Психологическая интерпретация культуры: концепции Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:11, реферат

Краткое описание

Свою культурологическую концепция Зигмунд Фрейд впервые изложил и обосновал в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры» изданной в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры. Продолжением этой работы можно считать знаменитую работу «Недовольство культурой», которая первоначально была названа Фрейдом «Недовольство в культуре».

Содержание работы

Введение
Основные понятия и идеи
Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда
Заключение
Список используемых источников

Содержимое работы - 1 файл

Реферат по культуре.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)
  • Кафедра  «Социология, культурология и политология»
  •  
     
     
     
     
     

    реферат 

    по дисциплине «Культурология»

    тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ИНТЕРПРЕТАЦИЯ  КУЛЬТУРЫ:

    КОНЦЕПЦИИ  ЗИГМУНДА ФРЕЙДА 
     
     
     

    Выполнил ____                                     Шифр ________________ 

    Специальность:  «» 

    Группа:   
     

    Проверил _____ _____________________ 

    Отметка о зачете: __________________   Дата « __ » ________ г. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Содержание

    Введение

    Основные  понятия и идеи

    Культурологическая  концепция Зигмунда Фрейда

    Заключение

    Список  используемых источников

     

    Введение

                  Первый  человек, который  бросил ругательство вместо камня, был  творцом цивилизации. 

                  Зигмунд Фрейд 
                   

        Свою  культурологическую концепция Зигмунд  Фрейд впервые изложил  и обосновал  в работе «Тотем и табу. Психология первобытной культуры» изданной в 1913 году. Именно эту работу мы использовали в качестве основы для рассмотрения взгляда Фрейда на происхождение культуры. Продолжением этой работы можно считать знаменитую работу «Недовольство культурой», которая первоначально была названа Фрейдом «Недовольство в культуре». Во многом это объясняется тем, что  термин «культура» чрезвычайно многозначен, и если в русском языке он имеет, наряду с прочими, тот же смысл, который вкладывается в него немецкоязычными философами, то в английском и французском  переводах  (Civilization and Its Discontents, Malaise de civilization) пришлось поменять «культуру» на «цивилизацию» - Фрейд специально оговорился, что не проводит между ними различий. К тому же немецкое название передает  два  оттенка  - «недовольство в культуре» существует у людей потому, что они  недовольны ею, имеется «недовольство культурой», о котором и идет речь в книге. Эта работа была использована для оценки взглядов Зигмунда Фрейда на роль культуры в современном обществе.

        Мы  считаем необходимым охарактеризовать еще один общетеоретический принцип, лежащий в основе психоаналитической концепции культуры, — общеметодологический принцип единства фило- и онтогенеза, предложенный Э. Геккелем. В применении к анализу культур он означает, что в детстве (онтогенез, индивидуальное развитие) человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества (филогенез, родовое развитие — происхождение).  

        Этот  теоретический принцип был применен 3. Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть  параллельно детство (вхождение  в культуру) и становление культуры. Правда, сложный и многообразный мир детства был сведен лишь к развитию сексуальности и роли травматических ситуаций, но сам путь анализа культуры через познание детства последующим развитием науки был признан продуктивным. На основании этого же принципа Фрейд провел параллель между "психологией первобытных народов" и "невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии.

    Основные  понятия и идеи.

     

         Возникнув в начале века одно из направлений медицинской психологии, психоанализ, сначала усилиями Фрейда, а затем и его последователей, постепенно превратился в учение, претендующее на оригинальное решение чуть ли не всех мировоззренческих проблем. Одновременно он стал частью повседневного существования миллионов людей в Западной Европе и, в особенности, в США.

         Психоанализ - не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением  о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры. По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать”. По его мнению, главной социальной причиной распространения психоанализа является почти полное разделение сфер публичной и частной жизни в буржуазном обществе. Это ведет к “кризису идентичности”: лишь немногие люди имеют возможность найти свое “подлинное Я" в гражданской жизни, политике, бизнесе, культуре. Для большинства же в условиях разделения труда и капиталистической рационализации производства и потребления остается искать свое “подлинное Я" в частной жизни.

         Концепция психоанализа развивалась по следующему направлению: от терапии неврозов и  методов исследования бессознательных  психических процессов к “метапсихологии”, то есть совокупности теоретических постулатов о человеческой психике и “судьбах влечений”. Затем эта общая теория послужила фундаментом для применения психоанализа в различных областях знания: в этнографии, религиоведении, социальной психологии и социологии и т.д. Уже в ранних работах Фрейда содержатся его основные философские идеи, осуществляется выход за пределы специальных проблем психотерапии и медицинской психологии, тогда как поздние произведения по-прежнему опираются на опыт общения с пациентами и ориентированы на более глубокое осмысление этого опыта.

         Психоаналитическая  концепция культуры содержится уже  в ”Толковании сновидений” (1900 г.), поскольку сновидение рассматривается  как приватная микрология сновидца, а мир представляет как сновидение народов. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики - отсюда название “глубинная психология”, закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, которая “инвестирует” произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда - “человек желающий”, у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинен неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок; но сознательный мир не столько рационален, сколько полон “рационализацией”, то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. “Разумность" человека весьма ограниченна, за ясными и отчетливыми идеями и образами сознания скрываются темные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов. Предметом психоанализа является в первую очередь разного рода психопатологии, в которых эта “тьма" берет верх над сознательной жизнью. Если такова природа человека, если фундаментом его существования является влечение, то исчезают всякие ограничения для аналогий между детским влечениями, неврозами, сновидениями и произведениями культуры. Поле применения психоанализа тогда беспредельно, равно всей культуре, всему человеческому бытию.

    Культурологическая  концепция Зигмунда Фрейда.

