Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:29, реферат
Экологические пирамиды - это графические изображения численности и структуры между продуцентами, консументами и редуцентами. Основанием пирамиды служит уровень продуцентов, а последующие уровни питания образуют этажи и вершину пирамиды.
1. Ухудшение
качества среды обитания, ведущее
к снижению средней
2. Ухудшение качества вод.
3. Загрязнение атмосферного воздуха.
4. Наличие площадей радиоактивного загрязнения.
5. Возрастание риска техногенных катастроф.
6. Расширение
зон с неблагополучной
Право на благоприятную окружающую среду является базисом всей системы экологических прав граждан и соотносится с ними как цель и средства ее достижения. Иные экологические права служат гарантиями его реализации. Определение того, что понимается под правом граждан на благоприятную окружающую среду, необходимо для определения понятия экологических прав вообще.
Существуют различные подходы к определению понятия экологических прав граждан в российской доктрине.
Так, В.В. Петров, говоря об экологических правах, выделял три аспекта:
* право граждан на благоприятную окружающую среду;
* право человека
на охрану здоровья от
* право человека и его обязанность как гражданина участвовать в охране окружающей среды (5).
М.М. Бринчук определяет право граждан на благоприятную окружающую среду и экологические права вообще, как "признанные и закрепленные права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой", как "права в области природопользования и охраны окружающей среды" (6).
А.К. Голиченков рассматривает право граждан на благоприятную окружающую среду в трех аспектах:
* как правовой инструмент экологических прав и обязанностей;
* как элемент
содержания экологических
как элемент правового статуса субъектов экологических правоотношений (7).
В отечественной юридической науке, предлагались различные формулировки этого права:
* право на благоприятную окружающую среду;
* право на здоровую окружающую среду;
* право на чистую, здоровую и благоприятную для жизни человека окружающую природную среду.
Однако после конституционного закрепления основного экологического права, большинство
авторов приняли формулировку статьи 42 Конституции РФ за единственно верную.
В соответствии со Стокгольмской Декларацией об окружающей человека среде безопасная (здоровая, благоприятная) окружающая среда - это среда, качества которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь (8). В российском законодательстве существует понятие санитарно - эпидемиологического благополучия населения, то есть такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека, и имеются благоприятные условия его жизнедеятельности. Благоприятной является такая окружающая среда, которая способна удовлетворять экологические (физиологические), экономические, эстетические и иные жизненноважные потребности человека (9). В связи с этим конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду есть аналог конституционного право каждого на жизнь (статья 20 Конституция РФ) (10). Кто загрязняет окружающую среду, превращает ее в неблагоприятную, тот фактически покушается на жизнь людей, вынужденных проживать в экологически неблагоприятной окружающей среде. Не случайно в ФЗ "Об охране окружающей среды" среди принципов охраны окружающей среды очень справедливо назван приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных условий труда и отдыха населения (11).
В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться, и защищаться посредством обеспечения и защиты права на благоприятную окружающую среду (12).
Право на благоприятную окружающую среду представляет собой:
во-первых, нравственный принцип, выраженный в норме Конституции;
во - вторых, принцип построения системы объективного экологического законодательства, а так же его важнейшую норму;
в третьих, праву
гражданина на благоприятную окружающую
среду корреспондирует
Определение содержания и границ права на благоприятную окружающую природную среду составляет значительную сложность. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" (14) это право рассматривается как право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной и иной деятельностью человека, т.е. природная среда - это среда, безопасная для здоровья человека. В юридическом смысле качество окружающей среды определяется не столько с точки зрения фактического отсутствия заболеваний у конкретных граждан, сколько с позиции соответствия ее характеристик установленным экологическим нормативам.
В литературе высказывается мнение, что данного критерия благоприятности окружающей природной среды не достаточно. Она должна определяться и другими признаками, такими как чистота (незагрязненность), ресурсоемкость (неистощенность), экологическая устойчивость, видовое разнообразие и эстетическое богатства. (15)
Именно такое
понимание благоприятной
Объектом права на благоприятную окружающую среду является "благоприятная окружающая среда", т.е. такое ее качественное состояние, которое позволяет человеку жить, не ощущая на себе вредного для жизни и здоровья воздействия. В этом смысле можно говорить и о "здоровой" окружающей среде.
В юридической литературе, посвященной разработке теоретических моделей данного права, существуют различные точки зрения по поводу содержания терминов "благоприятная" и "здоровая" окружающая среда.
Одни ученые используют эти понятия как равнозначные, например, говоря о "субъективном праве каждого гражданина на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду" (16) или "безопасной (здоровой, благоприятной) окружающей среде как объекте правовой охраны и интереса человека" (17)
Так, Ю.С. Шемшученко утверждает, что право человека на безопасную (здоровую) окружающую среду - это фактически его право требовать соблюдения эколого-правовых нормативов, система которых, по его мнению снимет вопрос о неопределенности объекта и сущности данного права человека (18). В более ранних работах Ю.С. Шемшученко считал, что "здоровая" и "благоприятная" окружающая среда - не одно и то же. "Конечно, "благоприятная" - это прежде всего "здоровая" окружающая среда. Но дело к этому не сводится. Благоприятная окружающая среда характеризуется не только признаками здоровой (незагрязненной), но и ресурсоемкой, экологически устойчивой, эстетически богатой и разнообразной среды обитания человека" (19). Таким же образом термин "благоприятная окружающая среда" раскрывает М.М. Бринчук. "Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве критериям, стандартам и нормативам, касающимся ее чистоты (не загрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства" (20).
