Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:46, контрольная работа
Панорама культуры ХХ века весьма пестра. Вполне понятно, что, в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации, современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира. Всякое общество представляет собой наследие институтов, то есть организованных норм коллективной жизни, наслоение которых образует сферу. Эти институты — нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной памяти.
1. Введение…………………………………………………………………………..........................3
2. Модернизм – «Серебряный век» отечественной культуры XX века………………………..4
3. Советский период культуры – противоречивая и неотъемлемая часть российской культуры…………………………..............................................................................................12
4. Постмодернизм и его историческая судьба...……………………………………..................14
5. Заключение…………………………………………………………………………………….15
6. Список использованной литературы……………
1. Введение…………………………………………………………
2. Модернизм – «Серебряный век» отечественной культуры XX века………………………..4
3. Советский период культуры – противоречивая и неотъемлемая часть российской культуры…………………………............
4. Постмодернизм и его историческая судьба...…………………………………….......
5. Заключение……………………………………………………
6. Список использованной литературы……………………………………………………
1. Введение.
Панорама культуры ХХ века весьма пестра. Вполне понятно, что, в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации, современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира. Всякое общество представляет собой наследие институтов, то есть организованных норм коллективной жизни, наслоение которых образует сферу. Эти институты — нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной памяти.
Без культуры не может быть подлинной свободы. Многие исследователи убеждены в том, что задачи нашего времени требуют смелого подхода к проблемам ХХ века, что основные проблемы возникают в сфере культуры и их решение — в развитии культуры.
Все культурные в традиционном понимании народы имеют свой фольклор, свои эпические сказания, свое собственное, сложившееся благодаря труду многих поколений, культурное сознание.
Высокая культура, произрастающая всегда на почве фольклора, для того, чтобы быть по-настоящему живой и сильной, нуждается в серьезной, стойкой национальной традиции.
Соединенные Штаты, в части своей в Новой Англии, унаследовали было английскую традицию, но, тем не менее, американские деятели культуры постоянно оглядываются на Европу, находясь под очевидным воздействием ее духовного авторитета. Немыслимо представить без европейской культуры Г.Джеймса, Т.Элиота, Э.Хемингуэя, Т.Уальдера и других писателей, композиторов, художников. Истинно же американским искусством, имеющим некоторые самостоятельные традиции, можно считать лишь кино, самое молодое и несамостоятельное из зрелищных искусств.
В сфере высокой культуры, находясь под явным европейским влиянием, Соединенные Штаты, тем не менее, довольно успешно влияют на окружающий мир с помощью массовой, или популярной культуры.
Ряд западноевропейских исследователей (А.Гобар, Е.Тибо и другие) считают, что проникновение американской массовой культуры, американизация национальных культур Европы представляет собой культурную войну.
Знаменательно, что о последствиях этой культурной войны, об американизации европейских культур говорят и французы, и итальянцы, и греки, и другие европейцы, вкусившие (раньше нас) все прелести американских кино- и телебоевиков, рока и джаза, кока-колы и жевательной резинки.
Но не только Западная Европа оказалась сегодня под угрозой потери своего культурного лица. Если в прошлом веке многие русские деятели культуры выступали против бездумного "европейничанья" (сто лет назад Н.А.Данилевский даже выпустил книгу "Россия и Европа" - взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому), то теперь нам в гораздо большей степени нужно опасаться бездумного "европейничанья". Сегодня Россия вместе с Европой противостоит наступлению североамериканского культурного империализма, защищая общеевропейские культурные ценности, свою культурную самобытность, свое право самостоятельное существование.
Ведь стремление к культурной самобытности свойственно всем народам, сознающим эту свою самобытность, а особенно таким, которые имеют за своей спиной многие столетия культурной жизни.
Динамика культурных ценностей раскрывается при сопоставлении их в прошлом и настоящем. Глубина социального запроса на взаимопроникновение исторических времен столь велика, что устоявшаяся формула «прошлое — настоящему» легко трансформируется сегодня в иную — «настоящее — прошлому». Именно вращаясь в этой ценностной двуединости, современный человек отыскивает свои «горизонты памяти», свою тропу из суеты в суть.
2. Модернизм – «Серебряный век» отечественной культуры XX века.
Конец XIX – начало XX вв. – сравнительно короткий, но невероятно насыщенный общественными, политическими и культурными событиями отрезок русской истории. Это время называют еще «серебряным» веком», сравнивая с «золотым веком» - эпохой наивысшего расцвета русской литературы и искусства – XIX столетием.
