Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 19:03, курсовая работа
Применение анализа как метода исследования изменений в международной торговле на современном этапе предполагает рассмотрение двух аспектов: во-первых, темпы её роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре: товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, групп стран и отдельных стран). Сама тематика работы предполагает изучение не только количественных характеристик изменений в международной торговле, но и качественной стороны этих изменений. В качестве результата проведенного анализа, применяя метод синтеза, будут сделаны выводы о динамике и структуре международной торговли.
Введение……………………………………………………………………………3-4
Теоретические основы исследования мировой торговли…………….5-12
1.1 Теории международной торговли……………………………………..5-7
1.2 История становления международной торговли……………………8-10
1.3 Основные показатели международной торговли…………………..11-12
Динамика мировой торговли……………………………………………13-20
2.1 Общая характеристика………………………………………………….13
2.2 Динамика мировой торговли в начале ХХI в……………………...14-20
Анализ основных показателей мировой торговли……………………21-43
3.1 Товарная структура мировой торговли……………………………. 21-25
3.2 Географическая структура мировой торговли……………………..26-35
3.3. Россия на международном рынке товаров и услуг……………….36-43
Уровень вовлеченности стран в международную торговлю………….44-49
Заключение……………………………………………………………………...50-52
Список литературы……………
Тем не менее, несмотря на заключенные соглашения, товарооборот между странами — членами СНГ в течение 90-х годов не только не вырос, но и имел устойчивую тенденцию к сокращению. Главная причина такого, положения заключается в том, что во вновь созданных государствах действуют два противоположных процесса. Первый нацелен на возрождение на рыночной основе единого интегрированного союза государств, второй, противоположный первому, обусловлен поисками каждой из стран — членов СНГ своего, особого места в международном разделении труда, формированием в каждой из них самостоятельной, относительно независимой экономики. Это затрудняет выработку общей стратегии экономического развития и, в частности, формирование единой внешнеторговой политики в рамках Содружества.
Основные ведущие внешнеторговые партнеры России в 2000 г. представлены в таблице 3 (см. Приложение 4).
Финансовый кризис и рецессия в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда «любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики»
По
оценке Всемирного банка, российский кризис
2008 года «начался как кризис частного
сектора, спровоцированный чрезмерными
заимствованиями частного сектора
в условиях глубокого тройного шока:
со стороны условий внешней
Удар
глобального кризиса по России был
сильнее, чем по экономикам иных стран
вследствие 3-х причин: «американской
финансовой катастрофы», негативно
отразившейся на всех рынках и финансовых
системах развивающихся стран; падения
цен на нефть при значительной
зависимости России от её экспорта;
политических ошибок российского руководства.
С середины года рынок потерял
около 600 пунктов только из-за ухудшения
инвестиционного климата в
Минэкономразвития дал прогноз на 2009 год до минус 2,2 % ВВП, минус 7,4 % по промышленности и примерно минус 14 % по инвестициям, оставив прогноз по цене нефти прежним — 41 доллара за баррель.
По данным Росстата, в феврале 2009 года индекс промышленного производства снизился на 13,2 % по сравнению с аналогичным показателем прошлого года; объём производства в обрабатывающих отраслях промышленности в январе — феврале сократился на 21 %, добыча полезных ископаемых сократилась на 4,5 %, производство электроэнергии — на 7,2 %. Впервые с сентября 1999 года в феврале товарооборот в рознице снизился на 2,4 %.
По
итогам первого полугодия 2009 года, «Россия
стала безусловным лидером
Согласно данным Росстата в начале августа 2009 года, по итогам второго квартала ВВП России вырос на 7,5 % по отношению к первому кварталу; по сравнению с тем же периодом прошлого года показатели — отрицательные: минус 10,9 процента.
В
опубликованном 12 октября 2009 года интервью
руководитель Росстата В. Л. Соколин
говорил, в частности: « Если исходить
из модели, применяемой Росстатом, то
она не подтверждает данные Минэкономразвития
о том, что мы уже пошли вверх.
Я имею в виду такой показатель,
как тренд — динамику с исключением
всевозможных сезонных и календарных
факторов. Если взять, например, промышленное
производство, то четыре последних
месяца эта линия идёт абсолютно горизонтально».
Анализ сравнительных данных национальной и международной статистики позволяет выявить общую мировую тенденцию роста показателя доли торговли в составе ВВП страны, т.е. растущий процесс вовлеченности стран мира в систему международной торговли. Соответственно, в отношении конкретной страны речь идет о необходимости выявления степени и масштабов этой вовлеченности. С точки зрения такой постановки вопроса все страны распределяются на несколько групп.