Ряд ученых не ставят знак равенства между понятиями "здоровая" и "благоприятная" окружающая среда и пытаются показать их различия. Например, М.И. Васильева высказывала сомнение по поводу законодательного закрепления права на благоприятную окружающую среду и доказывала необходимость установления в Конституции и текущем законодательстве именно права на здоровую окружающую среду. По мнению М.И. Васильевой, правомочия гражданина на "благоприятную" среду размыты, и большинство ее параметров носят оценочный характер, поэтому при сегодняшнем уровне правового регулирования проблематично идентифицировать "благоприятную" окружающую среду в качестве объекта субъективного права.
Под "здоровой", М.И.Васильева предлагает понимать среду, состояние компонентов которой соответствует существующим санитарно-гигиеническим стандартам, а соотношение их между собой создает экологическое равновесие, а в качестве юридического критерия чистоты среды выступают нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе, водах, почве (21).
На наш взгляд следует исходить из того, что "здоровая" окружающая среда является необходимым элементом "благоприятной" окружающей среды, качество которой должно обеспечивать устойчивое функционирование естественных экологических систем, неистощимых природных ресурсов.
Закон PСФCP "Об охране окружающей природной среды", не содержал определения "окружающей природной среды", а новый закон от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды (22)", достаточно широко трактует понятие "окружающая среда". В "окружающую среду" включаются не только природные объекты (компоненты), но и антропогенные объекты, под которыми понимаются любые объекты, созданные человеком и необходимые для удовлетворения его социальных потребностей. Природной же средой называется совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Тем самым, закон, не ставя между ними знака равенства, разграничивает понятия "окружающая среда" и "природа". Они соотносятся как общее и частное, так как "природа" выступает частью "окружающей среды".
В настоящее время реально реализовать и защищать право на благоприятную окружающую среду очень сложно, поскольку не разработана и законодательно не закреплена общая, комплексная система нормативов качества окружающей среды, которая позволит говорить о ее "благоприятности" как объекте притязания человека (23).
Для того, чтобы воспользоваться судебной защитой, которая практически сводится к возмещению вреда здоровью или обжалованию действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, нарушающих права граждан, следует признать тождество права на благоприятную окружающую среду и права на здоровую окружающую среду.
Юридическим критерием "благоприятной" окружающей среды в действующем законодательстве является система нормативов и лимитов, основная часть которых содержится в ФЗ "Об охране окружающей среды" (нормативы качества окружающей среды (ст. 21), допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22)) (24) и система санитарно-эпидемиологических требований (ст. 12-28), установленных в Федеральном законе от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (25).
Основной целью нормирования качества окружающей природной среды является установление таких предельно допустимых норм воздействия человека на окружающею среду, которые бы гарантировали экологическую безопасность населения и сохранения генетического фонда, а так же обеспечивали рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов (26).
Нормативы качества определяются тремя параметрами:
* медицинский,
характеризующий пороговый
* технологический, определяющий способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду жизни;
* научно - технический,
означающий способность научно -
технических средств
Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Федеральным Законом "Об охране окружающей среды" (28).
В идеале право граждан на благоприятную окружающую среду - это фактически его право требовать соблюдения эколого-правовых норм. К сожалению, существующая в Российском законодательстве система нормирования, лимитирования и стандартизации не содержит достаточных показателей, по которым можно было бы уверенно судить о факте нарушения права на благоприятную окружающую среду в случае нарушения ее ресурсоемкости, устойчивости и т.п. В связи с этим, на деле право граждан на благоприятную окружающую среду представляется в виде прав граждан участвовать в выработке и исполнении экологических решений, получать информацию о ходе их реализации и о состоянии окружающей среды, обращаться в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросам окружающей среды, в том числе в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного нарушениями экологического законодательства; обязанность общества, государства консультироваться со своими гражданами по вопросам их природного благополучия.
Большинство ученых относят конституционные права, в том числе и право на благоприятную окружающую среду, к субъективным правам (29).
Но есть и сторонники другой точки зрения. Они отрицают субъективный характер конституционных прав и свобод, доказывая отсутствие признаков субъективности у конституционных прав, поскольку полагают, что субъективное право может существовать только в конкретном правоотношении (30). Л.Д. Воеводин оспаривает данное положение, полагая что права и свободы, приобретенные гражданами в конкретных правоотношениях, не являются его единственными правами и свободами, им также присущи и все те права, свободы, которые закреплены за ними законом. Кроме того, и те и другие являются субъективными, но, тем не менее, их юридическая природа различна, особенности неодинаковы, так как они приобретают качество субъективности по различным основаниям (31). Субъективность конституционных прав, свобод заключается именно в том, что они принадлежат не только всем вообще, но и каждому конкретному лицу.