Термин «серебряный век» в 30-е гг. ввел в культурный оборот поэт и критик Н.Оцуп – соратник Н.С.Гумилева, затем эмигрант, автор парижского журнала «Числа». Звучит красиво! Но не очень точно. Скорее, это время можно представить в черных тонах ночи, освещаемой кровавыми зарницами. Конец XIX – начало XX вв., вплоть до революции 1917 г., мыслящие люди России прожили в предчувствии конца одной эпохи и начала какой-то новой, которая одними ожидалась с радостью, другими – со страхом и трепетом. Это было время, о котором романтик М.Горький в одном из писем сказал: «Убитые да не смущают! История окрашивается с новые цвета только кровью» (речь шла о погибающих на баррикадах в революцию 1905-1907 гг.). Так рассуждали далеко не все. Да и сам Горький спустя несколько лет совсем иначе относился к жертвам истории, когда страстно протестовал против русско-германской войны, большевистского террора и гражданской бойни в России. Но все-таки эта фраза показательна! Она многое объясняет в образе мыслей людей того времени.
Сегодня историки спорят о необходимости революции в России. Ведь и в самом деле накануне первой мировой войны Россия переживала экономический и культурный расцвет. В ней бурно развивалась промышленность, организуемая выходцами из русского купеческого сословия. Русские купцы были людьми не только наживы, но высочайшей образованности. Из недр этой среды вышли Владимир Набоков и Сергей Дягилев. К купеческой фамилии принадлежал и вождь русских символистов Валерий Брюсов. Россия жила, развивалась. Она занимала сильные позиции на мировом рынке, не только промышленном и сельскохозяйственном, но и культурном: триумф русского балета в Париже, сенсационный успех пьесы Горького «На дне» в Германии, новые русские журналы («Мир искусства», «Золотое руно»), своим полиграфическим исполнением превосходившие европейские аналоги. Совпавший с господством стиля модерн конца XIX в. в других областях искусства – живописи, архитектуре, дизайне, в поэзии он представлен плеядой «мэтров» символизма. На сравнительно небольшой географической площади Москвы и Петербурга плотность разнообразных художественных талантов была настолько высока, что ей нет соответствующих примеров не только в русской, но и в мировой истории. Одних поэтов – великих, крупных и просто значительных – десятки. Аннеский, Блок, Гумилев, Бунин, Ахматова, Есенин, Маяковский, Пастернак, Хлебников, Клюев, Северянин, Белый, Сологуб, Бальмонт, Брюсов, Волошин, Ивановы (Вячеслав и Георгий), Кузмин, Цветаева, Ходасевич, Гиппиус, Мандельштам – это только самые заметные, да и то не все. В конце XIX в. поэзия начала теснить с «привилегированного» места прозу, она сама теперь претендовала на роль выразительницы чувств, чаяний и умнонастроений молодого поколения. В 1890-е годы течение модернизма еще до конца не оформилось. Оно по образному выражению В.Брюсова «пробивалось там и сям отдельными ручейками».
Переживание конца, «декаданса», стремительного падения в пропасть, охватившее интеллигенцию даже раньше реального поражения России в русско-японской войне, революции 1905-1907 годов, отступлений на германском фронте, кровавой гражданской войны с ее миллионами погибших в творчестве «новых» стихотворцев поначалу мало чем отличалась от «скорбных» песен гражданской лирики. Наиболее чуткие художники «серебряного века» жили с чувством страшного разлада между своей культурой и жизнью России, которая в то время все еще оставалась страной крестьянской. «Серебряный век» отличался крайним субъективизмом восприятия мира. Литература перестает быть правдивым отражением реальности и выражает, скорее, внутренние переживания художников. Например: центральным поэтом почти всеми безоговорочно признавался А.Блок. Почему? Его полюбили, не понимая, по существу, в чем его трагедия, но чувствуя несомненную ее подлинность.
Эпоха сама назначала своих певцов и кумиров. И они обостренно переживали зависимость от нее, видели себя «блаженными» на этом жизненном пире порой роскошно-карнавальном, порой кроваво-трагическом. Писатели «серебряного века» почти всерьез считали себя ожившими героями Достоевского: карамазовыми, ставрогиными, раскольниковыми. В то же время огромной популярностью пользовалась эстетика XVIII в. с ее масками, карнавалами, утонченными развлечениями. В живописи это отразилось в картинах Сомова, Бенуа, Добужинского – художников из объединения «Мир искусства». В литературе вспоминаются «Балаганчик» Блока и «Петербург» Белого. Но к той же эстетике отчасти относились философские вечера в «Башне» Вяч.Иванова, поэтические кабаре Бродячая собака» и «Розовый фонарь», полуигровой-полусерьезный «Цех поэтов» Гумилева, «декадентская» дача в Финляндии Л.Андреева, «простонародные» одежды и манеры Горького, Клюева и Есенина. Жизнь и искусство обычно разделены какими-то границами. В искусстве присутствует элемент игры, условности. В жизни все серьезно, основательно, реалистично. «Серебряный век» размыл эти границы. В своем бытовом поведении люди «серебряного века» играли, но в то же время искусство всерьез определяло не только их судьбы, но и жизнь целой страны. Случайно ли, что наиболее талантливым приверженцем революционной идеологии стал поэт-футурист Маяковский, до революции шокировавший публику своей желтой кофтой и вполне по-«декадентски» отразивший распад городской цивилизации в поэме «Облако в штанах»?
