Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:09, реферат
Сaнкт-Петербург, столица Российской империи, не похож на другие города страны. Он появился в устье реки Невы по воле Петра Великого, словно вызов судьбе — на болоте, у самых рубежей заново создающей себя державы. В отличие от других русских городов, которые стихийно росли столетиями от кремля к посадам, постепенно раздвигая и выпрямляя узкие средневековые улицы, город Петра стреми тельно развивался, следуя определенному плану, постепенно одевая камнем широкие проспекты и площади.
Аничков
мост перестраивали в 1742 и 1749 годах;
тогда его утвердили на сваях,
на которых он простоял 34 года. В царствование
Екатерины Аничков мост был уже каменный,
в два свода, из дикого тесаного камня;
между сводами был подъемный мост с черными
каменными башнями, в три сажени вышины;
на мосту находились четыре колонны с
восемью фонарями на железных рукавах;
начали его строить в 1783 году и окончили
в 1787 году. Вместе с ним было выстроено
7 других каменных мостов.
Аничковский дворец.
Разбои и грабежи тогда сильно распространились в Петербурге. Так, в лежащих кругом Фонтанки лесах укрывались разбойники, нападая на прохожих и проезжих. Фонтанка в то время считалась вне черты города. Полиция обязала владельцев дач по Фонтанке вырубить леса, «дабы ворам пристанища не было»; то же самое распоряжение о вырубке лесов последовало и по Нарвской дороге, на 30 сажен в каждую сторону, «дабы впредь невозможно было разбойникам внезапно чинить нападения».
Для
прекращения разбоев
Также
много и клеветали в то время на петербургских
дам.
СВЕТСКАЯ ЖИЗНЬ СТОЛИЦЫ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Если верить рассказам современников Петра III, то он довольно регулярно ходил в придворную церковь к концу обедни, но только вот по какому случаю: между новыми придворными обычаями французская мода заменила русский обычай низко кланяться, т. е. нагибать голову в пояс.
Попытки старых придворных дам пригибать колена, согласно с нововведением, были очень неудачны и смешны. И вот, чтоб дать смеху, смотря на гримасы, ужимки и приседания старух, Петр бывал у выхода из церкви.
Государь в частной жизни обходился с приближенными очень снисходительно и добродушно, пил с ними пунш из одной чаши и курил табак кнастер из глиняной трубки. Петр был большой охотник до курения и желал, чтоб и другие курили. Он всюду, куда ни ездил в гости, всегда приказывал за собою возить целую корзину голландских глиняных трубок и множество картузов с кнастером и другими сортами табаку. Куда бы государь пи приезжал, вмиг комнаты наполнялись густейшим табачным дымом, и только после того Петр начинал шутить и веселиться.
Любимой карточной игрой Петра III была «campis». В этой игре каждый имел несколько жизней; кто переживет, тот и выигрывает, на каждое очко ставились червонцы, император же, когда проигрывал, то вместо того, чтобы отдать жизнь, бросал в пульку червонец и с помощью этой уловки всегда оставался в выигрыше. Обычными его партнерами были двое Нарышкиных с их женами, Измайлов, Елизавета Дашкова, Мельгунов, Гудович и Анжерн.
Петр III плохо говорил по-русски и не любил русского языка, зато он души не чаял во всем немецком и до обожания любил короля Прусского.
Петр постоянно носил на пальце бриллиантовый перстень с изображением короля; он также любил играть на скрипке и затем всякие военные экзерциции, хотя пугался выстрела из ружья, очень боялся грозы и не мог без страха подойти к ручному медведю на цепи.
Императрица Екатерина рассказывала о том, как крыса, раз забравшаяся в его игрушечную крепость, съела картонного солдатика, за что, по военному уставу, была им повешена. Петр III не лишен был и суеверных предрассудков: так, он очень любил гадать в карты.
Первый день Пасхи во дворце праздновался необыкновенно торжественно; по окончании заутрени все сановники двора подходили к руке императрицы, за ними следовали военные, гражданские чиновники, а вечером дамы в роскошных нарядах поздравляли государыню с праздником.
Государыня усвоила как русскую речь, так и многие русские привычки. Она парилась в русской бане, употребляла часто пословицы в разговоре. Государыня как по-французски, так и по-русски писала неправильно, хотя умно и своеобразно. Храповицкий часто поправлял ее русское письмо, а граф Шувалов — французское.
Не любя разных попрошаек, государыня любила щедро награждать. Подарки она делала с таким умением и тактом, что их нельзя было не принять. Императрица дарила всегда неожиданна то пошлет плохую табакерку с червонцами, то горшок простых цветов с драгоценным камнем на стебле; то простой рукомойник с водою, из которого выпадет драгоценный перстень; то подложит под кровать имениннице 2 тысячи серебряных рублей или подарит невесте перстень со своим изображением в мужском наряде, сказав: «А вот и тебе жених, которому, я уверена, ты никогда не изменишь и останешься ему верна».
Богатство и пышность русского двора превосходили самые пышные описания; следы старого азиатского великолепия смешивались с европейской утонченностью.
Огромная свита следовала впереди и позади государыни. Роскошь и блеск придворных нарядов и обилие драгоценных камней далеко оставляют за собою великолепие других европейских дворов. На мужчинах французские костюмы; платья дам с небольшими фижмами, длинными висячими рукавами и с короткими шлейфами; петербургские придворные дамы носили очень высокие прически и сильно румянились.
Из других предметов роскоши ничто так не поражало, как обилие драгоценных камней, блестевших на различных частях их костюма. Много драгоценных камней в то время в Европе можно было встретить только на женщинах. У нас же и мужчины в этом отношении соперничали с женщинами. Почти все вельможи были усыпаны бриллиантами: пуговицы, пряжки, рукоятки сабель, эполеты и нередко шляпы были унизаны бриллиантами в несколько рядов.
У государыни бывало на императорской конюшне до 1200 лошадей. Екатерина очень любила ездить верхом по-мужски перед войсками; у нее был любимый бурый, в мелкой гречке, жеребец Бриллиант, красивый, варварийской породы. Тетка ее. императрица Елизавета, запрещала ей так ездить, но Екатерина купила себе складное седло, которое из женского превращалось в мужское. В екатерининское время ездили очень красиво.
В описываемое время в большом обыкновении были прекрасные балы публичные под названием «дворянских». Число гостей на них было ограничено, и сюда съезжалась лучшая публика Были также балы, называвшиеся «английскими». В этих балах участвовали иностранные негоцианты. Билеты для входа на бал продавались по 25 рублей с персоны.
В старину было немало игр, принадлежавших к высшему кругу общества, с которыми даже в коммерческие игры садились играть не иначе, как с условием, чтобы они никогда не тасовали и не сдавали карт, и они покорялись этому требованию с величайшим хладнокровием.
В
начале 20-х годов славились
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.