителей одной из быстрорастущих фирм «государство должно исходить из принципа «не навреди». Что получается, когда мы ведем переговоры с ВТО? По сути, сдаем всех наших потенциальных «газелей», которые могут «выстрелить» в какой-нибудь текстильной промышленности. Так вот и надо убеждать государство присматриваться к «газелям», объяснять, что это крайне полезные животные, их разводить нужно, а не пускать под нож.»

    Помощь государства должна начинаться с признания (наподобие статуса National Celebrity, присваемого «газелям» в ряде западных стран) и готовности к диалогу. Уже давно в России появились союзы «газелей», которые пытаются сформулировать четкую позицию лидеров роста и донести ее до властей.

    Стоит выделить отдельно проблемы с которыми сталкиваютс быстрорастущие компании на международных рынках. Прежде всего  это недостаточный уровень знания иностранных языков. Монтажник с российским знанием английского языка и дипломом никогда не будет допущен к работе на нефтяной платформе стоимостью 2 млрд долларов, которую можно уничтожить одной спичкой. Поэтому компании вынужден тратить огромные ресурсы в обучение свободному владению английским и сертификацию по западным стандартам профподготовки. А это проблема, которую можно решить только на государственном уровне.

    Еще одной разновидностью взаимодействия с государством является поддержка экспорта. Возможности для роста в условиях спада многие «газели» видят в выходе на рынки других стран. Так,  например, СКБ Контур предполагает выйти со своим продуктом на рынки стран СНГ и Восточной Европы, ВЫСО помимо уже исполняемых контрактов на норвежском шельфе начинает работы в Казахстане, на рынок распространения прессы в той же стране уже вышла компания «Урал-пресс», поставки в СНГ есть у «Оранты», планирует выйти на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья и группа «СвердловЭлектро».

    В развитых странах одним из важнейших  инструментов поддержки среднего бизнеса  являются программы поддержки прямых инвестиций своих «газелей» за рубежом: им намного сложнее преодолеть барьеры выхода. В России нет ничего подобного, хотя многие субъекты федерации имеют сети представительств в других странах. Поддержка зарубежной активности средних компаний не противоречит задачам экономического роста страны: рабочие места создаются в других странах, но добавленная стоимость (капитал) все равно возвращается на родину быстрорастущих фирм. 

Информация о работе Быстрорастущие фирмы как фактор экономического роста национальной экономики