Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:21, реферат
Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.
1. Мужская одежда
2. Теплая верхняя мужская одежда
3. Мужские головные уборы
4. Мужская обувь
5. Женская одежда
6. Теплая верхняя женская одежда
7. Женские головные уборы
8. Женская обувь
9. Женская и мужская одежда начало XX в
Паголенки и ноговицы должны были плотно облегать ноги. Их носили, натянув на ноги и заправив в них штаны, а также завязав ниже колен специальными ремешками. Носили их все взрослые мужчины зимой, весной, осенью, а балкарцы в горах - круглый год. Летом носили суконные паголенки. Широко распространенным видом обуви у пожилых людей являлись войлочные и сафьяновые носки.
На ноги надевали чувяки из сыромятной кожи, которые не имели пришивной подошвы. Их делали из одного куска кожи крупного рогатого скота. Чувяки имели шов на заднике, носке и верхней передней части от носка по подъема. Форма чувяк в основном была однообразной, но встречались и такие, которые имели высокий задник, доходивший до щиколотки, и застежки из кожаных пуговиц. Распространенным видом обуви, удобным в горах для охотников, чабанов, пастухов, косарей, являлись чувяки особой формы, имевшие подошву из сплетенных ремней. Балкарцы делали их из хорошо промятой сыромятной кожи, с которой даже не снимали шерсть. Чувяки надевали на босу ногу, предварительно заполнив внутреннюю их часть хорошо промятой травой. Традиционной парадной обувью являлись сафьяновые чувяки, которые шили из кожи специальным ажурным швом. Вначале они не имели подошвы, но потом их стали подшивать. Чувяки из черного сафьяна носили зажиточные люди, надевая сверху кожаные галоши. Сафьяновые чувяки надевались на сафьяновые ноговицы. Зажиточные люди надевали еще остроносые резиновые галоши.
В Балкарии также бытовала обувь из войлока, обшитого кожей или с подшитой подошвой из сыромятной кожи. Вся местная обувь имела мягкую подошву, хорошо приспособленную к условиям горной местности. Она была удобна для всадника и пешехода, способствовала закаливанию ноги и выработке удивительно легкой, красивой походки горцев.
Традиционное
развитие Кабарды и Балкарии, укрепление
рыночных связей оказали влияние
на изменение обуви. Богатые горцы
носили не только галоши, но и сапоги.
Традиционный национальный мужской костюм кабардинцев и балкарцев являлся одеждой воина, наездника, приспособленный к условиям их жизни. Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерной темная сдержанная цветовая гамма - черная, темно-коричневая, серая. Вообще, ни кабардинцы, ни балкарцы не любили яркие цвета, пеструю одежду. Это не соответствовало их духу и обычаям. Но башлыки и бешметы делались обычно других цветов, чем весь костюм, оживляя его ярким пятном. Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки, черкески, папахи. Башлыки в ряде случаев представляли собой настоящие произведения искусства. Их отделывали галунами, золотым шитьем, изящными и весьма сложными кистями из золотых и серебряных ниток. Подобные башлыки часто служили предметом подарка невесты родственникам будущего мужа. Украшало костюм возможно более богато отделанное оружие, пояс.
Вместе с тем, кабардинцы и балкарцы обращали большое внимание на опрятность одежды, на ее изящный покрой. Еще Хан-Гирей отмечал, что у адыгов, в т.ч. и у кабардинцев, не было принято одеваться пышно, цветисто. “Это, - писал он, - почитается у них не очень приличным, почему стараются более щеголять вкусом, нежели блеском, чистоту же и опрятность предпочитают пышности”.
Мужская одежда кабардинцев и балкарцев не только была хорошо приспособлена к местным условиям, но и отличалась своей красотой, изяществом и своеобразной элегантностью. Она вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость, силу. И скотовод, и охотник, и воин, и наездник одинаково удобно и свободно чувствовали себя в одежде, точно пригнанной по фигуре и не стесняющей движений.
Одежда кабардинцев
и балкарцев являлась и своеобразным украшением.
Эти качества национальной одежды обеспечили
ей всеобщее признание на Кавказе.
Одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. Для достижения такой фигуры кабардинки и балкарки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело и плотно обхватывающими весь бюст девочки. Это обеспечивало тонкость и стройность фигуры девушки. Корсет стягивался шнурками и снимался только в первую брачную ночь.
Поверх корсета надевали нижнюю рубашку, имевшую такой же покрой, как и мужская. Но она была длиннее и спускалась ниже колен. Рукава ее тоже были прямыми и широкими, длинными, иногда закрывающими кисти рук. Женская рубашка также имела прямой разрез и небольшой стоячий воротничок, застегивающийся на пуговицу. Рубашки шили из хлопчатобумажной или шелковой ткани различных, иногда ярких, цветов. На выбор материала нарядной рубашки обращали большое внимание, так как воротник, передний разрез и рукава выглядывали из платья. С этим был связан обычай кабардинских и балкарских женщин украшать эти части рубашки вышивкой и красивыми узкими галунами.
Старухи
носили рубахи из хлопчатобумажной ткани
белого или несколько темноватых расцветок,
тогда как молодые женщины шили их из темно-красного,
синего, коричневого цветов и др. Рубашки
женщин старшего возраста не имели украшений,
вышивок.
