Цикличность экономического развития и её особенности в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Одной из важнейших экономических проблем, привлекающей пристальное внимание учёных и практиков на протяжении почти полутора веков, является проблема циклических колебаний экономики. Периодическое возникновение в ряде стран кризисов в их хозяйственной жизни, основанной на рыночных механизмах, заставляло учёных-экономистов выявлять те причины и факторы, которые обуславливают их появление. Предлагались самые различные теории, объясняющие природу и общие закономерности экономического цикла, начиная от колебаний солнечной активности, воздействовавшей на экономику, заканчивая современной теорией реальных циклов (нобелевская премия 2004г.).

Содержание работы

Введение............................................................................................................3
Цикличность развития экономики……………………………………............. 5
1.1 Понятие, виды, фазы экономического цикла….......................................5
1.2 Эволюция теорий экономических циклов……………...........................10
1.3 Государственное антициклическое регулирование……………………15
Современный мировой экономический кризис............................................21
Причины современного мирового экономического кризиса.................21
2.2 Ситуация в мировой экономике во время кризиса……………..…..….25
Беларусь в условиях мирового экономического кризиса.............................29
Негативные последствия мирового кризиса для Беларуси....................29
Пути преодоления кризисных явлений в экономике Беларуси.............33
Заключение.......................................................................................................35
Список использованных источников.............

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая Цикличность экономического развития.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

     Среди достоинств антициклической монетарной политики выделяются ее гибкость, мобильность: ссудный процент может быть изменен немедленно. Считается, что монетарная политика особенно действенна по отношению к инвестициям - важнейшему движителю совокупного спроса.

     Правительства, борясь с кризисом, цикличностью, сочетают мероприятия фискальной и монетарной политик (например, экспансионистской фискальной политики с политикой дешевых денег). Однако общепризнанно, что сами по себе фискальная и монетарная политики не в состоянии избавить капитализм от цикличности, кризисов. Они не «ремонтируют» диспропорции в сфере производства. Косвенно, через налоги и государственные закупки, они подталкивают производство к равновесию, но вызывают при этом не только желательные, но и нежелательные последствия. Например, стимулирующая фискальная политика своим побочным эффектом имеет рост процентных ставок, что сокращает инвестиции, т.е. тот же совокупный спрос, увеличение которого является целью экспансионистской политики. Положительный эффект политики как бы сам собой подрывается.

     Что касается политики дорогих денег, то, проводимая в условиях подъема (инфляции), она повышает обменный курс валюты страны, а значит, удорожает товары данной страны при пересчете цен в денежные единицы других стран. Экспорт сокращается, торговый баланс становится пассивным, и государству приходится решать, пользоваться ли данным вариантом монетарной политики для сглаживания цикла. Причем при сочетании мер фискальной и монетарной политик не только накладываются друг на друга желательные эффекты, но усиливаются также и нежелательные эффекты обеих политик.

     Представители различных научных школ давали свои рекомендации по совершенствованию  антициклической политики. Дж.М. Кейнс  исследовал все формы эффективного спроса, но в итоге пришел к тому же выводу, что и К. Маркс: цикличность экономики зависит от инвестиций. Подобно Марксу, за колебаниями инвестиций он увидел норму прибыли ("предельную эффективность капитала"). Но у Кейнса наблюдается психологическое видение нормы прибыли в форме ее ожиданий капиталистами (продукт психологического состояния, настроений). Подъем, он объясняет чрезмерным оптимизмом капиталистов, закрывающих глаза на нарастающий избыток товаров, рост издержек и другие симптомы. Однако первые же неплатежи ввергают предпринимателей в панику, когда даже прибыльные инвестиции кажутся им убыточными, - отсюда кризис. По Кейнсу, когда многие рынки неконкурентны и капитализм лишен механизма саморегуляции, необходимы фискальная, а также денежно-кредитная антициклическая политика государства.

     Упор  в кейнсианстве делается на фискальную политику, дефицитное финансирование (на нисходящей ветви цикла), на создание и расширение государственного спроса, а также (через налоговые ставки) инвестиционного и потребительского спроса. Денежно-кредитная политика (предложение денег и процентная ставка) нацелена на повышение инвестиционного спроса. Но она считается кейнсианцами менее действенной, чем фискальная, ее механизм состоит из слишком многочисленных звеньев, при переходе от звена к звену нарастают искажения, нежелательные эффекты [5, с.143].

     М. Фридмен и монетаристы считают, что современная конкуренция, как  и раньше, обеспечила бы стабильность капитализма, если бы не неоправданное вмешательство государства. Его дискреционная фискальная и даже денежно-кредитная политики часто дают отрицательный эффект. Одним из действенных факторов экономической активности монетаристы признают предложение денег. Оно прямо, минуя ссудный процент, воздействует на экономику. Кризисы, цикличность часто вызываются хаотическим регулированием предложения денег государством. Фискальная и денежно-кредитная политики (в их сложившемся виде) могут быть заменены монетарным правилом: ежегодное расширение денежной массы должно осуществляться в том же темпе, в каком растет ВНП, т.е. на 3-5% [5, с.208]. Это сняло бы и цикличность, и инфляцию.

