Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:57, реферат
Японская культура в своих истоках принадлежит к старейшим
культурам человечества. Зародившись в эпоху неолита (VIII тыс. до
н. э.[1]), она развивалась непрерывно на единой территории. Островное положение создало для страны специфические условия.
Почему же мое внимание привлекла именно эта тема? Во - первых, это вклад японской культуры в мировую (театр Но, живопись укиё-э, икэбана, бонсай, сухие сады, эстетика жилища и т.д). Во – вторых, легкость, с которой не разных этапах своей истории японцы усваивали элементы чужеземной культуры, приспосабливая их к устоявшимся традициям. В – третьих, уникальность культурного феномена ( гомогенность и корпоративность общества, устойчивость и продуктивность древнейших традиций и многое другое). Японцы с древнейших времен постигли искусство использовать
минимальное пространство с максимальной экономностью и
целесообразностью. Необходимость частых перестроек и
реконструкций зданий, забота о самоустойчивости содействовали
раннему возникновению стандартных элементов, конструктивной
четкости соотношения всех частей любого сооружения. Вместе с
тем эта рациональность отнюдь не убила живую красоту японской
архитектуры.
Введение …………………………………………………………. 3
Глава 1. Периодизация истории Древней Японии ……………. 4
Глава 2. Религии ………………………………………………… 5
2.1 Синтоизм …………………………………………………….. 5
2.2 Дзэн-буддизм ……………………………………………....... 6
2.3 Конфуцианство …………………………………………….....8
Глава 3. Искусство ………………………………………………10
3.1 Храмовая архитектура ………………………………………10
3.2 Скульптура ………………………………………………….. 11
3.3 Живопись ………………………………………………….....11
3.4 Театр ………………………………………………………….13
3.5 Чайный ритуал и искусство цветов ………………………...14
Заключение ……………………………………………….……... 16
Список использованной литературы ………………………….. 17
В повести «Семья Абэ» в центре повествования снова обычай «самоубийства вслед». У умирающего старого князя его приближенные один за другим испрашивают разрешения последовать за ним. Князю жаль их, но он знает, что, оставаясь в живых, они покроют позором себя и свое потомство, и поэтому дает разрешение. Старый князь, недолюбливая главу семьи Абэ, не дал ему разрешения на самоубийство. Все отвернулись от него, но он все же совершил харакири, хотя это не помогло — семья оказалась в опале.
Глава 3. Искусство
3.1 Храмовая архитектура
Храмовая архитектура Японии отличается своеобразием. Основными культовыми сооружениями были синтоистские храмы и буддийские пагоды. Синтоистский храм прост. Это прямоугольное по форме сооружение с двускатной крышей, установленное на столбы-опоры и обнесенное открытой верандой. Декор в синтоистских храмах отсутствовал. Они строились из дерева, которое из-за сложных сейсмических условий было основным строительным материалом в Японии. Особенно часто использовали кипарис, в котором ценился желтоватый цвет древесины. Дерево не окрашивалось, подчеркивались его фактура и мастерство обработки.
Пагоды сооружались под влиянием и при непосредственном участии китайских мастеров, однако в отличие от китайских, пагоды в Японии были более изящными и стройными, хорошо вписывались в окружающий пейзаж. Пагоды эпохи Нара не имели декора, однако уже в эпоху Хэйан отличались чрезвычайной декоративностью. Великолепным образцом хэйанской храмовой архитектуры может служить храм Феникса близ г. Киото.
Строились в Японии и храмовые комплексы. Они имели свободную планировку и включали главный Золотой храм (крыши покрывались листовым золотом), храм для проповедей, библиотеку и сокровищницу. Самым ранним таким комплексом является ансамбль Хорюдзи в г. Нара. Конструктивно японские жилые дома и дворцы сходны с китайскими: деревянный каркас и высокая крыша. Но в Японии нет китайской усложненности, вычурности силуэта крыш, измельченности деталей, обилия декора.
3.2 Скульптура
Монументальная скульптура Японии развивалась под влиянием буддизма, поэтому каноничность, сакральность была ее характерной чертой. Храмовая скульптура — это прежде всего статуи Будды, бодхисаттв, стражей света, драконов, львов, демонических существ. Будда Вайрочана (санскр. вездесущий, всемогущий) в Нара — одна из крупнейших скульптур мира. Почитаемы в Японии были статуи Будды Шакьямуни в Киото и Будды Камакура близ города Иокогамы. Все они величественны, изображены в позе лотоса и выражают главную идею просветления — душевный покой, бесстрастие и созерцательность.
К XVII в. в Японии большое распространение получила мелкая пластика нэцке — костяные и деревянные скульптурки, изображающие фантастических зверей, монахов, ремесленников, актеров. Для нэцке характерны юмор и гротеск.
3.3 Живопись
Живопись в Японии развивалась также сначала под влиянием китайской. В Японии жанры «горы и воды», «цветы и птицы» получили название стиля сумиэ. Этот стиль имеет древние истоки в светских школах монаха-поэта Сэссона Юбая (XIV в.), в творчестве художников Сюбуна (1414-1465) и Сэссю (1420-1506).
