Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:11, реферат
Однако вскоре знать, которой стало тесно в Кремле, начала строить хоромы за границей Москвы, захватывая новые территории в ее окрестностях. Так появились загородные дворы. Можно даже сказать, что это усадьбы в их чистом виде, где сельскохозяйственное производство сведено к минимуму и играет более декоративную роль, нежели действительно направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца. Именно таким усадьбам город обязан исторической "усадебной" планировкой, остатки которой сохранились и сейчас.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава I. История села Узкое………………………………………………………….............4
Глава II. Владельцы усадьбы Узкое XVII-XIX вв…………………………………………..7
2.1. Стрешневы
2.2. Голицыны
2.3. Толстые
Глава III. Исторические события усадьбы Узкое………………………………………….9
3.1. Война 1812 года
3.2. Расцвет Узкого
3.3. Кружок «культурных помещиков»
Глава IV. Узкое – интеллектуальный очаг Подмосковья…………………………………12
4.1. Трубецкие
4.2. Соловьев
Глава V. Усадьба Узкое в XX веке…………………………………………………………15
5.1. Революция
5.2.Современная история
5.3. Возрождение усадьбы
Заключение…………………………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………………………20
Русская культура в течение нескольких столетий в значительной степени была связана с подмосковными усадьбами, их бытом и укладом жизни.
Появление первых усадеб относится к далекому прошлому. Москва на ранней стадии своего существования была всего лишь боярской усадьбой, одной из многих. После того, как она стала княжеской резиденцией, рядом с княжеским дворцом появились усадьбы придворных, которые первоначально не выходили за пределы кремлевских стен.
Однако вскоре знать, которой стало тесно в Кремле, начала строить хоромы за границей Москвы, захватывая новые территории в ее окрестностях. Так появились загородные дворы. Можно даже сказать, что это усадьбы в их чистом виде, где сельскохозяйственное производство сведено к минимуму и играет более декоративную роль, нежели действительно направлено на удовлетворение насущных потребностей владельца. Именно таким усадьбам город обязан исторической "усадебной" планировкой, остатки которой сохранились и сейчас.
Как известно, до 1714 года в России параллельно существовали две формы владения землей - вотчинная, при которой она являлась собственностью дворянина, и поместная, носившая временный характер. В последнем случае земля давалась лишь на время военной службы, после прекращения которой возвращалась государству. Поэтому усадьбы обычно сооружались лишь в вотчинах. В XVII веке появился свой специфический тип храма "вотчинной архитектуры", характерный только для усадьбы. Это, как правило, компактная стройная церковь, объединенная с колокольней, устроенной в одной из верхних глав. Оригинальный вариант этого типа храмов сохранился и в Узком. В 1723 году Синод запретил сооружение "вотчинных храмов", что завершило архитектурные искания "московского" барокко.
Узкое - такое немного странное название носит старинная дворянская подмосковная усадьба, ныне находящаяся на территории города.
В Узком нет особо выдающихся памятников архитектуры, за исключением церкви. Все остальные постройки более интересны в бытовом плане как пример богатой, хорошо спланированной барской усадьбы с удобным господским домом и практичными надворными постройками. Ценность усадьбы и в том, что она связана с именами многих выдающихся людей прошлого и настоящего. Поэтому ее изучение открывает новые страницы истории отечественной науки, литературы, искусства… Уникальна часть подлинной обстановки, уцелевшей в Узком с дореволюционных времен.
Целью нашего реферата является приближение к эпохе русских усадеб и рассмотрение старинной дворянской подмосковной усадьбы как историко-культурный комплекс XVII-ХХ веков.
Основными задачами реферата представлено ознакомление с историей села Узкое, владельцами усадьбы Узкое XVII-XIX вв., историческими событиями усадьбы, и жизнью усадьбы Узкое в XX веке.
Несмотря на то, что многие документы утрачены, а уцелевшие отрывочны и рассредоточены по многим фондам различных хранилищ, удалось собрать значительный материал, дающий возможность исследовать Узкое в комплексе.
Глава I. История села Узкое
Имение «Узкое» известно с начала XVI в., первое церковное строение появилось в нем - с 30-х годов XVII века, когда на этих пустовавших проезжих землях возник деревянный храм в честь Казанской иконы Божией матери, чудесным образом избавившей Россию от неисчислимых бедствий смутного времени. Сейчас усадьба расположена между Профсоюзной улицей и Севастопольским проспектом, на пересечении ее с балками истоков реки Чертановки.
Свое название усадьба получила от бывшей деревни Узкое (Ужское, Узское, Усковое), известной с XVI века. Происхождение ее названия легенды связывают с большим количеством обитавших в этих местах «красивых черных, белоухих ужей».
