Бог и нравственность в философии И.Канта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:09, доклад

Краткое описание

Эммануил Кант (1724 – 1804) - знаменитый немецкий философ и ученый. Его жизнь - написанные им книги, самые волнующие события в ней - мысли. У Канта нет иной биографии, кроме истории его учения. Почти весь свой век он прожил в одном городе - Кенигсберге, он никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Он не искал славы, не добивался власти, не знал деловых волнений.
Почти все разновидности современной философии, так или иначе, восходят к Канту. Его идеи подверглись изменениям, но продолжают жить. Знакомство с учением Канта, на мой взгляд, хорошее начало для изучения философии вообще. Он приучает мыслить самостоятельно.
Читать Канта трудно. Понимать еще труднее, но понятая мысль радует и возвышает. У Канта серьезность изложения всегда связана с трудностью проблемы, с тем, что зачастую ему первому пришлось к этой проблеме прикоснуться

Содержимое работы - 1 файл

2.doc

— 73.00 Кб (Скачать файл)

       Теснее  всего нравственность у Канта сплетена с правом. Если какого-либо человека долг заставил сделать выбор не в пользу своего ближнего, то для Канта это служит свидетельством его нравственности. В действительности здесь проявляется лишь абстрактный гуманизм —  ведь отнюдь не всегда это справедливо на самом деле, то есть отнюдь не всегда “любовь к дальнему” нравственнее “любви к ближнему”. Кант прав  в том, что нравственный императив требует оказания людям нужной помощи, но совсем не вынуждает любить их за это. “Совершенно нелепо было бы говорить: вы должны любить других людей. Следовало бы сказать: у вас есть все основания любить своего ближнего, и это справедливо даже в отношении ваших врагов”. И, действительно, чувство долга как будто исключает чувство любви, ибо любить по обязанности невозможно.

       Обосновывая нравственную самостоятельность человека, Кант решительно отметает постулат о  непременной "целесообразности" ("практичности") человеческого  поведения. В произведениях самого Канта понятие "практический" имеет особый смысл, глубоко отличный от того, который обычно вкладывается в слова "практика" и "практицизм". Под "практическим действием" Кант подразумевает не производящую деятельность, всегда имеющую в виду некоторый целесообразный результат, а просто поступок, то есть любое событие, вытекающее из человеческого решения и умысла. Это такое проявление человеческой активности, которое вовсе не обязательно имеет некоторое "положительное", предметное завершение. "Практическое действие" в кантовском смысле может состоять и в отрицании практического действия в обычном смысле. Человек совершает поступок и тогда, когда он уклоняется от какого-либо действия, остается в стороне. Примеры подобного самоотстранения подчас вызывают не меньшее восхищение, чем образцы самовдохновенного творчества и самого усердного труда.

       Почти каждый из нас сталкивается в своей  жизни с такими ситуациями, когда  доводы «чистого» разума почему-то нас никак не убеждают. Это случаи, когда дело касается наших нравственных и идеологических установок. Возникает  подозрение, что эти установки продиктованы не разумом, а чем-то иным. В поэтической речи это часто называется «чувством», «сердцем», «душой» и противопоставляется «холодному» рассудку. И в таком подходе к делу есть своя правда, поскольку нравственный поступок продиктован не расчетом, а неким внутренним чувством. Но нравственное чувство, доказывал Кант, полемизируя с английскими просветителями, — это не просто склонность к добру, непосредственный порыв милосердия и сострадания. Согласно Канту, нравственное чувство должно быть опосредовано долгом, ограничено им. А долг — это нечто безусловное и самодостаточное.

         Нравственность, по Канту, не может  быть обусловлена ни расчетом, ни выгодой, ни стремлением  к счастью или наслаждению.  Нравственное поведение, утверждает он, вообще не может иметь внешних мотивов. А в качестве единственного внутреннего мотива такого поведения он признает только долг. Нравственно человек поступает тогда, подчеркивает Кант, когда действует вопреки склонности, расчету и т. п. И такая этика называется этикой ригоризма.

