Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:50, курсовая работа
Я выбрал эту тему для изучения, так как экономический рост является одной из наиболее важных характеристик экономической жизни любой страны мира. Жизнь, как утверждали еще мыслители древности, есть движение. И, подобно живой природе, экономическая жизнь общества также находится в постоянном движении, которое проявляется во множестве постепенных количественных и качественных изменений.
Таблица - Число изобретений на 10 тыс. учёных и инженеров, занятых в сфере НИОКР
| Годы
| на фирмах, с числом занятых менее 1 тыс. человек | на фирмах, с числом занятых более 1 тыс. человек |
в 1953-1959 гг. | 8,2 | 2,5 |
в 1960-1966 гг. | 12 | 1,8 |
в 1967-1973 гг. | 13,1 | 1,7 |
в 1974-1977 гг. | 14,1 | 1,7 |
в 1978-1988 гг.
| 15,2 | 1,6 |
Иными словами, вклад в создание и освоение новой техники и технологии со стороны средних и мелких фирм почти в пять раз превышал по объёму освоения изобретений соответствующую долю крупных промышленных компаний. Большой бизнес сохраняет определённые преимущества, но теперь они лежат в другой области. Современный “суперволк” вынужден сбросить вес, быстрее соображать и быстрее поворачиваться. На смену стальным зубам и мощному телосложению в качестве главных аргументов в борьбе за существование приходят обладание крупными исследовательскими заделами, развитой инфраструктурой маркетинга, высококвалифицированными и сработавшимися коллективами специалистов и руководителей, информационными системами. Корпорации создают гибкие децентрализованные организационные структуры, заменяют иерархические системы управления сетевыми, стараются сделать работников причастными целям фирмы. Лозунгом кадровой политики становится:
“Высоким технологиям - высокая техника контактов с людьми”.
Таким образом, малый бизнес сегодня является важной компонентой интенсивного экономического роста, создателем рабочих мест, фактором научно-технического прогресса.
Глава 2. Модели экономического роста.
2.1. Кейнсианская и неоклассическая модели экономического роста.
Теоретическими источниками моделей экономического роста являются кейнсианская теория макроэкономического равновесия и неоклассическая теория производства.
Кейнсианские модели (Р. Харрода, Е. Домара и др.) основаны на объяснении различных уровней динамического равновесия. Если совокупный рост поглотил все совокупное предложение, то планируется рост предложения, существовавший ранее. Параметры производства для будущего периода определяются на основе величины капитала или инвестиций и предельной склонности к потреблению. Если темпы роста производства соответствуют спросу, то такой рост называется гарантированным. Возможны ситуации, когда планируемые темпы роста окажутся выше или ниже гарантированных.
Кейнсианские модели однофакторные, так как рост производства рассматривается как функция капитала. Здесь учитываются не цены производственных факторов. А лишь технические условия производства.
Напротив, неоклассические модели экономического роста базируются на создании стоимости продукта всеми производственными факторами, каждый из которых создает свою часть стоимости. При этом факторы производства независимы и взаимозаменяемы. Между выпуском продукции и ресурсами, необходимыми для ее производства, существует определенная зависимость. Модели неоклассиков – многофакторные. Для примера остановимся на модели Солоу. Она не является одной из последних, но наглядно демонстрирует учет неоклассиками факторов производства в росте количества продукта, для чего в модель вводится производственная функция.
С помощью уравнения производственной функции описывается предложение товаров Y = F (K, L). Объем производства зависит от запасов капитала
и используемого труда. Соотнесем все величины с количеством работников. Разделим обе части уравнения на L. Тогда получим уравнение Y/L = F (K/L; 1).
Это уравнение показывает, что объем производства в расчете на одного работника (Y,L) является функцией капитала на одного работника (K/L). Таким образом, мы получим показатели производственной функции в расчете на одного рабочего. Обозначив y = Y/L - количество выпущенной продукции на одного работника, или производительность труда, а k = K/L - капитал, приходящийся на одного работника , или капиталовооруженность труда, мы можем записать производственную функцию как y = ƒ (k), где ƒ (k) = ƒ (K; 1).
В таком виде производственная функция соотносит производительность труда с капиталовооруженностью, что значительно упрощает анализ.
На рис.1 угол наклона кривой, выражающий функцию ƒ (k), уменьшается (кривая становится более пологой). При такой производственной функции каждая дополнительная единица капитала производит меньше продукта, чем предыдущая, т.е. снижается предельная производительность.
