Мифология Древней Греции и Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:20, реферат

Краткое описание

Я считаю, что очень интересно узнать, почему же именно мифы небольшого греческого народа легли в основу общечеловеческой культуры, и почему они обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека. Ведь очень часто в нашей речи такие фразы, как: «сизифов труд» (имея в виду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение), «титанические усилиях и гигантские размеры» (так как титаны и гиганты - это порождения богини
Земли, боровшейся с греческими богами), «панический страх» (проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), «олимпийские
спокойствие» (им обладали древние боги — обитатели священной горы Олимп), или «гомерический смех» (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером).

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………..3
Миф и мифология………………………………………………………………………….....4
Мифология Древней Греции и Рима………………………………………………………....8
Заключение………………………………………………………………………………………..13
Список литературы………………………………………………………………………….…….14

Содержимое работы - 1 файл

Мифология античности.docx

— 40.74 Кб (Скачать файл)

   План

   Введение…………………………………………………………………………………………..3

  1. Миф и мифология………………………………………………………………………….....4
  2. Мифология Древней Греции и Рима………………………………………………………....8

     Заключение………………………………………………………………………………………..13

   Список литературы………………………………………………………………………….…….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Я выбрала тему для своего реферата «Мифология Античности», так как  я считаю, что всем, кто интересуется историей культуры, литературой и искусством, знакомство с греко-римской мифологией совершенно необходимо, ведь, начиная с эпохи Возрождения, писатели, художники и скульпторы стали широко черпать для своих произведений сюжеты из сказаний древних греков и римлян. К примеру, придя в любой  художественный музей, мы оказываемся в плену прекрасных, но зачастую непонятных по содержанию произведений великих мастеров русского изобразительного искусства: картин П. Соколова («Дедал, привязывающий крылья Икару»), К. Брюллова («Встреча Аполлона и Дианы»), И. Айвазовского («Посейдон, несущийся по морю»), Ф. Бруни («Смерть Камиллы, сестры Горация»), В. Серова («Похищение Европы»), скульптур таких выдающихся мастеров, как М. Козловский («Ахилл с телом Патрокла»).

   Я считаю, что очень интересно узнать, почему же именно мифы небольшого греческого народа легли в основу общечеловеческой культуры, и почему они обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека. Ведь очень часто в нашей речи такие фразы, как: «сизифов труд» (имея в виду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение), «титанические усилиях и гигантские размеры» (так как титаны и гиганты - это порождения богини 
Земли, боровшейся с греческими богами), «панический страх» (проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), «олимпийские 
спокойствие» (им обладали древние боги — обитатели священной горы Олимп), или «гомерический смех» (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером).

   К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и сильной женщины – амазонок. Художников, поэтов, скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Миф и мифология

   Слово «миф» греческого происхождения. Его  переводят как «слово» или  «предание», «сказание». Но слово это  особенное — о богах и героях. Под мифом подразумевают сказания или предания о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира. На основе преданий и сказаний в древности возникли песни, в которых повествовалось о подвигах богов и героев. Такие песни также назывались «словом», но их отличали от мифа и пользовались другим понятием — эпос. Наконец, для обозначения слова как орудия аналитической мысли употреблялся термин «логос». Следовательно,  миф — это «слово», «предание», «сказание» о богах и героях; эпос — «слово», «песня» о подвигах богов и героев; логос — «слово», касающееся философских и научных рассуждений.

   Совокупность  преданий или сказаний и богах  и героях  составила мифологию. А так как в преданиях и  сказаниях закреплены фантастические представления людей о том  как боги и герои сотворяли  мир, то под мифологией подразумевают и систему фантастических представлений людей, и науку, изучающую эту систему.

   Миф — представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов. Но миф — не жанр литературы, подобно  сказке или легенде. Мифологическое мироощущение может выражаться иными  способами — в танцах, в песнях, в ритуальных действах, в обрядах. Но миф стал источником героических  поэм, эпоса и других литературных форм, естественней почвой искусства, религии, науки, философии. В нем все эти виды творческой деятельности человека еще не расчленены.

  Следовательно, миф надо отличать и от религии, и  от форм литературы и искусства. Так, по своему происхождению мифология, как выяснено учеными, непосредственно не связана с религией, но входит уже на ранних стадиях существенной частью религиозных верований и обрядов. Вместе с тем некоторые обряды возникли до мифов, а затем были переосмыслены в мифологическом духе.

