Взлет европейской культуры XIX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:10, реферат

Краткое описание

Взлет европейской культуры XIX века. Рационализм, антропоцентризм, сциенцизм, европоцентризм - идейно-мировоззренческие основания расцвета буржуазной культуры.

Содержимое работы - 1 файл

Взлет европейской культуры XIX века.docx

— 21.97 Кб (Скачать файл)

Взлет европейской культуры XIX века. Рационализм, антропоцентризм, сциенцизм, европоцентризм - идейно-мировоззренческие основания расцвета буржуазной культуры.

В культуре нового времени XIX в. занимает особое место. В это время буржуазная цивилизация достигает зрелости, а затем вступает в стадию кризиса, что сопровождается соответствующими изменениями в духовной жизни общества, в художественной культуре.   В своей основе культура XIX в. базируется на тех же ценностях, что и вся культура Нового времени — рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др. В решении фундаментальных мировоззренческих вопросов она пытается удержаться в рамках нововременной культурной парадигмы. Но к XIX столетию мир стал качественно иным и культура избирает путь переоценки ценностей.

рационализм

В XVII-XVIII вв. рационализм становится главной духовной ценностью культуры. Идеалы Разума господствуют в общественном сознании, крепнет уверенность в том, что знания, а не вера, определяют могущество человека, дают ему средства для преобразования и природы, и общественной жизни.

Истоки рационализма коренились в качественных сдвигах  характера деятельности и типов  общения в новоевропейскую эпоху. Изменения характера деятельности проявились в возникновении машинного  технологического способа производства, появлении отчужденности субъективного  мотива деятельности и ее объективного результата. Многие виды деятельности обезличились.  
Кардинально изменился и тип общения. Складывается господство абстрактного труда, товарно-денежных, общественных отношений над межличностными. Индивид вырвался из системы личностной зависимости и оказался включенным в систему экономической зависимости, зависимости от общественных отношений. Отношения личной зависимости сменяются зависимостью субъекта от продуктов своей собственной деятельности. На смену ценности личности производителя приходит ценность произведенных им вещей. Посредником отношений между людьми окончательно становятся товары.  
Высвобождая человека из системы личной зависимости, капитализм делает эти прогрессивные шаги за счет значительного отчуждения личности от общества, за счет ее радикальной индивидуализации, атомизации. На смену единству коллектива и индивида приходит их противопоставление, отчуждение человека от человека, а вместе с ним и общества от природы. В этих условиях складывается абстрактно-созерцательный тип сознания, в котором на первый план выдвигается потребность в накоплении не субъективизированных ценностей, а объективного знания о мире. В общественном самосознании это находит выражение в господстве идеалов рационализма - провозглашении века Разума, ценнейшего из свойств природы.  
В системе идеалов и представлений новоевропейского рационализма важную роль играл образ "прозрачного мира": мы живем в мире, который полностью просвечивается "естественным светом" разума. Мир может быть ясно, отчетливо и исчерпывающе познан в лучах такого света человеком - носителем разума. В мире нет и не может быть вечных тайн, рано или поздно все тайны превратятся в научные проблемы и абсолютно исчерпывающе будут раскрыты человеческим разумом. В одном из писем к Мерсенну (от 20. XI. 1629 г.) Декарт писал: "Как только я вижу одно лишь слово "тайна" в каком-нибудь предложении, у меня начинает портиться настроение" и "Не может существовать истин ни столько отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столько сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть". Декарт неоднократно подчеркивал, что кроме сотворения материи и сообщения ей исходного импульса движения, Бог больше не совершает в этом мире никаких иных чудес. А это значит, что не было и никакого Откровения, волеизъявления Бога человеку и наделения человека знаниями о себе и о мире. С отрицанием божественного Откровения исчезали "трансцендентные основания" аллегорической концепции мифа.

Антропоцентризм и проблема личности

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому  существу во всем многообразии его  проявлений. Выше всего в эту эпоху  ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и  подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой  личности.Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность - это категория эстетическая, в то время как личность - категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий - критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности - способность нести ответственность за свои поступки. И далеко не всегда обогащение индивидуальности совпадает с развитием и углублением личности: эстетический и нравственно-этический аспекты развития могут существенно между собой расходиться. Так, богатое развитие индивидуальности в XIV- XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма; самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.

СЦИЕНТИСТСКИЕ И АНТИСЦИЕНТИСТСКИЕ

ОБРАЗЫ  ФИЛОСОФИИ.