В нешироком просвете посреди густого леса слева стояла высокая кирпичная арка с полукруглым сводом - «небесные ворота». За воротами - прямая лиственничная аллея, которую высадил один из владельцев усадьбы граф П.А. Толстой, мостик через пересекающий дорогу ручей, а справа и слева - березовые рощицы, засеянные поля...
Сегодня эта аллея называется Тютчевской - поэт, отцу которого принадлежало ближнее Троицкое (Теплый Стан), возможно, заходил и сюда. И нынче аллея ведет от въездных «Небесных» ворот на Профсоюзной к барскому дому.
Б. Пастернак в знаменитом стихотворении «Липовая аллея» описал этот въезд совершенно точно:
Ворота
с полукруглой аркой,
Холмы, луга, леса, овсы...
Еще несколько минут езды мимо каскадных - по обе стороны на разных уровнях - прудов, мимо небольших ворот, в гору и ...
В ограде
мрак и холод парка
И дом невиданной красы.
Одна из дочерей П.Н. Трубецкого, последнего владельца поместья, княгиня Любовь Петровна Оболенская (1888-1980), незадолго до своей смерти в Америке, вспоминая молодость, описала усадьбу, в которой прошло ее детство: «С первого июня до августа все наше семейство проводит в Узком — имении моего отца, князя Петра Николаевича Трубецкого, в 12 верстах от Москвы. В Узком был большой дом, флигель, чудная церковь XVII века (очень близко от дома) и 4 больших пруда. За прудами была роща, в которой моя мать, Александра Владимировна, проложила массу дорожек с лавочками. Одна прогулка была очень длинная («grand tour»), другая на половине дороги сокращалась («petit tour»).
В большом доме было 3 террасы — одна крытая и вся обсаженная растениями и цветами из оранжерей (были 2–3 большие оранжереи, одна оранжерея только в персиках, одна с другими фруктами и редкими цветами и одна исключительно с розами). С другой стороны дома была открытая терраса с колоннами, где стояли только большие лавровые деревья.
На крытой террасе в одном углу среди растений было устроено нечто вроде гостиной: диван, столы, кресла, лампы. Посреди террасы был наш большой столовый стол на наше большое семейство: двое родителей, пятеро нас, детей, пять гувернанток и два учителя для моих братьев. Так что обеденный стол обыкновенно был на 12–14 человек.
Балкон с этой стороны дома снижался в сад по длинным деревянным ступеням, на которые по окончании завтраков и обедов все садились. Перед домом (с одной стороны) был крокет, а недалеко за большими деревьями — теннис.».
Главное здание - двухэтажное, непропорционально (в результате того, что два стоявших по бокам флигеля были когда-то соединены галереями в одно целое) длинное - протянулось с севера на юг. Парадная часть с большой каменной террасой и мощной колоннадой выходит на запад, где широкий пологий партер с газонами и клумбами ведет вниз, к прудам. Еще полвека назад на дорожки партера летом чуть ли не десятками выползали ужи. Пруды были глубокими и чистыми.
По обе стороны главного здания (исключая ведущий к прудам открытый партер) тянулся великолепный липовый парк, старые мощные деревья которого привели в восторг Б. Пастернака:
Здесь липы
в несколько обхватов
Встречают в сумраке аллей,
Вершины друг за друга спрятав,
Свой трехсотлетний юбилей.
Действительно, липы были могучими. То тут, то там, особенно в восточной части парка, выходящей ныне на улицу Айвазовского, возвышались настоящие великаны-патриархи, иные из них насчитывали не менее 250-300 лет.
За оградой, напротив главного входа (там была маленькая сторожевая будка, а в конце 1980-х гг. построили солидную кирпичную «проходную»), стоит церковь. Хорошо просматриваемая с Профсоюзной улицы, внушительная, монументальная, может быть, немного громоздкая, причудливо смешавшая в своем облике черты нарышкинского и украинского барокко, за исключением собора Донского монастыря, она не имеет архитектурных подобий.
Пятиглавая церковь в плане представляет собой крест. Четыре купола, ориентированные по сторонам света, возвышаются над плавными полукружиями кирпичных побеленных стен. Центральный золоченый купол придает особую стройность силуэту церкви. Необычно используется в качестве звонницы западный барабан, купол которого является резонатором звука. Внутренние интерьеры храма, несмотря на разрушения, которым подвергся храм, поражает своим изяществом. Высокое пространство под центральным куполом и в боковых приделах, освященных в честь Обретения главы Иоанна Предтечи и Святителя Николая, удивительных по своей красоте, обеспечивают уникальную акустику. Храм интересен еще и тем, что его четвертый придел - один из немногих в Московии - посвящен Анне Кашинской.
