Средневековая эстетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:20, контрольная работа

Краткое описание

Средневековье занимает длительный отрезок истории от распада Римской империи до эпохи Возрождения – почти целое тысячелетие. Раннее Средневековье в Европе характеризуется становлением христианства в условиях формирования европейских государств в результате падения Римской империи, а зрелое Средневековье (начиная с XI века) связано с установлением и утверждением феодализма, который в качестве своей мировоззренческой основы использовал развитое христианство.

Содержание работы

Введение

1. Новая эстетическая проблематика в раннехристианской философии.

1.1. Христианские религиозные принципы в эстетической проблематике.

1.2. Идея творения и Творца.

1.3. Противопоставление духовных способностей грубой зрелищности.

1.4. Категория простоты.

1.5. Система образов в раннехристианской философии.

1.6. Соотношение мимиетического, символического и знакового образов.

2. Учение о прекрасном Августина.

2.1. Любовь к красоте и любовь к мудрости.

2.2. Прекрасное и безобразное.

2.3. Целостность и единство, как результат действия закона упорядочения.

2.4. Статическая и динамическая красота. Число и ритм.

2.5. Основные аспекты красоты у Августина

Содержимое работы - 1 файл

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭСТЕТИКА.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

      Прекрасна вся сфера духовной деятельности человека. Августин неоднократно отмечал не только пользу, но и красоту наук, которая служит не последним стимулом для занятий ими. Самой же прекрасной из наук и искусств является философия/

      Речь  идет, конечно, о религиозной философии, ведущей к «истинной мудрости» и постижению Первопричины, т. е. абсолютной красоты. 

      2.2. Прекрасное и безобразное.

      Одной из немаловажных эстетических причин внедрения неприглядного в искусство  явилось глубокое осознание Августином закона контраста в двух его аспектах. Во-первых, безобразное по контрасту служит более глубокому ощущению красоты. Незнание безобразного, его отсутствие не позволит во всей полноте ощутить прелесть настоящей красоты. Красота дневного света выступает отчетливее при сравнении с ночной тьмою, белое выглядит прекраснее рядом с черным. Во-вторых, Августин показал, опираясь на античную традицию, что в основе красоты целого лежит закон оппозиции, т. е. единства противоположных элементов, и прежде всего, прекрасных и безобразных в структуре целого. Контраст прекрасного и безобразного образует гармонию целого.

      Безобразные или некрасивые элементы прекрасного  целого могут быть, по мнению Августина, таковыми объективно, вследствие порчи  или недостатка красоты, и субъективно, т. е. только в восприятии человека. Как христианин, свято веривший в творение мира Богом, Августин стремился во всех частях и незначительных элементах творения усмотреть присущую им особую красоту, ибо Бог не мог, конечно, сотворить ничего безобразного. Однако люди, не умея осмыслить красоту многих неприятных растений, насекомых или животных в структуре целого универсума, незаслуженно считают их безобразными.

      И наконец, безобразная форма начинает наделяться (у Августина – только начало этого процесса) некоторым знаково-символическим значением в качестве носителя высокой духовной красоты.

      Пожалуй, никто в истории эстетической мысли до Августина не уделял столько  внимания проблеме безобразного, может  быть, потому, что никто до него так  остро не ощущал прелесть и очарование чувственной красоты и, одновременно, не видел столь ясно глубин сатанинских, в которые влечет она человека. 

      2.3. Целостность и  единство, как результат  действия закона  упорядочения.

      Красота целого, возникающего на основе соединения прекрасных, нейтральных и безобразных частей, значительно превосходит не только красоту «незначительных» членов и элементов, но и красоту любых, входящих в его состав, даже самых прекрасных частей. В отдельности все прекрасно, как сотворенное Богом, а в целом – прекрасно как упорядоченное им. Упорядочение же – особый закон, приводящий все как бы в новое качество – более прекрасное. Так что целостность и единство, как результат действия закона упорядочения, приводят элементы к качественно новой красоте целого. Прекрасны все члены человеческого тела: и глаза, и нос, и голова, и руки, и ноги. Однако тело, целиком состоящее из этих прекрасных членов, значительно прекраснее каждого из них в отдельности. Из прекрасных частей складывается красота целого.

