Культура дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:32, контрольная работа

Краткое описание

Прежде всего с понятием Дома с давних времен связано представление о надежности, защищенности человека от внешней среды, зачастую враждебной человеку. Дом в этом отношении — убежище, нечто, безусловно, свое в противовес чужому. Даже элементарная пещера с костром была для первобытного человека островком безопасности: здесь он мог хотя бы спокойно выспаться, не опасаясь, что его съест медведь, вымочит дождь, застанут врасплох люди из враждебного племени и т.п. Такое отношение к Дому повсеместно в человеческой культуре: недаром защите Дома всегда уделялось первостепенное внимание, особенно в смутные и тревожные времена: как пример можно привести феодальные замки в средневековой Европе, да и в России дома бояр, дворян и даже купцов были обеспечены защитой высокой прочности. Английская пословица «Мой дом — моя крепость» идеально отражает эту культурологическую тенденцию и первоначальный смысл Дома.
Таким образом, культура дома является неотъемлемой составной частью общей культуры общества, государства, источником социализации человека, важнейшим фактором укрепления семьи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ДОМА В СЛАВЯНОФИЛЬСКОЙ КОНЦЕПЦИИ 4
ЭВОЛЮЦИЯ ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА ЖИЛИЩА – ОТ СРЕДНИХ ВЕКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

Содержимое работы - 1 файл

!культура дома.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

      Утопический идеал такого дома наиболее полно  разработан у Хомякова: в статье «О сельских условиях», в разборе оперы Глинки «Жизнь за царя», в предисловии к русским песням из собрания П. В. Киреевского и в ряде других работ. Хомяков исходит из посылки, согласно которой у каждого славянина, принадлежавшего «к племени исконно земледельческому, есть глубокое желание иметь участок земли, за которым он мог бы ухаживать, который он мог бы холить и улучшать по собственному разумению, на который он мог бы, наконец, смотреть как на что-то домашнее и семейное». Семья же — главная строительница и устроительница дома — не что иное, как «круг, в котором осуществляется истинная, человеческая любовь», при которой один человек становиться для другого дороже самого себя. Семья, по мнению Хомякова, заставляет отказаться от индивидуалистической любви к самому себе и перенести эту любовь на жену или на мужа, на детей, на братьев и сестер.8 В семье любовь «переходит из абстрактного понятия в живое и действительное проявление». Чтобы передать суть выстраданного им идеала славянского Дома, Хомяков неоднократно использует метафору «теплое гнездо», почерпнутую им, вероятно из слов народной песни: «Не ласточка, не касаточка вкруг тепла гнезда увивается» — которые приводит он в статье, посвященной опере «Жизнь за царя». В рассеянных по разным работам характеристиках Дома Хомяков указывает на такие атрибуты этого «гнезда», как «общинное братство», «душевная простота», «живое общение», «органическая связь с землей». В отличие от Константина Аксакова он не видит существенной разницы между семьей и общиной, так как, по его мнению, славянская семья объединяла под общим кровом не только родных, но также сирот и бездомных, считая их «своими» и распространяя на них теплоту братской и родительской любви. Таким образом, у всех славянофилов классической поры Дом означал прежде всего семью, круг людей, считающих себя родными не только по крови, но и по духу, обычаю.

      Жизнь человека, особенно в XIX—XX вв., довольно четко делится на общественную, проходящую на глазах у других, и частную, интимную, в которой никому чужому нет места. Семья в наиболее полной мере является носительницей интимной жизни как особой ценности, а гарантией сохранения ее является опять-таки Дом. Не случайно русская пословица рекомендует не выносить сора из избы, а французская — не копаться в чужом грязном белье.9

        Семейное «теплое гнездо» было спасительным кровом. Оно спасало человека — и в житейском, и в религиозно-этическом смысле этого слова. При этом оно требовало от него взамен беспрекословного признания авторитета старших, следования «общему мнению» и «завету». Семейный кров воспитывал в человеке жертвенность и смирение перед сакрализованной априорной мудростью, верность которой нельзя было проверить при помощи «ограниченного» критического мышления. Метафора гнезда подходит к характеристике славянофильского идеала Дома еще и по тому, что такое жилище, как гнездо, органически вписывается в окружающую природно-сельскую среду, связано с ними бесчисленными хозяйственными и культурными нитями10. Славянофилы переносили эту метафору (гнездо — кров — дом — семья) также на всю «земскую» Россию, которая, если следовать логике их утопической мысли, потенциально представляла собою большую семью с отцом-государем во главе. Поэтому, как писал Хомяков, «дом есть единица и в смысле нравственного союза семейства , и в смысле общественного устройства».

      Таким образом, славянофильская концепция Дома была в первую очередь проекцией личного опыта, носившего на себе отпечаток мифопоэтических представлений о Доме как о спасительном крове и хранителе векового уклада жизни, в область философии и истории культуры. 