По
мнению ученах, отдельные элементы
этого здания — четыре двухъярусные
башни, окружающие центральную часть
храма, — были новостью «в практике
московских зодчих. Эти черты сближают
церковь с украинскими
На протяжении двух столетий храм в честь Казанской иконы Божьей Матери был центром духовной жизни усадьбы «Узкое», владельцами которой в разные годы являлись древние фамилии русских князей Голициных, Гагариных, Стрешневых, Оболенских, Нееловых, Толстых, Огин-Плещеев.
Церковь была построена взамен старой, деревянной в конце XVII в. Архитектурные особенности и обстоятельства возведения Казанского храма убеждают в том, что создателем его является виднейший русский зодчий конца XVII века О.Д. Старцев.
Иконостасы трех пределов соборной церкви в Узком явились последней большой работой крупнейших мастеров своего времени, царских жалованных иконописцев Оружейной палаты Григория Зиновьева– ближайшего ученика и сподвижника знаменитого Симона Ушакова, Николая Соломонова и Василия Леонтьева.
Против церкви стоял приземистый, вросший в землю дом конца XVIII или начала XIX в. Это было одно из хозяйственных строений старой усадьбы. Здание сохранилось поныне, в нем расположена часть хозяйственных служб санатория.
Отсюда недлинная аллея вела к северным усадебным воротам. Высокие, арочные, они архитектурно соответствовали главным, въездным «небесным воротам». За воротами и небольшой площадью стоял обширный комплекс конного двора с высоким - для карет - въездом. В одном из строений конного двора располагалась продовольственная лавка.
За конным двором начиналась деревенская улица, поворачивавшая затем под прямым углом вправо. Это и было старинное село Узкое, Милое, уютное, с садиком у каждого дома, с поленницами заготовленных на зиму дров, похожее на сотни других подмосковных деревень. В крестьянских избах еще в 50-х, 60-х и даже 70-х годах селились на лето дачники-москвичи.
За деревней тянулось колхозное поле, над которым, как положено, летом вились неумолчные жаворонки. За полем - густой, овражистый, малохоженый лес. Впрочем, лес облегал Узкое со всех сторон. Между Узким и селом Ясенево раскинулось большое лесистое пространство с глухими чащами, малинниками, земляничными полянами. В Ясенево вела полузаросшая проселочная дорога. Несколько жительниц Ясенева работали в узковском санатории, проходя каждый день 3-4 километра в одну сторону. Ясенево вообще считалось глухим местом, поскольку находилось в стороне от железных и шоссейных дорог.
В начале XVII века, во время интервенции польской шляхты, московское правительство, чтобы поощрить заселение пустующих земель, весь район на юг от Москвы стало распродавать частным лицам. Этим воспользовался в 1691 году родственник царя Михаила Федоровича Романова Максим Федорович Стрешнев (1649-1719) и скупил у казны и частных владельцев ряд пустошей, в том числе и «пустошь Возцы, Теплый Стан тож и село Узкое». В то время Узкое было небольшим селением. Позже Стрешнев переписал Узкое и Нижние Теплые Станы в вотчину — наследственное владение.
Тихон Никитич Стрешнев – глава Разрядного приказа был также дядей Петра I, его воспитателем и верным сподвижником. С 1689 года Тихон Никитич Стрешнев в течение многих лет управлял Военным разрядом. При учреждении Правительствующего сената Стрешнев был в числе первых его членов. Он был одним из немногих бояр, которым Петр разрешил не брить бороды – такова была привязанность царя к своему «дядьке», которого молва называла подлинным отцом царевича Петра.
Стрешнев разделял со своим царственным питомцем не только подготовку преобразований, во многом чуждых ему, как человеку, воспитанному в старинном московском укладе, но и кощунственные забавы самодержца. Деяния требовали покаяния, свидетельством которого стало намерение Стрешнева основать в Узком монастырь, главной святыней которого и должен был стать Казанский храм.
Желанию
этому не суждено было сбыться
в силу проводимой Петром политики
подчинения Церкви государству и
враждебного отношения
Ныне существующая каменная пятикупольная церковь была сооружена в 1698 г. Впрочем, некоторые исследователи эту постройку датируют более поздним временем — 1704 годом. Так возник в Узком великолепный храм, подлинный шедевр русского зодчества конца XVII столетия.
В первой половине XVIII века Узкое переходит во владение супружеской четы Голицыных - видного деятеля русского флота Бориса Васильевича и жены его Е.И. Стрешневой, унаследовавшей имение в 1729 году от отца. Князь Голицын получил при Елизавете Петровне чин вице-адмирала, но при Петре III был уволен в отставку в звании адмирала и умер в 1768 году. Его сын — генерал-майор князь Алексей Борисович Голицын (1732—1792) здесь, в Узком, в 1750-70-х годах сооружает напротив церкви на каменном основании господский дом.
Информация о работе Усадьба Узкое: историко-культурный комплекс XVII-ХХ веков