В конце ХIХ в. – нач. ХХ в. появилась юбка. При этом рубашка уже не шилась из шелка, она была хлопчатобумажной, а юбка - шелковой. Поверх рубашки обязательно надевалось платье. Без платья могла ходить только старуха у себя дома. Платье совпадало по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. Иначе шились только рукава. В начале рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью. Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя.
Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти.
Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.
Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей - тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.
Весьма важную роль в одежде кабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину - из серебра, с пряжками различных видов. Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца, часы на длинной цепочке.
По горскому обычаю девушки и молодые женщины в холодное время года не носили никакой теплой одежды, а могли лишь надеть второе стеганое платье или накинуть на плечи платок. Замужние женщины постарше могли носить распашную одежду, простеганную тонким слоем шерсти или ваты. Богатые кабардинки и балкарки иногда надевали бархатные, отороченные полоской меха шубки без застежек, носившиеся не столько для тепла, сколько для красоты. Подбивали их беличьим мехом, а иногда просто подшивали подкладку. Старухи, особенно в горных районах, носили и овчинные нагольные шубы. Принятые у горцев ограничения в ношении теплой одежды девушками и молодыми женщинами губительно отзывались на их здоровье, но поддерживались мусульманским духовенством, так как это препятствовало появлению женщин вне дома.
Важнейшей частью одежды являлись головные уборы, в которых наиболее ярко прослеживаются возрастные различия и изменения в семейном положении кабардинок и балкарок.
Девочки носили платок или ходили с открытой головой до замужества. Против такого обычая, бытовавшего с древнейших времен, вело борьбу мусульманское духовенство, которое в начале ХХ в. добилось принятия сельскими обществами специального приговора, запрещавшего всем девочкам с 10-12-лтнего возраста ходить без головного убора, без платка.
Так, в селе Тыжево 1-го участка Нальчикского округа общий сход 6 апреля 1915 г. под давлением мусульманского духовенства принял приговор, в котором говорилось: “Девочки нашего селения с 10-летнего возраста не должны употреблять в головной убор каких бы то ни было гребешков и не показывать своих волос как в своем селении, так и вне его. За нарушение же сего родители таких девочек должны подвергаться штрафу в доход наших общественных сумм по 5 руб. за каждый случай нарушения”.
Когда наступал период “созревания” и девушка “начинала ходить на танцы”, она носила высокую шапочку различных видов. Одни из них имели цилиндрическую, другие конусообразную или округленную форму, у третьих цилиндр сочетался с конусом и напоминал мужской шлем и т.д. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась радиально расходящимися узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, сидящей на шарике, полумесяцем, распустившимся цветочком, и т.д. Многие из них были серебряными, украшенными чернью, позолотой, филигранью. Передняя часть дошедших до нас шапочек имела украшения в виде бахромы, укрепленной по верхнему краю галуна.
Во второй половине ХIХ в. кабардинки и балкарки стали носить, наряду с высокими, и невысокие шапочки. Они имели форму низкого цилиндра или усеченного конуса. В отличие от высоких, они обтягивались сукном, бархатом и украшались золотой и серебряной вышивкой, располагавшейся по околышу и на донышке. С верхушки спускалась длинная золотая кисть. Такую шапочку кабардинцы называли крымской, татарской или осетинской, что свидетельствовало о ее заимствовании у соседних народов. Более широкое распространение она имела в Балкарии.
Низких шапочек, известных под названием “кривых шапочек”, кабардинки не надевали на невест в период совершения свадебного обряда, признавая их непригодными для этого случая. Их носили, в основном, девушки. Женщины (как и невесты) до первого ребенка носили шапочку с белым шелковым платком с бахромой. Балкарки, в отличие от кабардинок, носили шапочки, украшенные спереди рядами монет, побрякушек.
Шапочка после рождения первого ребенка заменялась небольшой повязкой темного цвета. При этом квадратную повязку складывали треугольником и повязывали голову так, что два конца ее пропускали сзади под косы, делали один узел, затем, обхватив ими голову, снова завязывали их на темени, а концы прятали. Третий же конец, опускаясь на спину, прикрывал волосы. Смена девичьего головного убора на женский, приуроченная не к свадьбе, а к рождению первого ребенка, указывает на древность этой традиции. Женщина уже не только юридически, но и фактически перешедшая в категорию женщин-матерей, не имела права показывать свои волосы. Женщины из зажиточных семей повязывали голову специальным тонким платком, шелковым, с узорами на краях. При выходе из дома голову поверх повязки покрывали большим шерстяным платком домашнего производства. Такие платки носили, в основном, женщины старшего поколения. Высоко ценились и большие тонкие шерстяные или шелковые платки черного, кремового, бордового и других цветов с бахромой и цветами. Молодые женщины поверх повязки и девушки поверх шапочки носили, корме белых шелковых платков с бахромой, и черные шелковые платки двух видов - с бахромой и без нее с различными узорами.
Постепенно шапочка, как и парадное платье, стала превращаться в празднично-свадебный головной убор. В начале ХХ в. девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, шарфы вологодской работы.
Обувь кабардинок и балкарок в основном была самодельной и во многом сходной с мужской. Это войлочные и сафьяновые носки, чувяки, башмаки, отличавшиеся от мужских большей нарядностью и вышивками. Их надевали на шерстяные чулки, изготовленные самими женщинами. Вязаные чулки и носки женщины часто делали разноцветными (белые с черным, коричневым, серым и т.д.).