ЭВОЛЮЦИЯ  ВНУТРЕННЕГО УБРАНСТВА  ЖИЛИЩА – ОТ СРЕДНИХ ВЕКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

 
 

      Дом – визитная карточка. О том, что за человек, что за личность, порой очень красноречиво говорит обстановка в доме, где он живет. Есть даже весьма убедительное высказывание на этот счет: «Наши вещи говорят о нас больше, чем мы о них».

      Убранство средневековых замков не только внешне, но и изнутри поражали своей фундаментальностью и основательностью.

      Крупная, тяжелая мебель, массивная посуда символизировали силу и мощь хозяев замка.

      Дворцы  королей являлись средоточием роскоши. Примером может служить лондонский Тауэр или парижский Лувр, не уступает им и Эрмитаж в Санкт-Петербурге или Большой Екатерининский дворец в Царском Селе –летней резиденции русских царей. Великолепие, изысканная красота, блеск этих зданий символизировали избранность, неординарность, высокое социальное положение хозяев этих жилищ.

      Сельские  домики в Западной Европе всегда были обставлены подчеркнуто функционально. И мебель, и посуда, и занавески – все служило одной задаче: сделать быт максимально обустроенным. Практически не встретить в таких домах ни одного ковра, повешенного исключительно для красоты, – ковер вешали только над кроватью, чтобы во время сна, неловко повернувшись, не прикоснуться телом к голой стене. То же и с посудой: все вазы (как правило, керамические) использовали для хранения в них вина или молока. Ваз чисто декоративного характера в сельских домах не было.

      Охотники  украшали стены охотничьими трофеями – чучелами и рогами убитых животных, что опять-таки оправданно и естественно.11

      И лишь в домах зажиточных крестьян могли существовать элементы убранства  чисто декоративного характера, что свидетельствовало о материальном достатке хозяев.

      Камин, как основной источник отопления  в европейских домах, обычно просто выкладывали кирпичом и лишь позднее, в XVII-XIX вв., под влиянием все более распространявшейся тенденции украшения жилища, к традиционной кирпичной (или каменной) кладке стали добавлять некоторые скульптурные (барельефные) детали.

      На  Руси дизайн жилища долгое время не баловал разнообразием. И в теремах князей, и в крестьянских избах была простая деревянная мебель, и лишь в княжеских домах эту мебель могли украсить резьбой или декоративной росписью, опять-таки чтобы подчеркнуть и социальное главенство, и материальное положение князя.

      В избах были домотканые половички  и холщовые пологи. Но красный угол – место, где вешались иконы и куда усаживались почетные гости, всегда украшался. Пожалуй, главным и единственным украшением жилища были вышитые полотенца – самый доступный элемент декора.

      Печь – и кормилица, и поилица, и спальня, и больница для рядового крестьянина – долго оставалась просто белой (беленой) и лишь в последние одно-два столетия стала расписываться узорами. Но и эта роспись скорее была не чисто декоративной, а как бы свидетельством относительного достатка в семье (не случайно же в избах бедняков мы никогда не встречаем расписных печей).

      Любимыми  и популярными в русских домах  долгое время были такие элементы украшения, как лубочные картинки. Но обратите внимание, что сюжеты таких картинок – это сюжеты религиозных притч или изображения легендарных героев. К каждой картинке обязательно прилагалась надпись – цитата из того произведения, на сюжет которого выполнена картинка. То есть опять-таки на первый план выступает не декоративно-эстетическая, а именно нравственно-воспитательная, т. е. функциональная роль этих элементов декора.

      Уже в Петровскую эпоху во всех русских  домах стала четко прослеживаться тенденция украшения жилища посудой. Чем богаче дом, тем богаче была посуда, которой пользовались крайне редко. Основная ценность этой посуды заключалась не в форме, цвете, а в весе, массивности. Правда, декоративной могла быть посуда только из серебра (или другого драгоценного металла) или венецианского стекла, что было большой редкостью из-за ее безумной дороговизны.

      Украшение русского дома служило не столько  эстетическим задачам, сколько свидетельством материального достатка семьи. Хранили  такую посуду в гостиной комнате (в зале или светлице), в больших, массивных шкафах-буфетах, за плотно закрытыми створками. И лишь когда в дом приходили гости, створки раскрывались, чтобы все видели богатство хозяев дома.

      С годами посуда стала делиться на функциональную и декоративную, служащую только для украшения. Поэтому на смену материальной стоимости пришла чисто эстетическая ценность такой посуды. То же произошло с коврами и картинами.