Первая группа стран. Традиционно высока доля участия в международной торговле «малых стран» Европы (Бельгия, Голландия, Люксембург— Бенилюкс), а также стран Скандинавии (Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии, Ирландии и Исландии). В их международную торговлю вовлечены практические все секторы национальных экономик (свыше 85%), а величина показателя внешней торговли этих стран по отношению к показателю ВВП — наивысшая (уступает только Гонконгу). Это первая группа стран с высоким уровнем вовлеченности (коэффициентом) в международную торговлю.
Вторая группа стран — это большинство государств ОЭСР: Япония, США (7-8% в начале 1970-х гг. и более 25-26% доли ВВП в 2003—2004 гг.), Германия, Франция, Италия, Испания и др.
Третья группа стран — это все остальные страны, хотя и в них, по-видимому, необходимо осуществить соответствующую классификацию, в том числе и в группе развивающихся стран. Все страны, хотя и неодинаково, вовлечены в международную торговлю.
В торговых позициях стран происходят постоянные сдвиги — одни страны улучшают их, у других стран они ухудшаются под влиянием различных причин, у третьих — остаются неизменными и т.д. Одновременно у многих стран появляется возможность проведения компенсирующей торговой политики. Некоторая переориентация торговых рынков из США и Западной Европы на рынки развивающихся стран, в частности на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, АСЕАН, Китая и Индии, стран Африки и Латинской Америки (в меньшей мере в зоны СНГ) дает значительный позитивный эффект в оздоровлении международной торговли и финансов. В последние годы все более отчетливо проявляются связи между динамикой мировой торговли и темпами мирового экономического роста. Эти три региона являются в настоящее время потенциально более крупным рынком для американских товаров, чем любая европейская страна, взятая в отдельности.
В целом же примерно 61—63% общего мирового импорта товаров (с некоторыми колебаниями) приходится на развитые страны. Из этой доли около 75% реализуется между самими развитыми странами, приблизительно 20% товаров идет в развивающиеся страны, а около 2% приходится на постсоциалистические страны. Эти пропорции остаются почти неизменными в течение последнего десятилетия. В свою очередь, развивающиеся страны вывозят в промышленно развитые страны около 75% своих экспортных товаров. Примерно 20% товаров реализуется в их взаимной торговле; около 3% приходится на бывшие социалистические страны (СНГ и ЦВЕ). Удельный вес постсоциалистических стран в мировой торговле незначителен — 3—4%. Группа развитых стран стабильно контролирует мировую торговлю: на три ведущих центра (глобальная триада) выпадает основная часть ее объема. При этом наибольшая часть, т.е. около 41% мирового экспорта и импорта товаров, приходится на Западную Европу, примерно 22% —на Северную Америку, приблизительно столько же — на Азию, около 6% — на Латинскую Америку, 4% — на Средний Восток, 3,6% — на страны Африки[17].
Следует отметить, что доля внутрирегионального экспорта стран — участниц интеграционных объединений в 1980—2004 гг., непрерывно возрастала. Это касается, прежде всего Евросоюза, НАФТА и показателей единения Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). АТЭС в организационном отношении наиболее аморфная международная организация, минимально связывающая своих участников какими-либо обязательными требованиями и условиями. Тем не мене, концентрация торговых связей между его участниками оказалась наибольшей по сравнению с другими интеграционными группами, уступая лишь Евросоюзу. Однако интенсивную торговлю между странами этого региона не следует связывать с деятельностью АТЭС — страны через двусторонние и многосторонние переговоры решали вопросы, связанные с интенсификацией торгово-экономических отношений.
Торговля между странами — членами ЕС всегда являлась частью международной торговли. Однако с 1 января 1993 г. сообщество стало единым рынком товаров и услуг. Если торговлю внутри ЕС рассматривать как внутреннюю, а не международную торговлю, то доля развитых стран с рыночной экономикой в мировой торговле сокращается примерно до 60%. С точки зрения темпов роста и процентного соотношения, можно отметить некоторое сокращение доли внутрирегиональной торговли в зоне Евросоюза. Концентрация региональной торговли в Западной Европе достигла своего предела (с точки зрения существующего уровня МРТ), поэтому происходит своего рода «выравнивание» объемов и структуры экспортно-импортных операций в направлении их большей оптимизации. В этом смысле масштабы внутрирегиональной торговли Евросоюза достигли своих «пределов роста».