Сциентизм (от лат. scientia наука, знания) — это система убеждений, утверждающая

основополагающую  роль науки как источника знаний и суждений о мире. Нередко

сциентисты считают «образцовыми науками» физику или математику и призывают

строить остальные  науки по их образу и подобию. В  качестве осознанной ориентации

сциентизм утверждается в конце XIX века, хотя предпосылки его были заложены еще в

работах Френсиса Бэкона. Вообще, сциентизм возникает как реакция на абстрактность и

недоказуемость  построений классической философии; на неразрешенность большинства

поднимавшихся в ней вопросов. Исходя из того, что  ни один из философов так и не смог

«строго объективно»  доказать истинность своих представлений, мыслители данного

направления делают вывод, что любая «ненаучная»  философская концепция представляет

собой лишь продукт  «рефлексивной спекуляции» конкретного  мыслителя. Поэтому одним

из важнейших  направлений сциентистской философии  становится критика

систематического  идеализма. Иногда такая критика  может проходить в достаточно мягкой

форме и выглядеть  как своеобразное дополнение классических философских систем, что

отражается даже в названии этих направлений (неогегельянство, неокантианство), а

иногда принимает  жесткий характер, направленный на полное отбрасывание классических

традиций в  философии (позитивизм, неопозитивизм). В целом, сциентистское

мировоззрение в своей наиболее завершенной  форме характеризуется как убеждение  в

том, что научное  знание является единственно достоверным, что научный подход должен

проникнуть во все области человеческой жизни  и организовывать всю жизнь общества. Фактически, сциентизм основывается на трех наиболее значимых положениях:

· положение о том, что наука может заменить собой философию и метафизику

в области разрешения основных моральных и этических  проблем;

· положение о том, что в науке заключены решения всех проблем человечества;

· положение о том, что методы точных наук являются единственными верными

научными методами, и что эти методы должны применяться  также и к

гуманитарным  и социальным наукам.

Не будучи завершенной  философской концепцией, а представляя собой, по существу,

просто идейную  и мировоззренческую ориентацию, сциентизм проникает в различные

области человеческой жизни и может по-разному проявлять  в каждой из них. В политике

сциентизму свойственно  стремление к увеличению роли ученых в государственном

управлении. Идеалом радикальных сциентистов является государство, «разумно

устроенное» в соответствии с научными принципами. Такую позицию мы находим,

например, у Бэкона в его книге «Новая Атлантида», утопии, где описывается идеальное

государство, решающую роль в котором играет «Дом Соломона» - фактически,сообщество ученых, подобное академии наук.

Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно к-рой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Уже в Др. Греции разграничение Востока и Запада стало формой противоположности варвара и эллина, «дикости» и «цивилизованности». Такое деление имело отчетливо выраженную ценностную окраску: варварское начало решительно отвергалось во имя эллинского, что сформировалось со временем в одну из традиций, унаследованных социальной практикой и духовной жизнью послеантичной Европы. Возвеличение Запада прослеживается в европ. сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, Великие геогр. открытия, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны — все это, в конечном счете, воплощенные в реальных истор. деяниях проявления европоцентрист. точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их истор. укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единств, и безоговорочную ценность, противостоящую «неправильности» и «неразвитости» вост. мира. В раннее ср.-вековье, когда экон., полит, и культурные связи Европы с остальным миром резко ослабевают, а важнейшим фактором духовной и полит, жизни становится христианство, Восток в сознании европейца закономерно отодвигается на задний план как нечто отдаленное и сугубо экзотическое. Восходящая к эпохе Просвещения вера в прогресс человеч. знаний укрепляла представление об однонаправленном движении истории. Внеисторически понятая «разумность» в противовес «заблуждениям» и «страстям» рассматривалась просветителями как универсальное средство совершенствования об-ва. Прогресс мыслился ими как постепенное проникновение европ. цивилизации во все регионы мира. Если Гердер усматривал в восточном мире воплощение патриарх., идиллического начала, то Гегель уже пытался поставить вопрос, почему вост. народы ушли от своих человеческих истоков, остались в изв. мере за пределами магистральной линии истории. Этот подход к оценке обществ, развития в дальнейшем стал вырождаться в апологетическую, по своей сути, «прогрессистскую» концепцию с характерным для нее представлением о науке (а затем и о технике, информатике) как об оптимальном средстве разрешения любых человеч. проблем и достижения гармонии на путях устроения рационально проектированного порядка. Сложившееся еще в филос. классике возвеличение разумного, рационального, «эллинского» начала в противовес аффектированности, стихийности и эмпиричности иных культур, а также возникшее позднее стереотипное представление о технич. цивилизации, активно содействовали формированию разл. совр. сциентистских иллюзий. Они, в частности, нашли опору в разработке М. Вебером принципа рациональности, осн. принципа в его философии истории. Именно М. Вебер наиболее последовательно рассматривал рациональность как истор. судьбу европ. цивилизации. Он пытался объяснить, почему формальный разум науки и рим. права превратился в жизненную установку целой эпохи, целой цивилизации. Постепенное «расколдование» мира, вытеснение из мышления, из обществ, сознания магических элементов, с одной стороны, а с др. — все большее постижение последовательности и постоянства явлений, — вот те идеи, которые берут у Вебера совр. философы, осмысливающие феномен Е.

Информация о работе Взлет европейской культуры XIX века