Рис.2.1 Кривая производственной функции
Как известно, спрос на товары предъявляется со стороны потребителей и инвесторов. Поэтому продукция, произведенная каждым работником, будем делиться между потреблением, приходящимся на одного рабочего, и инвестициями в расчете на одного рабочего: y = c + i. В модели Солоу с = (1 – s)y. Это значит, что потребление пропорционально доходу и ежегодно часть дохода (1 – s) потребляется, а часть s сберегается. Подставим значение с в предыдущее уравнение: y = (1 – s)y + i. Разделив обе части уравнения на у, получим i/y = s или i = s × y. Отсюда следует, что инвестиции пропорциональны доходу. Заменив выражением производственной функции, получим i = sƒ (k). Это уравнение включает в себя производственную функцию и функцию потребления и показывает, что чем выше объем капиталовооруженности k, тем выше объем производства ƒ (k) и больше инвестиции i.
Кривая капиталовооруженности. Связь производства, потребления и инвестиций основывается на замене производственной функции кривой капиталовооруженности, которая включает в себя функцию потребления путем замены предельной склонности к потреблению (1 – s) или sf (k). Поэтому на рис.2 величина производительности слагается из потребления с и инвестиций i, поскольку сбережения, как правило, являются будущими инвестициями.
Рис.2.2 Взаимосвязь производства, потреблений и инвестиций
Чтобы учесть в модели амортизацию, предположим, что ежегодно выбывает фиксированная доля капитала, поэтому выбытие пропорционально запасам капитала.
Изменение запаса капитала есть единица между инвестициями и выбытием капитала.
Построив интегрированный график, можно проследить следующие закономерности (рис.3).
Рис. 2.3 Изменение запаса капитала в зависимости от инвестиций и
выбытия
Существует единственный уровень капиталовооруженности, при котором инвестиции равны величине износа K’. Если в экономике достигнут такой уровень, то он не будет изменяться во времени, так как две действующие на него силы (инвестиции и выбытие) точно сбалансированы.
В случае, когда запасы капитала будут меньше устойчивого уровня. Инвестиции превышают выбытие. Капиталовооруженности поэтому растет до равновесного уровня K’. Когда же запасы капитала будут превышать K1, например K2, инвестиции меньше выбытия и капитал выбывает быстрее, чем добавляется. Поэтому капиталовооруженность снижается до устойчивого уровня K’.
Устойчивый уровень капиталовооруженности соответствует равновесию экономики в достигнутом периоде. Из модели Солоу следует важный вывод: высокий уровень сбережений ведет к более быстрому экономическому росту, но это ускорение лишь движение к новому устойчивому состоянию. Сохранить высокие темпы экономического роста достаточно длительный период времени или постоянно невозможно. Вместе с тем модель позволяет проанализировать, какая часть производственного продукта должна потребляться в настоящий момент, а какая сберегаться для использования в будущем.
Напомним, что неокейнсианцы утверждают, что не существует никакой производственной функции, поскольку величина капитала, как бы ее не измеряли, зависит от распределения доходов на прибыль и заработной платой. Распределение же дохода на прибыль и заработную плату определяется темпами экономического роста и склонностью к сбережениям получателей прибыли. Они отвергают теорию распределения. Основанную на предельной производительности факторов производства.
У неоклассиков сбережения - пассивный элемент экономического роста, а инвестиции – активный. Фундаментальные модели были разработаны Дж. Робинсон, Е. Кальдором, С. Мирлисом.
Заключение
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1) Экономический рост можно определить как рост реального ВНП или рост реального ВНП на душу населения. Он обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем.
2) Экономический рост определяется следующими факторами: природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии.
3) При экстенсивном экономическом росте достигается сокращение уровня безработицы, достижения полной занятости, которая позволяет увеличить темпы роста. Но это явление временно, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же.
4) При интенсивном типе развития экономический рост достигается более широким использованием НТП, высококвалифицированных рабочих.
5) Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников.
6) Государство может играть значительную роль в экономическом росте при правильной налоговой политике и политике инвестирования, для перехода на интенсивный путь.
Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся, экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая никаких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако не следует забывать и о негативных факторах экономического развития, таких, как экологическая проблема. А чтобы добиться наибольших результатов, необходимо использовать разработки ученых разных направлений.
Информация о работе Кейнсианская и неоклассическая модели экономического роста