«Сюбун, чье творчество прославляется в литературе Пяти Монастырей... Талантли-1 вый скульптор в той же мере, что и волшебник кисти... Хотя другие имена известны лучше, Сюбун — истинный основатель и, как считают некоторые, лучший живописец этой школы».[6]
Ученик Сгобуна Сэссго отражал в своем творчестве принципы вкуса, присущие дзен, и взгляды дзен на мир. Его картины, несмотря на энергичную кисть, несут и себе черты покоя, словно художник, ухватив суть красоты, свел ее выражение к крайней степени простоты, но тонкая простота дзен в пейзажах и фигурах Сэссю находится в гармонии с настроением воспринимающего мир художника.
Целая плеяда художников — Мусо Кокуси, Те Денму, Сюбун, Миямото Мусаси — прославились в стиле сумиэ. Его характеризует отражение истинной реальности, природы, умение в немногом высказать многое, отсутствие симметрии, геометрических форм, искривленные линии. К началу XVII в. японские художники выработали еще более «импровизационный» стиль, который получил название хайга, исследователи называют его «живопись без живописи». Хайга— это непринужденные, моментальные зарисовки к японским стихотворениям хокку или буддийским сутрам. Это уникальное явление, характерное только для искусства Японии.
Еще одно направление в живописи, возникшее в XVII в., получило название укиё-э («образы бренного мира»). Картины этого направления показывали многообразные сцены жизни: быт ремесленников, торговцев, актеров, народные празднества. Направление укиё-э способствовало появлению гравюры на дереве. Сначала гравюра была черно-белой, затем художник Хару-нобу первым применил цветную печать. Харунобу любил изображать жизнь средних слоев, особенно женщин, в бытовой обстановке.
В творчестве художника Утамаро основной становится тема, раскрывающая жизнь гейш во всех проявлениях: во время праздников, за туалетом, на прогулке или в созерцательном раздумье. Он не стремился передавать внутренний мир своих героинь, его интересует красота и плавность линий, танцевальность ритма, изысканность, декоративность цвета. Художник Хиросигэ создал свои знаменитые серии: «53 станции Токайдо», «36 видов Фудзи», «100 видов Эдо»[7], в которых запечатлел конкретные пейзажи Японии в разные времена года, суток, в разном состоянии и настроении. Всемирную известность получил художник Хокусай: «старик, одержимый рисунком» — так подписывал он свои работы. Хокусай создал около 30 000 рисунков и иллюстраций к 500 книгам.
3.4 Театр
Сложившийся в VIII в. под влиянием китайцев театр в Японии создал представление саругаку («обезьянье искусство»), включавшее в себя потешные фарсы, пантомиму, фокусы, жонглирование. Однако к XIV в. саругаку превратился в серьезное мистериальное представление, центральным моментом которого было исполнение изящного женского танца под музыку и пение. Сначала этот театр назывался Саругаку-Но, однако очень скоро в названии осталось только одно слово Но («умение»). Так возник знаменитый театр Но — синтез народного фарса и философской драмы, поэзии, приемов военного искусства, танца, пантомимы, музыки. Эстетика театра Но сочетала два принципа: мономанэ («подражание, правда») и югэн («сокровенный, темный»), т. е. красоту реального мира и его скрытую одухотворенную красоту.
В театре существовали актерские амплуа: первый актер (ситэ) и сопровождающее его лицо (цуре), второй актер (ваки) и сопровождающее его лицо, а также комик-простак. Женщин-актрис в театре Но не было. Маски во время игры носили только ситэ и цуре, если исполняли роли старух и демонов, остальные актеры даже не гримировались. Все монологи актеры не говорили, а пели особым искусственным тембром, либо очень высоким, либо очень низким, речь других персонажей также не произносилась, а протяжно декламировалась. Жесты были предельно скупы и условны: так, рука, поднесенная к лицу, означала рыдания.
Сюжеты для пьес в театре заимствовались из мифов, легенд или знаменитых литературных произведений. Таким образом, театр Но в своих спектаклях изображал особый поэтический мир, стремясь вызвать у зрителей возвышенные мысли и переживания. Театр Но был элитарным, рассчитанным на образованного зрителя. Однако зрелища нужны были всем горожанам, и эту потребность удовлетворил народный театр Кабуки, спектакли которого совмещали бытовую драму и фарс.
Очень большой популярностью в Японии пользовался театр марионеток Дзёрури, который окончательное оформление получил к XVII в. Его истоки уходят в театр Тикамацу Мондзаэмона эпохи так называемого японского Ренессанса. Он наряду с Басе и Йхара Сайкаку был одним из трех столпов этой творческой волны. Кукловоды театра Дзёрури участвовали в спектаклях с открытыми лицами в церемониальных костюмах либо в черных капюшонах с прорезями для глаз. Они управляют куклами на виду у зрителей, в их руках куклы фехтуют, пляшут , сотрясаются, как живые. Ведущую роль в театре Дзёрури принадлежит певцу – рассказчику, который ведет повествование под аккомпанемент сямисэна от лица автора и от лица всех героев пьесы и должен обладать способностью к мгновенному перевоплощению.