      Общий подход монетаристов к государственному фискальному и денежно-кредитному регулированию разделяют и другие школы, примыкающие к неоклассическому направлению. Причем сторонники экономики предложения главным в политике снижения налогов видят увеличение масштабов производства (через нераспределенную прибыль корпораций, сбережения, инвестиции), а также (через рост располагаемой заработной платы) усиление стимулов к труду. Этот рост предложения, с их точки зрения, обеспечивает расширение рынка и преодоление цикличности.

     Правительства широко используют инструменты фискальной и монетарной политики, разработанные в основном кейнсианским направлением.     Р. Рейган достаточно успешно применил в США в начале 80-х годов положения экономистов - сторонников экономики предложения. Используются некоторые рекомендации монетаристов по установлению "потоков" размеров денежной массы и в других странах. Но ни одно правительство не строит свою антикризисную, антициклическую политику в полном объеме на рекомендациях одной теории. Как правило, каждая такая политика есть комбинация наиболее эффективных мер, предлагаемых разными школами.

     Экономическая необходимость подводит к прямому  регулированию пропорций общественного воспроизводства, целевому их обеспечению инвестиционными интервенциями государства.

     Для прямого обеспечения пропорций  общественного воспроизводства  используется, прежде всего, государственная собственность в сфере производства и инфраструктуры. Однако она нигде не доминирует. Поэтому развитые страны практикуют и другие пути прямого направления пропорций воспроизводства.

     Широко  используются методы индикативного  планирования. Так, во Франции планирование введено декретом Шарля де Голля еще в 1946 г. и совершенствовалось десятки лет. Здесь не только осуществляется тщательная состыковка мероприятий фискальной и монетарной политик. Государство воздействует на пропорции общественного воспроизводства, совершенствует их. Рыночный фактор формирования пропорций - цены - находится под особым вниманием государства. В нескольких жизненно важных отраслях (газ, электроэнергия, транспортные услуги и т.д.) существуют государственные цены. При либерализации цен устанавливаются верхние и нижние границы их изменений. Запрещены перепродажи товаров по завышенным ценам, обеспечивается строгая ценовая маркировка на все товары, население широко информируется о ценах и т.д.

      Другой  путь в самых динамичных экономиках - японской, южнокорейской и некоторых других. Они развиваются через полюса роста: государство сворачивает даже еще доходные, конкурентоспособные отрасли, переключая ресурсы на новейшие, самые прогрессивные. Отсюда - опережающее развитие стран, в которых хозяйственная структура изменяется «вниз», выход на самые передовые позиции, успешная конкуренция с лидерами, включая США. В планировании используются пятилетние планы и различные программы; проводятся объединения, разукрупнения, реорганизации фирм и отраслей, другие прямые воздействия на пропорции, цикличность. Проявления цикличности здесь в общем слабее, чем в других странах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Современный мировой  экономический кризис

2.1 Причины современного мирового экономического кризиса 

    Для понимания причин распространения американского финансового кризиса на весь мир нужно представлять, как в условиях глобализации функционирует мировая финансовая система. Главный цементирующий ее элемент — единая мировая банковская система, которая благодаря современным технологиям и либеральным правилам движения капитала, несмотря на разные валюты, функционирует в режиме реального времени, практически по единым правилам и нормам ведения банковского дела. Причем масштабы перемещения из страны в страну краткосрочных спекулятивных капиталов в десятки раз превышают потребности торговли и инвестиций в реальный сектор. Национальным государствам, особенно небольшим, сложно противостоять подобным потокам капитала. Такую мобильность капиталов обеспечили либеральные правила движения капиталов и регулирования работы фондовых бирж, а также спекулятивные интересы мировых финансовых институтов, никак не связанные с потребностями экономики. Сегодня спекулятивные деньги с помощью транснациональных банков путешествуют по миру не в поисках нефти, шелка, технологий, а в поисках прибылей из виртуальных игр с производными финансовыми инструментами [2, с.5]

    Фундаментальные причины американского финансового  кризиса, переросшего в мировой, кроются в следующих диспропорциях  мировой экономики, нарушающих ее устойчивое развитие.

    1. Диспропорция между  финансовым и реальным  секторами. В последние 30 лет ХХ в. американские нобелевские лауреаты по экономике Р. Мертон и М. Шоулз придумали, а банковские практики внедрили десятки виртуальных финансовых инструментов — деривативов и фьючерсов. В результате около 10 тыс. мировых хедж-фондов с активами в 2 трлн. долл. США совместно с крупными инвестиционными банками выстроили спекулятивную пирамиду из долговых обязательств, когда нельзя было даже понять, кому перепроданы плохие кредиты.

