Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:14, реферат
Одно из направлений, по которому Россия должна выходить из экологического кризиса, – эколого-просветительское. Смысл этого направления заключается в развитии экологического образования, просвещения и воспитания для решения главной задачи – перестройки общественного экологического сознания, изменения образа жизни человека, его нравственности. Другими словами, стратегия преодоления экологического кризиса должна иметь не только научно-техническую и правовую, но и нравственную составляющую.
1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы. Человек – не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
2. Отказ от иерархической картины мира.
3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества.
4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5. Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
6. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.
В последние годы в нашей стране и за рубежом начал разрабатываться свод основных экологических положений и принципов, которые, по мнению их авторов, должны соблюдаться на всех уровнях жизни человека – от индивидуальной до общечеловеческой. Среди них значительный интерес представляют основные положения «биосферной этики», разработанные с позиций экоцентризма российским ученым Ф. Я. Шипуновым (1990):
1. Прежде всего не должно делать – много или мало – и выбрасывать в биосферу отравляющие вещества – ядохимикаты, фреоны, полихлорбифенилы и весь им подобный арсенал искусственного химического мира, который никогда не существовал в окружающей среде. Потому что всякое из этих веществ, взаимодействуя с природными, порождает в биосфере десятки и сотни других, так называемых парагенетических веществ («пара» – рядом, около), многие из которых становятся более ядовитыми, чем исходные.
... Следует воспроизводить... естественные вещества и материалы, которые обычны в биосфере и разлагаются микроорганизмами, т. е. естественным путем.
2. Не должно повышать радиационный уровень биосферы, выбрасывая в нее искусственные радиоактивные изотопы от атомной энергетики и промышленности.
3. Не должно к тому же добавлять в собственную среду новые электромагнитные поля, так как они не исчезают бесследно и сказываются на каждом живом существе.
4. Не следует растрачивать «основной капитал» энергии биосферы и ее окружения, потому что в них нет ни одной калории лишней энергии, которая могла быть использована даром и без последствий.
5. Нельзя уничтожать и разрушать виды твердых, газовых и жидких минералов, виды растений и животных, потому что они есть не только продукт физико-химического и биологического равновесия, но и носители этого равновесия, определяющие организованность биосферы. Их нужно рассматривать и оберегать как драгоценное наше состояние, как продукт длительного планетно-космического процесса.
6. Не следует тем более уничтожать и разрушать любые подразделения биосферы – луга, леса, болота, реки, озера, эстуарии, заливы, моря и т. п. ... где сложным образом взаимосвязаны и взаимодействуют разные виды живой и неживой природы...
7. Не должно создавать организованность биосферы техническими средствами... потому что это есть отказ от более совершенной организованности природы в пользу менее совершенной, это есть перевод биосферы на более низкую качественную ступень...
В самой простой форме принципы биосферной этики (по Ф. Я. Шипунову) таковы: уважение ко всему живому (и, в частности, к человеку), уважение к природе, т. е. биосфере и ее окружению, и уважение к Космосу.
Становление ноосферы и нового экологического сознания будет длительным, «противоречивым и мучительным и потребует новых принципов нравственности, среди которых решающее значение будет иметь переход от принципа количественного роста, беспредельного, примитивного накопления материальных богатств за счет разрушения биосферы Земли к принципу возвышения разума и духа при сдержанном, лишь необходимом материальном достатке» (Войткевич, Вронский, 1996).
3. Проявления антропоцентризма, порождающие экологические кризисы
За тысячелетия истории человеческой цивилизации сложилась устойчивая тенденция ставить себе на службу природные ресурсы. Стремление человека полнее удовлетворять свои потребности развивало производство, расширяло масштабы освоения ресурсов и преобразования биосферы. В борьбе с силами природы в общественном сознании утверждался принцип человеческой исключительности, для которого характерны проявления антропоцентризма, антиэкологизма и своеобразною социального оптимизма. Он выражается в следующем:
человек отличается от всех остальных живых существ на Земле, над которыми он доминирует, так как люди, кроме генетической наследственности, обладают культурным наследием;
именно социальные и культурные, а не биологические и физические факторы окружающей среды обусловливают деятельность человека;
технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно, и все социальные проблемы принципиально разрешимы.