Писателем 90-х XIX века стал Горький с его смелыми, решительными персонажами – Соколом, Данко, Мальвой, Челкашом, Лойко Зобаром. Взрыв популярности раннего Горького в точности совпал по времени с началом широкой известности радикального западного философа Фридриха Ницше. Первые сведения о Ницше проникли в русскую печать в конце 1892 г. А в 1894 г. популяризатором Ницше выступил самый известный литературный журнал «Русское богатство» в лице его редактора Н.К.Михайловского. В частности, Михайловский поставил вопрос «Ницше и Достоевский», который затем стал одной из главных тем западно-европейской мысли XX в. Отмечены случаи почти буквального совпадения высказываний героев Достоевского с основными идеями философии Ницше. Как точно заметил Михайловский, Ницше и Достоевский сближали не идеалы, а то, что «оба они с чрезвычайным, особливым вниманием относятся к одним и тем же вопросам». Журнал «Русское богатство» приобрел особую известность с 1892 г., именно тогда во главе его встал известный либеральный народник, социолог и литературный критик Николай Константинович Михайловский. Кроме него журналом руководили В.Г.Короленко и Н.Ф.Анненский, брат поэта И.Ф.Анненского. Этот журнал сыграл выдающуюся роль в становлении новой литературы. Он сделал возможной встречу старой, народнической литературной традиции с новым реализмом Горького, Бунина, Куприна, Леонида Андреева и др. Михайловский был строгим, но очень внимательным литературным критиком. Критический раздел, который он вел в «Русском богатстве», назывался «Литература и жизнь». Но, тем не менее, это не помешало ему быть чутким к новаторским поискам в литературе. Оставаясь внутренне чуждым символистам, он, тем не менее, одним из первых поддержал Д.С.Мережковского.
В XIX в. русская литература опережала в своем развитии живопись. Самое значительное направление в живописи XIX в. – «передвижничество», обозначенное такими великими именами, как И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Г.Перов, В.Е.Маковский, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, И.И.Левитан, зародилось вослед и под несомненным влиянием прозы Пушкина, Гоголя, Тургенева, Гончарова, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. На рубеже XIX –XX вв. положение меняется. Новые идеи в литературе и живописи рождаются почти одновременно. Живопись даже опережает словесность. Первым модернистским периодическим изданием в России стал журнал «Мир искусства», организованный молодыми художниками А.Н.Бенуа, К.А.Сомовым, Л.С.Бакстом, Е.Е.Лансере, С.П.Дягилевым в 1899 г. В этом плане живопись опередила словесность; литераторы (Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский) были приглашены вести литературный отдел журнала, главной целью которого была пропаганда новой живописи. Журнал субсидировал богатый русский промышленник С.И.Мамонтов, а с 1900 года он стал получать правительственную дотацию.
Душою живописи «мирискусстников» был эстетизм. Эстетизм – целая жизненная философия, основанная на культуре Красоты. Красота – Божественное содержание мира. Художник обязан следовать законам Красоты, не навязывая ей вульгарных требований социальной пользы. В передовой статье журнала под названием «Сложные вопросы» (автор С.П.Дягилев) говорилось о неприятии «утилитаризма» и «направленства» в живописи. Несложно догадаться, что речь здесь шла прежде всего о «передвижниках». Пафос истинного искусства, по мнению Дягилева, лежит в сфере всесильной красоты и всевластности личности художника. Эстетические декларации Дягилева во многом совпадали с заявлениями вождя символистов Валерия Брюсова. Значение «мирискусстников» в истории художественного развития России громадно. Картины Сомова, Бенуа, Бакста, Лансере, Добужинского сегодня составляют золотой фонд русского искусства начала XX в., являясь украшением Русского музея, Третьяковской галереи и других художественных хранилищ. Неоценима их заслуга в развитии книжной графики, возрождении интереса к народным художественным промыслам, истории русской игрушки и т.д. Одной из главных своих задач «мирискусстники» считали выход русского искусства на европейский уровень. На страницах журнала «Мир искусства» печатали свои первые произведения Блок, Гиппиус, Розанов, Мережковский, Брюсов, Белый, Сологуб. В качестве критика в нем выступал Корней Чуковский. Двадцатый век начинался эпохой «смутного» времени: войны, революции. Русская революция 1917 года положила начало культуре советского периода. Русская литература после 1917 г. разделила трагическую судьбу страны и развивалась в трех направлениях: литература русского зарубежья – И.Бунин, В.Набоков, И.Шмелев и др.; литература, не признанная официально и в свое время в СССР не печатавшаяся – М.Булгаков, А.Ахматова, А.Платонов и другие; русская советская литература (по преимуществу социалистического реализма) – М.Горький, В.Маяковский, М.Шолохов и др. В русском искусстве 20-х годов XX в. преобладали модернистические тенденции: в живописи – К.Малевич, в театре – Е.Вахтангов, Вс.Мейерхольд, в кино – С.Эйзенштейн, Вс.Пудовкин.
Информация о работе Модернизм и постмодернизм в начале 20 века