     

         Психоаналитическое  учение Фрейда о культуре представляет собой способ истолкования знаков, семиотику или даже симптоматику культуры. Такой взгляд на искусство, религию, мораль, сознательные институты - это взгляд врача, определяющего по симптомам причины, характер и протекание заболевания.

         При объяснении происхождения и сущности инстинктов и культуры Фрейд исходил  из убежденности в подобии индивидуальных и коллективных психологических  закономерностей, а также в одинаковости формирования нормальных и патологических явлений психики. Это позволило ему, усмотрев сходство между симптомами невроза навязчивости и религиозными обрядами, объявить религию "коллективным неврозом", наличие в психике у человека типических форм реагирования.

         Внимание  ученого было привлечено к проблемам  формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он пытался и стремился судить о развитии человечества в общем  по своему опыту, приобретенному на пути изучения душевных процессов отдельных  лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Фрейд писал о том, что беспомощность ребенка имеет продолжение в беспомощности взрослого. Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти силы чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым, тем не менее, вручает себя как защитникам. Способ, каким ребенок преодолевал свою детскую беспомощность, считал Фрейд, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на свою, по неволе признаваемую им, беспомощность. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.

         В целостной форме свою культурологическую концепцию 3. Фрейд изложил в книге "Тотем и табу. Психология первобытной  культуры и религии" (1913) и в  ряде более поздних работ. На основании  этого принципа Фрейд провел параллель  между "психологией первобытных народов" и "невротиков". Необходимо отметить, что указанная аналогия не получила однозначной оценки в антропологии.

         С чего же начинается культурная история  по Фрейду? Для ответа на этот вопрос он первоначально характеризует  докультурное состояние человечества, используя гипотезу шотландского этнографа Аткинсона о "циклопической" семье. Согласно Аткинсону первоначальной формой организации жизни человека была "циклопическая" семья, состоявшая из самца и самок с детенышами. Самки находились в безраздельном пользовании у самца. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи. Дальнейшее течение событий 3. Фрейд описывает следующим образом. "В один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Они осмелились сообща совершить то, что было бы невозможно в отдельности. Эта древняя каннибальская трапеза, как полагает Фрейд, сохранилась впоследствии в виде жертвоприношения.

         Но  после отцеубийства сыновьями овладело чувство раскаяния, страха, стыда, вины за содеянное. Сыновья наложили запрет на повторение подобного действия, а для устранения самого повода к  раздорам запретили брачно-половые  отношения с женщинами своего клана (кровно-родственное объединение).

         Таким образом 3. Фрейд стремится объяснить  происхождение религии. "Тотемическая религия произошла, - писал он, - из сознания вины сыновей, как попытка  успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему различными способами, в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они преследовали одну цель - реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству".

         В подкрепление своей версии начала культуры Фрейд приводил примеры фобий (боязни) детей к определенным видам животных, даже домашних (корова, лошадь и т.д.). Он объяснял эти явления, распространенные в различных культурах, тем, что боязнь по отношению к отцу (первоотцу) переносится на животное. Появление фобий в детстве он рассматривает как повторение начала культурного процесса, как отзвук древних событий в генетической памяти. Аналогичным образом 3. Фрейд объясняет необходимость Бога, власти государства. "Громадное большинство людей нуждается во власти, которой они могут восхищаться, которой они могут подчиняться, которая господствует над ними. Из психологии индивида мы узнали, откуда происходит эта потребность масс. Это тоска по отцу, живущая в каждом из нас с детских дней". Любая религия, согласно Фрейду, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, чувство вины порождают беспредметное беспокойство, уходящее лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний.

         Положение об аналогии, близости поведения человека-невротика  и индивида - участника ритуала  Фрейд развивал в работах "Навязчивые действия и религиозные обряды" (1907) и "Будущность одной иллюзии" (1927). Обосновывая близость психологической структуры невроза и религиозного ритуала, Фрейд отмечал, что в обоих случаях присутствует внутреннее принуждение, интенсивный страх при отступлении от религиозного или невротического церемониала. Таким образом, религия и невроз, согласно его точке зрения, - это защита против неуверенности и страха, порожденных подавленными влечениями. В соответствии с этим, религия - универсальный невроз навязчивости, а невроз можно рассматривать в качестве личной религии индивида.

         Культура  делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается  психическое здоровье человека, который  разрывается между природной  психической стихией и культурными  нормами, агрессивностью и моралью.

    Заключение.

     

         В целом, на взгляд некоторых обывателей, концепция Фрейда нуждается во многих поправках, она отнюдь не бесспорна, но все же Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании  развития человеческого общества. Создав концепцию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная концепция усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях.

         Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как  ученого, впервые открывшего сферу  бессознательного и, тем самым, совершившего переворот в науке. Подобные представления  являются распространенными, но весьма далекими от истинного положения дел.

         Подводя итог культурологии Фрейда, нельзя не увидеть в его концепции  массу недостатков, прежде всего  недопустимость сведения всего многообразия культуры к особенностям индивида, да еще и патологическим; несоответствие ряда положений Фрейда фактам антропологических исследований. Список противоречий и недостатков культурологии Фрейда можно продолжать.

         Но  противоречия психоаналитической концепции  культуры 3. Фрейда не заслоняют его  несомненных достижений. В качестве последних можно выделить: расширение предмета исследований культурологов, вовлечение в сферу научного анализа новых объектов изучения (ранний период детства, сны, эмоциональная сфера личности); выделение значительной роли бессознательного в деятельности человека и функционировании культуры; создание концепции личности, ориентированной на взаимодействие с культурой, которая стала основой для осуществления межкультурных исследований направления "Культура-и-личность"; исследование компенсаторной, психотерапевтической функции культуры.

    Информация о работе Психологическая интерпретация культуры: концепции Зигмунда Фрейда