В результате утверждения в сознании людей этих стереотипов сформировалось достаточно устойчивое антропоцентрическое мировоззрение, характерное для развитых стран мира. Оно состоит в следующих утверждениях и выводах из них.
Высшую ценность представляет человек. Поэтому только он самоценен, а все остальное в природе важно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа – собственность человечества.
В иерархической картине мира на вершине пирамиды стоит человек. Ниже – все, что создано человеком и для человека. Еще ниже – различные объекты природы, место которых определяется их полезностью для человека. Мир людей противопоставлен миру природы.
Целью взаимодействия с природой является удовлетворение потребностей человека, т.е. извлечение и использование природных ресурсов для получения определенных полезных продуктов.
Характер взаимодействия с природой определяется принципом: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человеческому обществу.
Дальнейшее развитие природы должно быть подчинено интересам развития человечества.
Сущность деятельности человечества по природопользованию состоит в сохранении природной среды и ресурсов для будущих поколений.
В дополнение к этому необходимо, с учетом характеристик территорий, первичной биологической продукции, возобновляемых и невозобновляемых ресурсов, прийти к твердому убеждению: существующие и многократно повторяемые как в научных и экономических работах, так и в средствах массовой информации стереотипы антропоцентрического экологического мировоззрения следует менять. Типичным примером необходимости изменения устойчивых стереотипов является наша страна.
Утверждение о широте территории России и в связи с этим о наличии достаточно большой емкости для размещения населения и хозяйственных объектов неверно, так как значительная часть неосвоенных или слабо освоенных территорий страны (60–65 %) приходится на районы холодного климата, где распространена вечная мерзлота и продукция фотосинтеза незначительна. Зона сравнительно благоприятных климатических условий с наиболее высоким уровнем фотосинтетической продукции уже заселена, освоена и занята десятками тысяч хозяйственных объектов. Таким образом, при наличии физического пространства имеет место экологическая нехватка территории. Поэтому предложения о перераспределении на восток производительных сил по экологическим соображениям представляются просто опасными в существующих условиях жестокого экологического кризиса. Необходимо осознать, что при наличии физического пространства экологическое пространство России полностью исчерпано.
Другим стойким стереотипом служит постоянное утверждение о необходимости увеличения количества населения. Демографическая концепция поощрения роста населения поддерживается государством. Между тем хорошо известно, что прирост населения на 1% требует для сохранения прежнего уровня жизни увеличения валового национального продукта на 3%. В противном случае вновь рожденные дети будут менее обеспеченными, менее здоровыми и менее счастливыми. Если же добиваться еще большего прироста населения, то разрушение биосферы и истощение ресурсов приведет в перспективе к бедности, голоду и гибели всего человечества.
Во многих случаях поддерживается широко распространенное мнение о необходимости расширения использования возобновимых ресурсов. Хотя опасные планы переброски воды северных рек европейской части России и Сибири отвергнуты, продолжается планирование расширения потребления водных ресурсов, особенно в европейской части, что обосновывается ростом населения и наращиванием промышленного и сельскохозяйственного потенциала. Тем не менее в настоящее время и в обозримом будущем дефицит водных ресурсов вызывается и будет вызываться в основном их неэффективным использованием, распространением устаревших технологий в большинстве отраслей национального хозяйства, переполивами в системе орошения, низким качеством оросительных объектов и, наконец, загрязнением водных источников.
Часто фиксируют факт сокращения площадей пашни и других сельскохозяйственных угодий, считая это отрицательным явлением. Между тем площадь сельскохозяйственных земель в России слишком велика. Однако малая эффективность использования пашни приводит к огромному импорту зерновых. Огромная площадь пашни требует большого количества техники для ее обработки и рабочих рук при уборке урожая. В действительности пашенные угодья необходимо резко сокращать, повышая эффективность использования земли. Именно огромные размеры пашни служат одним из факторов ее неэффективного использования.
