Тайлор Эдуард Барнетт и культурогенез

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:38, реферат

Краткое описание

Тайлор Эдуард Барнетт - (в неточной старой русской транслитерации - Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, ме

Содержимое работы - 1 файл

Тайлор Эдуард Барнетт.docx

— 17.57 Кб (Скачать файл)

Тайлор Эдуард Барнетт - (в неточной старой русской транслитерации - Тэйлор) принадлежит к числу наиболее выдающихся этнографов и историков культуры XIX в. Особенно велик его вклад в тесно связанную с этнографией, а в прошлом нередко даже отождествлявшуюся с ней историю первобытного общества. Тайлор много сделал для понимания закономерностей развития первобытной культуры, методов ее изучения и воссоздания картины культурной, прежде всего религиозной, жизни первобытного человечества. Его исследования представляли тем больший интерес, что его деятельность развертывалась во времена формирования в этнографии ее первой - эволюционистской - научно-теоретической школы, и сам он был одним из основателей этой школы.

 Вторая половина - XVIII и  особенно первая половина XIX в.  были временем утверждения в  науках о природе идей естественнонаучного  эволюционизма в противоположность  библейско-церковной креационистской догме о неизменяемости всего того, что возникло в результате божественного акта творения. Одну за другой одержал эволюционизм блестящие победы в астрономии, геологии, физике, химии, биологии. Постепенно идеи развития проникали и в понимание человеческой истории.

В наиболее широком плане  такой шаг мог быть сделан в  той области знания, которая давала представление не только о физической эволюции человека или об изменении  орудий его труда, но и о развитии всего, связанного с человеком, - его  самого, его общества, его культуры в целом. Полнее всего этим целям  отвечала этнография. Она стала часто  называться человековедением, антропологией, и в англосаксонских странах это обозначение всего комплекса человековедческих дисциплин сохраняется до сих пор. Отсюда же и второе название эволюционистской школы в этнографии - антропологическая школа. Но какое бы содержание ни вкладывали отныне в понятие этнографии и как бы она отныне ни называлась, с проникновением в нее эволюционизма она впервые обратилась к выявлению закономерностей, т. е. впервые стала наукой.

Слабые стороны эволюционизма  проявлялись в упрощении им культурно-исторического  процесса. Развитие культуры понималось только как постепенный и прямолинейный  процесс изменения от простого к  сложному, от низшего к высшему. Из верной идеи об единстве человечества делался неверный вывод о его единообразном развитии, т. е. развитии однолинейном, лишенном конкретно-исторической вариативности. В последовательно эволюционистском изложении культурная история человечества представлялась закономерной и целостной, но однообразной, монотонной, лишенной тех красок, которые придает всякому историческому развитию географическая, эпохальная, этническая и иная специфика. Исходя из культурного единообразия человечества, этнографы-эволюционисты могли ставить рядом факты из самых разных исторических эпох.

В 1871 г. опубликован основной труд Тайлора, прославивший его имя, - "Первобытная культура". "Первобытная культура" начинается с изложения того, как автор понимает предмет своего исследования. Культура здесь - это только духовная культура: знания, искусство, верования, правовые и нравственные нормы и т. п. И в более ранних, и в более поздних работах Тайлор трактовал культуру шире, включая в нее по меньшей мере также технику. Далее следует предлагаемое Тайлором понимание эволюционизма в науке о культуре, его "кредо" эволюционизма: "История человечества есть часть или даже частичка истории природы", и человеческие "мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движениями волн, сочетанием химических элементов и ростом растений и животных". К числу важнейших из этих законов относятся, с одной стороны, "общее сходство природы человека", с другой - "общее сходство обстоятельств его жизни". Действием этих причин объясняется единство человечества и единообразие его культуры на сходных ступенях развития. Понимал Тайлор и то, что эволюция культуры - это и результат исторических воздействий и заимствований. Хотя Тайлор отдавал себе отчет в том, что культурное развитие совершается не так уж прямолинейно. И всё же для Тайлора как эволюциониста важнее всего было показать культурное единство и единообразное развитие человечества, и, преследуя эту главную цель, он нечасто оглядывался по сторонам. Большое внимание уделено в "Первобытной культуре" теоретическому обоснованию прогресса в культурной истории человечества. Вопрос о соотношении прогресса и регресса в истории человечества Тайлор решал вполне однозначно. "Если судить по данным истории, то первоначальным явлением оказывается прогресс, тогда как вырождение может только последовать ему: необходимо ведь сначала достигнуть какого-то уровня культуры, чтобы получить возможность утратить его".

Подобно другим эволюционистам, Тайлор считал, что все явления культуры - материальные объекты, обычаи, верования и т. п. - составляют такие же виды, как виды растений или животных, и так же, как они, развиваются одни из других. Значит, историк культуры должен применять ту же методику, что и естествоиспытатель: систематизировать культурные явления по их видам, располагать эволюционными рядами - от более простых видов к более сложным и прослеживать их прогресс - процесс постепенного вытеснения менее совершенных видов более совершенными. В этой методике самым неудачным было признание эволюционных рядов независимыми друг от друга. На деле все явления культуры так или иначе между собой связаны, должны изучаться системно, и только при таком изучении могут быть поняты движущие силы, пути и темпы их развития. Обратив внимание на повторяемость явлений культуры в пространстве и во времени, Тайлор первым широко и систематически обратился к сопоставлению таких повторяющихся явлений. Впоследствии этот прием получил название типологического сравнения и стал успешно применяться в рамках сравнительно-исторического метода.

Тайлор ввел в этнографию понятие "первобытный анимизм". Свою анимистическую теорию происхождения религии Тайлор проиллюстрировал впечатляющим сравнительным этнографическим и историческим материалом, призванным показать распространение анимизма на земном шаре и его эволюцию во времени. В наше время преобладает мнение, что первоначальным пластом религиозных верований скорее всего был тотемизм, в котором люди в единственно возможной для них тогда форме осознавали свою неразрывную, как бы родственную связь с непосредственным природным окружением.

 Увидев свет первым  изданием (в двух томах) в 1871 г., "Первобытная культура", в  последующие годы была переведена  на большинство европейских языков. Ее первое русское издание  появилось уже в 1872 г., второе - в 1896-1897 гг. В советское время,  в 1939 г., появилось еще одно  русское издание книги под  редакцией, с предисловием и  примечаниями В. К. Никольского.

Мы достаточно полно приводим I и II главы из книги Э.Тайлора "Первобытная культура", т.к. в них наиболее концентрированно изложены основные положения его теории.


Информация о работе Тайлор Эдуард Барнетт и культурогенез