3.5 Чайный ритуал и искусство цветов
В противовес условной, усложненной игре в театре Но, рассчитанной на понимание символики жеста, цвета, ритуальной одежды, в XVI в. возникла предельная простота чайного ритуала, но простота, прошедшая через мистический опыт — ваби. В свою очередь чайный ритуал тяною породил такие искусства, как икэбана[8], стиль керамики в духе ваби, японские сады, оказал влияние на фарфор, живопись, интерьер японского дома.
Искусство цветов, комментирует Макото Уэда[9], нечто большее, чем развлечение. Когда им занимаются с полной отдачей и преданностью, оно вызывает просветление. Цветы, как уже говорилось, имеют особое значение в жизни японцев, являются частью природы и включаются в закон природы и Будды[10]. Мастер икэбана, общаясь с цветами, может войти в такое состояние, когда мирские страсти его не касаются. Он может в свое удовольствие расставлять цветы в вазе, может предпочесть нежным цветам сухие ветки старого дерева, а роскошной вазе — разбитый кувшин. Все это зависит от состояния души. Великое умение японских мастеров — извлекать радость из обыкновенных вещей. Следует отметить, что тяною, икэбана, каллиграфия, сумиэ, парковое искусство, театр Но являются элементами самурайской культуры, и зарождаются они под влиянием дзен.
Культура страны восходящего солнца в конце XX и на рубеже XXI в. сохраняет свое самобытное значение, дарит миру ощущение тонкости, гармонии, красоты, чуткого восприятия прекрасного, обращенного к лучшим сторонам человеческой души.
Заключение
Итак, в данной работе были рассмотрены и проанализированы материалы по культуре Японии. Японский народ создал многоликий и необычный мир
художественных образов и форм, в котором воплотилась история
его жизни, бытового уклада, верований и суждений о прекрасном.
Именно эпоха феодализма стала порой подлинного расцвета
разнообразных областей художественного творчества. Для
японского средневекового искусства характерны черты, присущие
всей средневековой культуре, - большая целостность
мировосприятия, тесная связь с религиозными и нравственными
идеями. Одной из наиболее характерных особенностей
японской культуры прошлого стала широкая ассоциативность,
легшая в основу ее образной системы. Поэтичность мышления
японского народа проявилась в многозначности содержания
созданных им художественных предметов, отражающих
представления о природе и мироздании. Культ природы,
характерный для мироощущения всего древнего и
средневекового Востока, приобрел в Японии свои оттенки.
Пантеистическое восприятие явлений жизни развило в этой стране
ярко выраженное отношение к любой вещи, которой пользуется
человек, как к предмету эстетического наслаждения, чья ценность и
красота измеряются близостью к естественной природе, умением
передать ее живую жизнь не путем подражания, а проникновением
в ее сущность. Эстетические нормы японского искусства складывались и развивались под воздействием исторических, социальных факторов, равно
как и чрезвычайно своеобразных климатических и природных
условий.
Список использованной литературы
Борзова Е.П. История Мировой культуры. М.: Омега – Л. 2004. С. 670.
Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории Мировой культуры. М.: Высшее образование. 2005. С. 940.
Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.И. Японская культура нового времени. М.: Наука. 1998. С. 354.
Иэнага Сабуро. История японской культуры. М.: Наука. 1972. С. 422.
Кузнецова Т.Ф. История Мировой культуры. М.: Академия. 2003. С. 607.
Николаенко Н.П. Композиции из цветов (Икэбана). М.: Высшая школа. 1990.С. 296.
Овчинников В.В. Ветка сакуры. М.: Советский писатель. 1988. С.289.
Судзуки Д.Т. Наука Дзэн – Ум Дзэн. СПб.: Аврора. 1992. С. 464.
Судзуки Д.Т., Кацуки С. Дзэн – Буддизм. М.: Искусство. 1993. С.359.
Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. СПб.: Лениздат. 1999. С. 383.
[1] Борзова Е.П. История Мировой культуры. М., 2004. С. 28.
[2] Кузнецова Т.Ф. История Мировой культуры. М., 2003. С. 45.
[3] Судзуки Д.Т., Кацуки С. Дзэн – Буддизм. М., 1993. С.35.
[4] Судзуки Д.Т. Наука Дзэн – Ум Дзэн. СПб., 1992. С. 28.
[5] Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.И. Японская культура нового времени. М., 1998. С. 154.
[6] Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. СПб.,1999. С. 87.
[7] Иэнага Сабуро. История японской культуры. М., 1972. С. 121.
[8] Николаенко Н.П. Композиции из цветов (Икэбана). М., 1990.С. 76.
[9] Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории Мировой культуры. М., 2005. С. 84.
[10] Овчинников В.В. Ветка сакуры. М., 1988.С.89.