Специфика внутрирегиональной торговли в объединениях — ЕС, НАФТА, АСЕАН, в некоторой степени АТЭС — заключается в том, что она развивается во многом успешно в силу того, что экономики этих стран имеют взаимодополняемый характер. Эта особенность усиливает взаимную привлекательность, дает дополнительные стимулы к взаимной торговле. Правда, такая объективная взаимодополняемость экономик стран не всегда дает положительный эффект в торговле - пример этого СНГ. Здесь взаимодополняемость экономик имеет почти абсолютный характер, тем более что исторически национальные экономические системы развивались в течение долгого периода времени как подсистемы общей, единой регионально-страновой системы. В то же время взаимная торговля в СНГ имеет явную тенденцию к сокращению. Очевидно, что политические инстинкты порою имеют решающее значение для определения экономических тенденций, особенно в слабых странах с диктаторскими остаточными явлениями и неокрепшими институтами частной собственности.
Указанный выше процесс сокращения доли взаимной торговли стран ЕС не стоит абсолютизировать, он имеет ограниченное по времени значение, тем более по пространству. Вхождение новых 10 стран в Союз хотя и дает новый импульс торговой экспансии Евросоюза, тем не менее, сопряжен с серьезными трудностями, связанными с разным уровнем экономического развития, разным уровнем жизни населения и т.д. Эти трудности будут проявляться еще долгие годы.
Очевидно, что для развитых стран процесс усиления внутрирегиональных связей является отражением другого, более качественного процесса — совершенствования международного разделения труда в Западной Европе, когда он трансформируется на новые технологии конкурентных предприятий в интегрирующихся странах, тем самым подводя собственно производственную базу под институциональные изменения. Для тех же стран, которые находятся в «промежуточном состоянии», усиление региональных связей подчинено поискам рынков сбыта местной продукции, которая явно непривлекательна для рынков бывших метрополий. В этих странах, однако, собственно производственно-торговая (экономическая) ситуация довольно сложная по той причине, что в последние два десятилетия все большую силу и влияние приобретают ТНК с разветвленной производственно-сбытовой сетью по всему миру. Их центры, как известно, часто располагаются в развитых странах, а кооперационные связи иногда замыкаются между филиалами ТНК. В результате страна пребывания ТНК не получает ожидаемой выгоды от их деятельности, поскольку производственно-сбытовая деятельность ТНК «выводится» за пределы национальной экономики, она имеет как бы виртуальный характер для страны. В то же время общие статистические показатели, в том числе в области региональной и международной торговли, становятся более позитивными.
Одновременно с этим развивается тенденция общего уменьшения физических объемов импортируемого сырья. Исключение составляют энергоресурсы, спросы на которые стремительно растут; особенно возрастает этот спрос со стороны Китая и Индии, а также ряда других НИС, интенсивно развивающихся в последнее десятилетие. Сокращение доли импорта сырья, в свою очередь, объясняется тремя главными причинам: 1) расширением производства синтетических материалов на базе развития химической промышленности, 2) большим ресурсом использования отечественного сырья и 3) переходом на ресурсосберегающие технологии.
В то же время резко возросла международная торговля минеральным топливом — нефтью и природным газом как следствие развития химической промышленности и изменений в структуре топливно-энергетического баланса. Но и эта тенденция имеет неустойчивый характер, находится в зависимости от изменений в технологической базе производства, а также от динамики промышленного цикла в мировой экономике, подверженной влиянию спонтанных факторов, когда внешне создается впечатление об их случайном проявлении. Например, рассматривая временной период с конца 1996 г. по начало 2000 г., можно выделить две характерны тенденции: во-первых, благоприятные условия для стабильного экономического роста для стран Западной Европы и Северной Америки, что обусловило потребность в росте энергоносителей и собственно стабильность цен на нефть; во-вторых, произошло беспрецедентное падение цен на нефть на мировых рынках. И лишь в 1999 г. рост цен на нефть переломил эту тенденцию — цены на нефть начали медленно расти.
Рост
цен на нефть продолжался устойчиво
в течение более 3 лет (1999—2002), затем
эта цена стабилизировалась на уровне
28—30 долл. за баррель, колеблясь вблизи
этой цены, опускаясь или несколько превышая
отметку в 30 долл., до весны 2004 г.[2]. Летом
2004 г. цена на нефть стремительно взметнулась
вверх, впервые перешагнув отметку в 50
долл. за баррель и иногда достигая 60 долл.
за баррель на Нью-Йоркской фондовой бирже.
Заключение
Традиционной
и наиболее развитой формой международных
экономических отношений
Информация о работе Анализ основных показателей мировой торговли