  Миф, не будучи жанром литературы, не сводим ни к сказке, ни к легенде. В мифе, в отличие от сказки, тоже изобилующей фантастикой, ничего заранее не придумывается. Сказка — продукт коллективного народного творчества, она вымышляется сознательно, и все понимают условность сказочной фантастики и как бы соглашаются принимать ее чудеса и верить в них. Сказитель и слушатель заключают неписаный договор о соблюдении правил литературной игры.

  Мифотворчество  имеет бессознательно-художественный характер и сохраняет непреложную  веру в чудесное и фантастическое. Сказка же лишена безусловной веры в происходящее, и в ней уже достаточно силен элемент сознательного вымысла. Миф предшествует сказке. Однако это не значит, что мифологические образы и представления не проникли в сказку.

  Миф следует отличать и от легенды, исторического  предания, Легенды связаны прежде всего с историческими событиями, учетом различных обстоятельств  социально-исторической жизни (основание городов, войны, деяния исторических личностей и т.д.), а иногда с бытованием каких-либо идей, общественных тенденций, которые легенда опровергает или, наоборот, поддерживает и оправдывает, привлекая авторитет высшей силы. Миф, опять-таки, не знает такой преднамеренности, но может вторгаться в легендарное повествование.

  Едва  ли не все известные нам древние  народы прошли этап мифотворчества, стадию мифомышления. Согласно данным науки, есть мифы более и менее архаические. Многие мифологические представления людей уходят в покрытую тьмой и невосстановимую историю, от которой не осталось никаких следов. По мере изучения мифологии выделилось несколько главных, центральных регионов, где мифология имела особый и имеете с тем общий характер. Общность выразилась в сходстве рассказов и сюжетов, потому что миф нацелен на изображение, которое превращает хаос в космос, так или иначе упорядочивает стихию жизни, гармонизирует неуправляемые силы. Особенности проистекают из исторического своеобразия жизни разных народов и племен. Мифология различается по областям бытования народов — египетская, китайская, японская, древнеиндийская - исландская, германо-скандинавская и пр.

  Существенным  признаком мифа выступает представление  древних людей о богах, духах  и героях. Среди них различаются первопредки, под которыми подразумеваются прародители племен и родов. Они создают родовую общину, устанавливают в ней порядок и отделяют свою общину от других семей, а также от природы и ее сил. Словом, благодаря их деятельности возникают обряды и обычаи, оформляется жизнь общины. Очень часто первопредки имеют тотемное происхождение, т.е. в них совмещаются черты человека и животного. После смерти они могут превращаться в животных, природные предметы или духов.

  Другая  группа мифических персонажей — культурные герои. Они принимают также участие  в общем мироустройстве, вплоть до влияния на смену времен года, на положение небесных светил, на прилив и отлив океана. В наиболее архаических мифах культурные герои похищают для людей готовые блага культуры, охраняемые богами. Например, миф о титане Прометее рассказывает, о том, как он похитил для людей огонь и научил их пользоваться им. За противоборство богам Зевс наказал Прометея и обрек его на нескончаемые муки.

   Среди культурных героев выделяются герои-демиурги (созидатели, творцы). Они изготовляют  для людей культурные предметы и природные объекты с помощью различных чудесных гончарных и кузнечных инструментов. Культурные герои нередко выступают поборниками космоса, порядка, сражаясь с чудовищами и демоническими силами природы, воплощающими хаотические стихии. В этом случае они обретают богатырские черты. Культурный герой-демиург мог стать и богом-творцом, и эпическим героем, таким, как Геракл, Персей или Тезей.

   К низшим мифологическим существам относились различные духи. Они, по представлениям древних людей, находились с ними в постоянном и тесном общении. К таким духам причислялись духи рода, духи-покровители чело зека, духи болезней, духи жилищ, духи, представляющие силы природы. Такие духи выступали как души людей, являя собой их духовных двойников. Во многих мифах рассказывалось о контактах людей с духами, о встречах с духами.

  В греческой мифологии между богами и людьми устанавливается определенная дистанция. Человечество — не предмет заботы богов. Боги не вмешиваются в битвы людей, но могут помогать своим любимцам или, напротив, противодействовать тем, кого они отвергают. При этом поступки богов чрезвычайно противоречивы, как противоречивы и сложны сами бога.

