Экологическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 06:59, доклад

Краткое описание

Уникальность Дальнего Востока состоит в том, что это один из пяти центров видообразования на Земле. Нигде в мире нет такого количества эндемиков (то есть присущих только данной местности) флоры и фауны на единицу площади.
В то же время – это крупнейший транспортный (железнодорожный, морской), рыболовный центр, место добычи на континентальном шельфе углеводородов, и на материке – металлов, золота, алмазов, то есть потенциально аварийно-опасных с экологической точки зрения производств. А это и загрязнение берега, и гибель всей живности в море и на берегу, и в заповедниках.

Содержимое работы - 1 файл

Региональная и национальная безопасность на Дальнем ВостокеСпециальный выпуск.docx

— 16.42 Кб (Скачать файл)

Региональная и национальная безопасность на Дальнем ВостокеСпециальный выпуск//Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 28(280), 2005

Экологическая безопасность

Уникальность  Дальнего Востока состоит в том, что это один из пяти центров видообразования  на Земле. Нигде в мире нет такого количества эндемиков (то есть присущих только данной местности) флоры и  фауны на единицу площади.

В то же время  – это  крупнейший транспортный (железнодорожный, морской), рыболовный центр, место добычи на континентальном шельфе  углеводородов, и на материке – металлов, золота, алмазов, то есть потенциально аварийно-опасных с экологической точки зрения производств. А это и загрязнение берега, и гибель всей живности в море и на берегу, и в заповедниках.

Переход к рыночным отношениям привел к резкому сокращению отечественного промысла в исключительных экономических зонах других стран  и районах Мирового океана, в связи с чем большая часть промыслового флота перебазировалась в исключительную экономическую зону Российской Федерации, из-за этого нагрузка на нее возросла на 70%.

Современное состояние  сырьевой базы отечественного рыболовства  в дальневосточных морях характеризуется  снижением численности отдельных  видов, в том числе из-за хищнического вылова биоресурсов. Эта тенденция  характерна для популяции минтая североохотоморского, камчатского краба, отдельных стад трески, корфокарагинской сельди, лосося.

Запасы лососевых  сокращаются, потому возникла необходимость  строительства заводов по воспроизводству  осетровых. Чтобы поддержать их популяцию, нужно ежегодно выращивать до 15 млн. штук молоди, удается же выпустить  в естественную среду не более 10 % от потребности.

Многие природные  объекты на Дальнем Востоке имеют  трансграничный характер. Но  сопредельные государства не всегда идут  на совместные природоохранные мероприятия.

Так, в 2004 г. в  Пекине прошла очередная межправительственная сессия по Амуру. К сожалению, Китай  не пошел на подписание документа  о дальнейшем сотрудничестве в части  контроля по подходу рыбы осетровых  и лососевых пород в период нереста, особенно в реки Хор и  Бира. Совместный контроль по нелегальному лову был сорван.

На долю Дальнего Востока приходится около 30 % запасов  древесины. Максимально возможный  объем лесозаготовок более 90 млн. куб. м, что превышает общий объем  вывоза древесины из России в целом. Но хищническое истребление элитных  деревьев, крупные лесоразработки наносят  существенный ущерб дальневосточной  природе.

Экологи региона  высказывают опасения о последствиях для экологической безопасности региона прокладки нефтепровода "Тайшет - бухта Перевозная", нефте- и газопроводов Оха – Комсомольск – Хабаровск – Владивосток и Саха (Якутия) – Амурская область, разработок и добычи углеводородов на континентальном шельфе у острова Сахалин, в Охотском море и т.д.

Трубопроводы  пересекут тысячи водоемов, пройдя через сотни нерестовых рек и  десятки сейсмических разломов. Никто  не может дать гарантии, что в  случае землетрясения какая-нибудь из труб не даст трещину. Нефтегорское землетрясение разорвало существующий нефтепровод "Роснефти" в сотне мест. Вероятность загрязнения нерестовых рек крайне велика. Трубопроводы пройдут под землей и будут пересекать реки траншейным способом под руслом. Оперативно обнаружить утечку не удастся. В отличие от Аляски, где трубы в опасных местах вынесены на поверхность, поставлены на специальные компенсаторы, а через реки для них перекинуты специальные подвесные мосты.

Заверения руководства нефтяных и газовых компаний в том, что на обеспечение безопасности магистральных трубопроводов направлены огромные средства, и вообще коэффициент аварийности на нефтепроводах компании самый низкий в мире, вызывают большое сомнение у местных экологов.

Сейсморазведка, бурение,   промысел, транспортировка приведут к и шумовому, химическому, механическому загрязнению, а они - к неизбежному   изменению природной среды обитания. Россия лишится одного из важнейших   источников наполнения рыбной продукцией  продовольственного рынка страны, утверждают экологи.  В большинстве случаев к ним присоединяются и региональные власти. Так, на протяжении более 10 лет органы власти и управления   Камчатской области, ученые, специалисты обращаются   на федеральный уровень с запросами и рекомендациями:   «приостановить закулисную деятельность по бездумному внедрению нефтедобывающей промышленности в  Охотоморье; провести комплексную экономическую, социальную, экологическую оценку вариантов освоения   природоресурсного потенциала края; не идти на поводу у нефтепромышленников».

Эксперты высказывают  сомнения в значительности отдачи нефтетранспортировки и нефте-, газодобычи для дальневосточных субъектов Российской Федерации. Чаще всего приводится пример Сахалина, где были использованы зарубежные инвестиции. Обещанный Кувейт не состоялся. На всех земляных и прочих черных работах используются рабочие, привезенные из Средней Азии. Лишь несколько местных врачей и медсестер приняты на работу для их медицинского обслуживания. Все квалифицированные должности занимают только иностранцы. Ни одного рубля, ни одного кубометра газа от эксплуатации принадлежащего России газоконденсатного месторождения остров не получил.

Единственное, чего пока удается добиться противникам  строительства нефтепровода, -  это сдержать на время работы по геологическим изысканиям в районах строительства.

Разработчики  и исполнители при этом честно признаются, что некоторый урон природе  все же неизбежен. Пока сумма ущерба, например, на читинском участке нефтепровода "Тайшет - бухта Перевозная" определена в 62,7 млн. рублей, что компания обязуется  компенсировать специальными выплатами  и восстановительными работами. В  целом же отчисления на охрану окружающей среды и компенсационные выплаты  на всем протяжении нефтепровода составят около двух миллиардов рублей. Это  диктуется тем, что трубопровод 39 раз пересечет железные дороги, 43 автодороги, 38 рек и сотни небольших  речушек.

Одна из самых  серьезных комиссий, занимающаяся сегодня  экологической экспертизой, - это  общественная экологическая организация "Байкальская экологическая волна". Она до сих пор утверждает, что  проект не обоснован ни экологически, ни экономически, ни социально. Экспертная комиссия, в состав которой вошли 11 человек - ученые из Иркутска и США - пришла к выводу, что проект обоснования инвестиций в строительстве нефтепровода выполнен с нарушением российских законов. В частности, указывается на нарушение законов об охране окружающей природы, охране атмосферного воздуха и проч. Как сказано в обнародованном заключении комиссии "оценка воздействия на окружающую среду представлена в общем виде, без применений к данному нефтепроводу в конкретных физико-географических условиях. Необходима основательная переработка ОВОС...". Экологи также считают, что риск загрязнения озера Байкал, Ангары, Братского водохранилища, территории Тункинского национального парка при авариях ставит под сомнение целесообразность строительства нефтепровода по принятой трассе.

Информация о работе Экологическая безопасность