      Августин  не ограничивается этой констатацией, он стремится глубже всмотреться как в красоту целого, так и во взаимосвязи общей красоты и красоты отдельных ее элементов.

      «От Августина в христианской литературе идет  традиция понимания безобразных  явлений в качестве органичных компонентов (наряду с прекрасными и нейтральными в эстетическом отношении)прекрасного целого божественного Универсума». 2 

      2.4. Статическая и  динамическая красота. Число и ритм.

      Августин различает два основных вида красоты – статическую (красота цвета и форм, видимых глазом) и динамическую (красота движений, воспринимаемых слухом или зрением)/

      Красота мира проявляется в постоянном движении, развитии и смене его компонентов/

      Ритмически, т. е. по законам чисел, организованные движения лежат в основе музыки, поэзии, танца, образуя основу их красоты. Динамическая красота присуща и самой человеческой жизни, ибо удовольствие, счастье, радость – все это процессы, протекающие во времени. Само эстетическое суждение, которым поверяется наслаждение, также ритмически организованный процесс, протекающий в нашей душе. Не случайно Августин главное внимание в своей эстетике уделял числу и ритму. Именно в них он видел структурно-динамическую основу красоты. 

      2.5. Основные аспекты  красоты у Августина

      Рассмотрев  основные аспекты красоты у Августина, подведем некоторые предварительные итоги его пониманию этой важнейшей эстетической категории.

      1. Красота предстает в системе  Августина объективным свойством  мира как в его духовной, так  и в материальной частях.

      2. Бог является высшей и абсолютной красотой, источником, причиной и творцом всего прекрасного в мире.

      3. Красота выступает показателем  бытийственности вещи. Обладание  абсолютной красотой тождественно  обладанию вечным и абсолютным  бытием, полное отсутствие красоты  соответствует переходу вещи в небытие.

      4. Красота бывает статичной и  динамичной.

      5. Августин различает прекрасное  в себе и для себя, т. е.  собственно прекрасное и прекрасное  как соответствующее чему-то.

      6. Красота иерархична. Иерархия Августина  хотя и опирается на плотиновскую, но во многом отличается от нее.

      Источником  красоты и здесь является Бог, а высшим носителем ее – Разум (=Логос=Христос). От него происходит красота  универсума и духовная красота. Универсум, в свою очередь, состоит из небесных чинов, человека, его души и тела и всего многообразия материального мира, красота которого так сильно волновала душу Августина. Духовная красота лежит в основе красоты нравственной, красоты искусства, науки и конкретных произведений искусства.

      7. Красота материального мира, и в частности красота человеческого тела, занимает здесь также низшую ступень, но оценивается Августином значительно выше, чем в неоплатонической системе.

      8. Красота доставляет удовольствие, которое может привести к блаженству.

      9. Красота является предметом любви.

      10. Красота выше пользы и всего  утилитарного; утилитарное – путь  к красоте.

      11. Красота целого возникает на  основе гармонического единства  противоположных частей, в частности  прекрасных и безобразных элементов.

      12. Красота человека состоит в единстве его душевной и телесной красоты. Тело человека прекрасно во всех своих частях и в целом. Однако отсутствие телесной красоты не мешает человеку быть причастным ко всем другим, более высоким ступеням красоты, включая и высшую.

      13. Идеальной чувственно воспринимаемой красотой тело будет обла дать по воскресении из мертвых.

      14. Безобразное есть показатель  недостатка красоты; составная  часть красоты; знак красоты.

      15. Августин, по существу, не различает  красоту и прекрасное, хотя в  одном месте специально отмечает, что красота выше прекрасного. Так же как истина является причиной истинного, благочестие – благочестивого, целомудрие – целомудренного, так и красота является причиной прекрасного. Без красоты нет и прекрасного, хотя красота может существовать и без прекрасного, и поэтому она выше его.

      16. Главной целью всех искусств  является создание красоты. 

      Таким образом, стремясь выявить сущность красоты, Августин использовал многие достижения античной эстетики, но усмотрел во всех формальных закономерностях  прекрасного содержательную сторону, сделав в этом плане существенный шаг вперед в развитии эстетической теории. 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

      1. Бычков В. В. Эстетика. – М., 2006.

      2. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. – М., 1984.

      3. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. М., 1995

      4. Спиркин А. Г. Философия. – М., 2002.

Информация о работе Средневековая эстетика