       В предисловии к «первому изданию» сочинения «Религия в пределах только разума» (1793) Кант со всей определённостью  провозглашает следующее: «Мораль, поскольку она основана на понятии  о человеке как существе свободном, но именно поэтому и связывающем себя безусловными законами посредством своего разума, не нуждается ни в идее о другом существе над ним, чтобы познать свой долг, ни в других мотивах, кроме самого закона, чтобы этот долг исполнить» Правда, категоричность данного утверждения смягчается заявлением о том, что «мораль неизбежно ведёт к религии, благодаря чему она расширяется до идеи обладающего властью морального законодателя вне человека».

           Подобно другим способностям  человека, чувство долга, согласно  Канту, является непознаваемым в своих истоках. Но мы не можем отрицать разумного характера нравственного долженствования.

           Разве не разумно то, что нравственный  долг повелевает любить друг  друга? Разве не разумно его  требование уважать себе подобных? Исходя из этого, Кант делает вывод о том, что нравственный долг — это проявление практического разума, который обладает безусловным приоритетом по отношению к разуму теоретическому.

           Итак, чтобы быть свободным, человек,  по Канту, должен руководствоваться  в своем поведении такой инстанцией, как нравственный долг. Однако в противоположность Спинозе, у которого быть свободным — значит следовать познанной природной необходимости, Кант различает законы природы и законы свободы. И хотя индивид у него принадлежит обоим мирам, человеком он становится именно тогда, когда начинает руководствоваться долгом как особым нравственным законом. И здесь мы должны вновь обратиться к идее Бога, поскольку нравственный закон у Канта внутренне связан с верой во Всевышнего. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ( в концесловие всего можно сказать,что…) Заключение

       Итак, подведем итоги взаимосвязи Бога и нравственности в философии  Канта.

       Бог выступает в роли воплощенного нравственного  закона, а доказательством бытия  Бога становится сам факт существования  нравственности.

       Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей, и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо.

       В итоге,  в учении Канта вопрос веры и вопрос нравственности оказываются  одним и тем же вопросом. А постулаты «Бог существует» и «Моя душа бессмертна» становятся этическими постулатами, или, как выражается Кант, постулатами практического разума. Освободив строгую науку от решения богословских вопросов, Кант перемещает их в сферу этики. Однако, настаивая на том, что вера в Бога есть основа нравственности, а бытие Бога — аксиома нравственного сознания, Кант создает новые проблемы. Причем некоторые из них были осознаны уже самим Кантом.

       Это означает, что человеку, уважающему моральный закон, неизбежно приходит на ум мысль о желательности существования потустороннего мира, в котором бы осуществлялось соответствующее нравственным достоинствам людей высшее благо для них, что осуществимо лишь при допущении Божественного бытия как высшего «морального законодателя». Итак, кратко основной тезис Канта о Боге можно выразить в следующих словах – Я не знаю, что такое Бог, но я очень хочу, чтобы он был.

       Таким образом, Кант стремился доказать, что  по содержанию религия практически  ничем не отличается от морали, ибо она касается долга вообще. Религия отличается от морали лишь по форме, придавая моральному законодательству влияние на человеческую волю не прямо, а через идею Бога. При этом следует учесть, говорил Кант, что эта идея «Высшего Существа» создана «самим разумом».

     Кант  обращает внимание, что вера представляет собой иррационалистический вариант  расчетливости. Вера фанатиков, юродивых, авторитаристов безусловным образом  исключается как "Критикой чистого  разума", так и "Критикой практического  разума": первой - потому, что вера представляет собой ставку на "сверхразумность" неких избранных представителей человеческого рода; второй - потому, что она обеспечивает индивиду возможность бегства от безусловного нравственного решения.

     Вера  в существование бога и личное бессмертие нужны кантовскому субъекту не для того, чтобы стать нравственным, а для того, чтобы сознавать себя нравственно эффективным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. С.Н.Мареев История философии, 2008.
  1. В.П. Кохановский  Основы философии науки. М.: Феникс, 2007.
  1. Учебник под ред. В.Д.Губина. Т.Ю.Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2005.
  1. Кант И. Критика практического разума. СПб, 1908.
  2. Кант И. Религия в пределах чистого опыта. СПб,1909.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Kant
  2. http://www.i-text.narod.ru/lib-f.html
  3. http://soclist.by.ru/life_kant.htm

Информация о работе Бог и нравственность в философии И.Канта