Необходима смена стереотипов и по отношению к лесным богатствам. Расчетная лесосека в России составляет 600 млн м3 /год. При этом существует стремление увеличить объемы рубок, так как, но некоторым оценкам, Россия испытывает все возрастающий дефицит в древесине, превысивший в 1990 г. 50 млн м3. Большие возможности для снижения потребления древесины дают новые технологии, позволяющие с единицы древесного сырья получать намного больше единиц конечной продукции. И дело здесь не только в повышении эффективности использования и снижении потерь древесины. После рубок происходит резкое нарушение круговорота веществ – по мере восстановления естественного растительного покрова до невозмущенного состояния леса требуется примерно 300 лет. Однако повторные рубки производятся уже через 50 лет после образования спелой древесины, что прерывает процесс восстановления первичного леса с замкнутым круговоротом веществ. Поэтому было бы разумным увеличить в шесть раз время между вырубками. Следует скептически относиться к мифу о лесных богатствах Сибири, где темпы прироста леса в несколько раз меньше, чем на европейской территории России из-за очень низкой биологической продуктивности.
Стереотип отношения к невозобновляемым ресурсам похож на стереотип, связанный с обширностью территории России. Это мнение утверждает изобилие минеральных ресурсов в стране, а в отношении истощающихся ресурсов порождает надежды на геологические изыскания и разведку новых месторождений. Между тем по ряду видов ресурсов идет неуклонное сокращение их разведанных запасов, однако более серьезным фактором становится удорожание как разведки, так и добычи полезных ископаемых. Если в 1975 г. на добычу сырья стоимостью 1 руб. надо было затратить 2 руб., то к 1986 г. эти затраты выросли в 2 раза. Они продолжают расти в настоящее время. Новые ресурсы находятся в отдаленных от промышленных центров районах, а потому освоение месторождений и транспорт сырья связаны с очень большими расходами и значительным ущербом для окружающей среды. Сокращение запасов невозобновляемых ресурсов, которые отнимаются у будущих поколений, никак не учитывается в экономических расчетах, что создает иллюзию их бесплатности (или низкой стоимости). Особое беспокойство вызывает сокращение запасов нефти и газа, которые в огромных количествах извлекаются из недр России.
Конечно, удовлетворение потребностей человека немыслимо без использования природных ресурсов. Любое производство по своему существу основано на природопользовании, т.е. преобразовании природных ресурсов, составляющих часть потенциала биосферы. Ресурсный потенциал включает вещества и энергию, которые вовлекаются человеком в социально-экономическую сферу. При экономическом подходе к потенциалу оценивается стоимость ресурсов: стоимость сырья на внутреннем и мировом рынках, затраты на его добычу, транспорт, переработку, а также экономическая целесообразность выбора различных видов природопользования. В каждом конкретном случае необходимо решать, что более выгодно экономически: вести разработку в данном районе полезных ископаемых или сохранить природный ландшафт как источник других ресурсов (например, лесных). При экологическом подходе природный потенциал оценивается как совокупность условий, необходимых для жизни и воспроизводства населяющих данную экосистему организмов, в том числе человека.
Антропогенная деятельность, влияющая на формирование условий возникновения и развития экологических кризисов, должна базироваться на эколого-экономической оценке, которая включает учет затрат на восстановление естественного потенциала экосистем после его нарушения человеком. При экономии на этих затратах (в условиях экстенсивного хозяйствования) человек зачастую создает для себя трагические эколого-социалыше последствия: снижение работоспособности, ухудшение здоровья, увеличение смертности и др. Часто эти последствия во много раз перекрывают затраты на восстановление нарушенной среды обитания.
Воспитанное тысячелетиями потребительское отношение к природе породило у человека устойчивое представление о безграничности природных ресурсов. Пока интенсивность их изъятия была относительно невелика, биосфера восстанавливала нарушенные равновесия экосистем. Но с недавних пор антропогенное воздействие уже не компенсируется потенциалом биосферы, а человек продолжает «покорять» природу, расширяя и усиливая разрушительные процессы в ней.
Известно, что для биосферы характерны механизмы самоуправления, ведущие к гомеостазу экосистем – обеспечению внутренних и внешних связей, сохраняющих ее устойчивость. Гомеостаз природных систем поддерживается, с одной стороны, взаимодействием с внешней средой путем материального и энергетического обмена. С другой стороны, гомеостаз поддерживается благодаря внутренним процессам функционирования, осуществляющимся при относительно постоянных энергетических затратах и преимущественно за счет рассеянных источников энергии. Эти процессы обеспечивают внутреннюю целостность систем и составляют второй блок ее управления. Причем ведущая роль в гомеостазе природной системы принадлежит функциям живого вещества, без которого она быстро деградирует: усиливаются функции и роль механических форм движения, структура системы упрощается.