  Тем самым боги как бы играют, и эта  игра не лишена ни благотворных для  человека, ни угрожающих ему поступков. Между хорошим, добрый и дурным, злым, как и между возвышенным и комическим, не проведена еще четкая разделительная черта,. Поэтому в творчестве богов анархия, дьявольская усмешка, вызывающие ужас у древнего человека, сопряжены с культурными начинаниями, которые приносят людям ощутимую пользу.

  В конце концов не в меру разыгравшиеся и разбушевавшиеся боги успокаиваются, и мир возвращается к неустойчивому равновесию сил, живому и подвижному, но память, с одной стороны, о «порядке», предустановленном богами, и лихим их разгулом, с другой, вселившись в жителей земли, никогда и никуда не исчезает. На одном полюсе остается Аполлон, бог света, хотя ничем: не уступающий в жестокости другим богам, а на другом - Дионис, бог диких и необузданных оргий.

  Подобны богам в своих поступках и  герои, Геракл — не только победитель немейского льва или чистильщик Авгиевых конюшен, но и похотливый и ненасытный в своей похоти сластолюбец. Таким же предстает и шумеро-швилоиский Гильгамеш. Смешение священного с уродливым и даже гадким — типичная черта всякой мифологии. Но это не значит, что в мифе нет «логики» и нет «морали». Только они иные, чем у нас. Недаром Гегель назвал мифологию «педагогикой человеческого рода». Сейчас «логика» и «мораль» мифа слишком затемнены протекшими тысячелетиями, и к ним приходится торить путь с помощью специальных исследований и изобретательного анализа.

  Примеры такого рода из судеб мифических героев многочисленны. Известен миф о Ниобе, у которой было шесть сыновей и шесть дочерей и которая, гордясь своей плодовитостью, смеялась над богиней Латоной, имевшей только сына Аполлона, и дочь Артемиду. Разгневанная богиня жестоко отомстила Ниобе, умертвив с помощью Аполлона и Артемиды всех ее детей, а Зевс превратил Ниобу в скалу, источающую неутешные слезы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Мифология Древней  Греции и Рима

   Само  создание мифов было первым шагом человека к творчеству и к познанию самого себя. Постепенно из отдельных сказаний, зародившихся в различных областях греческой земли, сложились целые циклы о судьбах героев и покровительствовавших им богах. Все эти легенды, гимны и песни, исполнявшиеся странствующими певцами-аэдами, с течением времени объединялись в большие эпические поэмы, такие, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» и «Труды и дни» Гесиода и множество других, не дошедших до нашего времени. Великие древнегреческие поэты-драматурги V века до н. э. — Эсхил, Софокл, Еврипид — строили свои трагедии на материале древних сказаний о богах и героях.

   Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном — это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. В своих поисках зашиты от страшных стихийных сил греки, подобно всем древним народам, прошли через фетишизм — веру в одухотворенность мертвой природы (камней, дерева, металла), — который потом сохранился в поклонении прекрасным статуям, изображавшим их многочисленных богов. В их верованиях и мифах можно заметить и следы анимизма и самых грубых суеверий первобытной эпохи, но греки довольно рано перешли к антропоморфизму, создав своих богов по образу и подобию людей, при этом наделив их непременными и непреходящими качествами — красотой, умением принимать любой образ и, самое главное, бессмертием. Древнегреческие боги были во всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны. Человеческая жизнь неизбежно кончалась

смертью, боги же были бессмертны и не знали  границ в выполнении своих желаний, но все равно выше богов были богини судьбы — Мойры — предопределение которых изменить не мог никто из богов. Таким образом, греки, даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей. Так, Зевс в «Илиаде» Гомера сам не вправе разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он вопрошает судьбу, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Чаша со жребием смерти Гектора опускается вниз, и вся божественная власть Зевса бессильна помочь его любимцу. Доблестный Гектор погибает от копья Ахилла, вопреки желанию Зевса, в согласии с решением судьбы. Мы можем увидеть это и у римского поэта Вергилия. Описывая в «Энеиде» решающий поединок троянского героя Энея с италийским вождем Турном, поэт заставляет верховного бога римлян Юпитера, «уровняв стрелку весов», бросить оба жребия сражающихся на чаши. Чаша со жребием Турна идет книзу, и Эней страшным ударом меча поражает своего соперника.

Информация о работе Мифология Древней Греции и Рима