      Сегодня необязательно украшать свой дом  коврами только персидскими, посудой – из хрусталя или богемского стекла, картинами и скульптурами только музейного уровня. Керамика, синтетические паласы, эстампы, фарфоровые миниатюры вполне могут справиться с задачей эстетического обустройства жилища. Но при этом главным правилом было и есть соразмерность, гармоническое сочетание элементов декора, их разумное количество, соответствие не только основным направлениям моды, но и индивидуальным вкусам и склонностям хозяев дома. А поскольку традиционно украшением жилища в нашей стране занимается именно женщина, то убранство жилища и есть та «визитная карточка», которая дает приходящим в дом людям обширную информацию о личности хозяйки. Ведь побывав в каком-либо доме и делясь впечатлениями о своем визите, обычно говорят не только о том, насколько аккуратна и чистоплотна хозяйка дома, но и о ее вкусе, об уюте ее дома.

      В конце XX в. в нашей стране одним  из самых модных, а потому и популярных, стало слово «дизайн». И как  в момент его появления в обыденной  речи, так и до сих пор это  слово правильно используют лишь специалисты. В подавляющем же большинстве случаев люди, далекие от искусствоведческих проблем, под словом «дизайн» понимают внешнюю привлекательность, художественную выразительность, оригинальность внешнего облика.12

      До  известной степени это допустимо, ибо внешнее эстетическое своеобразие, совершенство есть, скорее всего, результат дизайна, но никак не сам дизайн. Под словом «дизайн» следует понимать сам процесс создания внешнего облика предмета или вещи.

      Дизайн жилища подразумевает не тот или иной мебельный гарнитур и даже не конкретный шкаф или диван, а общее эстетическое впечатление, созданное в доме мебелью, обоями, драпировками, «зелеными уголками», теми вазами и коврами, которые так любят в жилищах.

      Если человек хочет не просто сделать свой дом уютным и красивым, но и остаться в глазах окружающих привлекательной личностью, то надо подумать над убранством своего дома! Оговоримся сразу: речь не идет о сногсшибательных мебельных изысках.

      Сделать свой дом неповторимым, самовыразиться через свое жилище – задача творческая и необычайно увлекательная. Но и здесь важно не перестараться! Стоит вспомнить Ольгу Ивановну Дымову – героиню рассказа А.П. Чехова «Попрыгунья». Спальню она превратила в грот, гостиную – в богатый салон, столовую – в крестьянскую избу... Ее стремление к оригинальности выразилось в оригинальничанье, превратилось в знаменитый карточный «перебор».

      Совсем  иной пример подает нам звезда отечественного кино Любовь Петровна Орлова. Гостиную в своем доме она обставила  в строгом английском стиле, что  было совершенно оправданно, ибо и ей, и особенно ее мужу, известному метру кинорежиссуры Григорию Александрову (именно в его картинах она исполняла все главные роли), часто приходилось принимать в своем доме знаменитых деятелей отечественного и мирового искусства. Обстановка гостиной как раз и соответствовала духу этих встреч, располагала к ним. А вот свою комнату, совмещавшую и спальню, и будуар, Любовь Петровна обставила простой функциональной мебелью из светлого дерева, а стены задрапировала легкими русскими ситцами. Ситцевыми же были в ее комнате все занавески и шторы. Ощущение легкости, воздушности и изящной простоты всегда царило в этой комнате.

      Таким образом, дизайн предполагает умение сочетать между собой различные предметы и детали с учетом их фактуры, функциональности, внешнего вида. При этом задача дизайна не просто создать гармоничное целое, но сделать его необычным, неповторимым. Умение увидеть в привычном, обыденном что-то новое – одна из главных составляющих этого искусства. Дизайн – это художественное творчество, это такое же искусство, как сочинение музыки или написание картин.13

      Специалистом  в этой области стать не так  уж просто, а овладеть основными  правилами и приемами этого искусства, хотя бы на бытовом уровне, можно. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

      Дом всегда занимал важное место в жизни человека и общества в целом.

      Понятие "дом" для человека имеет много смыслов, слитых воедино и эмоционально окрашенных. Дом воплощает также идею интимного, личностного пространства, обиталища человеческого "Я".

      Дом как символ человеческой личности присутствует как в общекультурной традиции, так и в символике психической жизни отдельного человека.

      Тема  жилища, истории его интерьера  неисчерпаема. Искусство классического  интерьера, которое зародилось в  Древнем Египте, сформировалось во время античности, средневековья, в эпоху Возрождения, дало основу всем последующим направлениям развития интерьера и оказало большое влияние на нашу современность.

      Можно сказать, что дом для человека является совокупностью вложенных  друг в друга разновеликих пространств – от размеров собственного тела до пределов родины, Земли и даже Космоса: "Наш дом – Россия", "Земля – наш общий дом". Не случайно в народной культуре устройство дома как микроскоп воспроизводит структуру мироздания. 

Информация о работе Культура дома