    К моменту начала кризиса 64% всего  рынка производных инструментов приходилось на фондовые контракты. Причем наибольший объем рынка фондовых опционов приходился на Северную Америку (3 млрд. контрактов), фондовых фьючерсов — на Европу, Африку, Средний Восток, а индексных опционов — на Азиатско-Тихоокеанский регион.

    Однако  новые доходы финансовый сектор может  зарабатывать только при взаимодействии с реальным, а все сделки внутри самого себя — это перераспределение  доходов, то есть игры с нулевой суммой: что один выиграл, то второй проиграл. Подобные игры с разросшейся до гигантских масштабов финансовой пирамидой требовали наличия значительной ликвидности, и центробанки мира, и в первую очередь ФРС США, охотно шли на эмиссию. Коэффициент монетизации, то есть количество денег в обращении в развитых странах, приближался или даже превышал ВВП.

    Ситуация  усугублялась тем, что доллар выполнял две функции — национальной валюты США и мировой резервной валюты [2, с.6].

    2. Торговый дисбаланс и инфляция доллара. Основной валютой мировой банковской системы с послевоенного времени является доллар США. Главная угроза для мировой экономики связана с возможным крахом доллара. Отрицательное сальдо торговли США с остальным миром (более 800 млрд. долл. в последние годы) привело к дефициту платежного баланса по текущим операциям тоже практически в 800 млрд. долл. ежегодно (см. приложение Б), который покрывается эмиссией долларов и финансовых долларовых инструментов, в первую очередь казначейских обязательств правительства США (национальный долг достиг 11 трлн. долл., более 40% государственных облигаций США принадлежит нерезидентам). Иными словами, США потребляют то, что производят другие страны, то есть, в свою очередь, сами же это потребление и финансируют [2, с.6].

    Таким образом, несбалансированность в мировой торговле, в первую очередь между США и Китаем, усиленная инвестиционными потоками (у Китая положительное сальдо текущих счетов более 10% ВВП), а также между нефтеэкспортерами и остальным миром ( у нефтеэкспортеров положительное сальдо текущих счетов составляет 12—15% ВВП) — это главный дисбаланс мировой экономики (торговый дисбаланс), приводящий ее в неравновесное состояние. Выровнять его могли бы значительные потоки капитала из Китая, России, нефтедобывающих стран на приобретение американских корпораций и превращение их в действительно международные, ведь за долги надо расплачиваться собственностью. И США, и страны ЕС собственностью пока делиться не желают [2, с.7].

    3.  Демографический дисбаланс и барьеры на пути миграции. Дешевая рабочая сила из-за ее избыточности в азиатских странах привела к выносу из развитых стран практически всех сборочных производств. Теория Милля о равновесии мировой экономики требует свободы передвижения всех факторов производства: не только товаров, технологий и капитала, но и труда. При свободном передвижении рабочей силы из перенаселенных стран в развитые упала бы зарплата в странах “золотого миллиарда” и не было бы необходимости выносить сборочные производства, например, в Китай. Существующий дисбаланс между демографией и производством, согласно прогнозу ООН на 2050 г., только усилится, несмотря на расширение ЕС. Понятно, что это не улучшало их торговые балансы. Природный демографический дисбаланс может быть смягчен ликвидацией барьеров на пути свободного движения мигрантов [2, с.7].

      4. Дисбаланс между  рыночной и реальной  стоимостью корпораций. Избыточные потоки спекулятивных капиталов транснациональных банков после снятия в конце прошлого века последних ограничений на их инвестиционное участие направлялись на мировые финансовые биржи, резко взвинчивая стоимость корпораций. Так стоимость некоторых американских банков и инвестиционных компаний стала в десятки раз больше реальной цены их собственного капитала. Был период, когда рыночная капитализация Майкрософт превышала ВВП Канады.

      Фондовый  рынок перестал выполнять важную функцию — продажи собственности, а стал чисто спекулятивным, то есть играл на индексах (фиктивном богатстве).

      Отток спекулятивных капиталов с фондовых рынков, а также падение биржевых индексов означают, что стоимость предприятий и фирм мира уменьшается в разы, что нарушает пропорцию между акционерным и заемным капиталом и разоряет их ввиду невозможности перекредитования. Из сказанного не следует, что не нужен фондовый рынок, котировка акций на бирже — важный инструмент оценки эффективности работы фирм и рыночного перераспределения ресурсов. Из кризиса фондового рынка вытекает совсем другой урок: нужно установить новые биржевые правила XXI в., отсекающие хотя бы частично от биржи игры спекулянтов и обеспечивающие свободный доступ на нее тех, кто хочет иметь собственность всерьез и надолго. Правила эти просты — продать купленные акции можно не через полчаса, а через, например, полгода [2, с.8].

Информация о работе Цикличность экономического развития и её особенности в РБ