Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 13:15, реферат

Краткое описание

Китайская культура ― уникальный образец культуры, сохраняющейся в течение нескольких тысячелетий. Древние египтяне, ассирийцы, греки, римляне и многие другие народы, создававшие свои государства одновременно с древнекитайским или даже позже него, давно сошли с исторической сцены. На их месте возникли другие народы и другие государства, в культуре которых сложился новый язык, появились иные религии, нравы, формы искусства. А китайцы до настоящего времени говорят на том же языке, пишут теми же иероглифами, придерживаются тех же традиций, верований, вкусов, правил жизни, что и их далёкие предки. И если бы современный китаец встретился бы с китайцем, скажем, VI века до н.э., им было бы, наверное, нетрудно понять друг друга.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3 стр.
1.Зарождение учений Конфуция…………………………………………..4 стр.
2.Значение конфуцианства………………………………………………...5 стр.
3.Роль конфуцианства в истории Китая…………………………………..7 стр.
3.1. Культ семьи и клана…………………………………………………7 стр.
3.2. Образ поведения китайцев…………………………………………..9 стр.
Заключение…………………………………………………………………13 стр.
Список литературы………………………………………………………..14 стр.

Содержимое работы - 1 файл

Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая.docx

— 31.11 Кб (Скачать файл)

                                                 Содержание: 

Введение…………………………………………………………………….3 стр.

1.Зарождение  учений Конфуция…………………………………………..4 стр.

2.Значение  конфуцианства………………………………………………...5 стр.

3.Роль конфуцианства в истории Китая…………………………………..7 стр.

   3.1. Культ семьи и клана…………………………………………………7 стр.

   3.2. Образ поведения китайцев…………………………………………..9 стр.

Заключение…………………………………………………………………13 стр.

Список  литературы………………………………………………………..14 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

      Китайская культура ― уникальный образец культуры, сохраняющейся в течение нескольких тысячелетий. Древние египтяне, ассирийцы, греки, римляне и многие другие народы, создававшие свои государства одновременно с древнекитайским или даже позже него, давно сошли с исторической сцены. На их месте возникли другие народы и другие государства, в культуре которых сложился новый язык, появились иные религии, нравы, формы искусства. А китайцы до настоящего времени говорят на том же языке, пишут теми же иероглифами, придерживаются  тех же традиций, верований, вкусов, правил жизни, что и их далёкие предки. И если бы современный китаец встретился бы с китайцем, скажем, VI века до н.э., им было бы, наверное, нетрудно понять друг друга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Зарождение  учений Конфуция

     Идейным стержнем всей китайской  культуры является конфуцианство.  Это философское учение возникло  в VI веке до н. э. Основоположником его был легендарный мудрец Конфуций (по-китайски Кун-цзы ― «учитель Кун»). Со временем оно превратилось в главенствующую религию страны (в религиозном сознании китайского народа конфуцианство переплетается с древними мифологическими представлениями, даосизмом и проникшим из Индии в Китай буддизмом). Правда, конфуцианство ― это весьма своеобразная религия. Место Бога в нём занимает Небо. В отличие от других религий, оно мало озабочено вопросами веры и проповедями об утешении души в загробном мире за наши страдания в земной жизни. Оно есть, прежде всего, искусство жить. Если в других религиях на первом плане ― Бог, мистическое духовное начало, то в конфуцианстве ― нравственные нормы и правила, которыми необходимо руководствоваться людям в их земной жизни. Авторитет Бога как первоисточника и законодателя человеческой нравственности замещается в нём авторитетами высокочтимых, «богоподобных» древних мудрецов (и, конечно, в первую очередь, Конфуция). Санкционированные этими мудрецами этические нормы, обычаи, обряды, традиции и составляет конфуцианский «учебник жизни». Иными словами, в конфуцианстве издавна «мораль считалась первичной, а  религия вторичной», а потому «вопрос веры на протяжении всей истории страны никогда не имел большого значения;…зато малейшее нарушение морали, пренебрежение к точно фиксированному церемониалу, ничтожное отклонение от выработанных веками и завещанных предками старинных традиций ― всё это сурово преследовалось и осуждалось общественным мнением и властями». 
 

  1. Значение  Конфуцианства

     Многие исследователи склонны  считать, что конфуцианство, в  сущности, не есть религия, а  лишь «исполняет функции религии». Путешественники, побывавшие в Китае, нередко поражаются атеистическому духу, который свойственен как образованным людям, так и простому народу.

    Конфуцианство пронизано духом рационализма, идеалами мудрости и справедливости. Оно требует подавлять свои эмоции, подчиняя их разуму. Особое значение в нём  придаётся обязанности исполнять свой долг перед другими людьми и самим собой. Этот долг требует от человека верности, преданности семье, роду (клану), государству и его главе, а также усилий, направленных на самосовершенствование и учёбу. По Конфуцию, «благородный муж думает о долге, низкий человек заботится о выгоде». Важную роль играет принцип жень («гуманность»). Это, однако, не христианская гуманность, требующая прощать врагам своим. Конфуцианское правило: «Платите добром за добро, а за обиду воздавайте по справедливости». Другой важный принцип конфуцианства ― сяо («сыновняя почтительность»). Правила ли, в которых выражается этот принцип, указывают множество обязанностей человека по отношению к его родителям: он должен зимой согревать их постель, а летом заботиться об охлаждении её, с вечера он должен обеспечить всё необходимое для отдыха  родителей утром и т.д. С другой стороны, родители должны заботиться о воспитании и образовании своих сыновей. Увидеть своего сына обладателем учёной степени ― мечта каждого китайца.

      Однако «практическая реализация  конфуцианских идеалов со временем  привела к тому, что культ мудрости  и справедливости выродился в  догматизм, схоластику и авторитаризм, идеалы гуманизма оказались направленными против любого дуновения свободной мысли». Возникло чувство превосходства над некитайцами ― варварами, не знающими конфуцианских правил жизни. (Это чувство, однако, не имеет расистского или националистического характера ― оно скорее похоже на великодержавный шовинизм. На инородца,знающего идеалы конфуцианства и следующего им, оно не распространяется.) Расхождение между благоговейным отношением к традиционным конфуцианским добродетелям и особенностями их воплощения в реальном поведении китайцев заметно, например, в том, что китайцы чрезвычайно чтят искренность, но в то же время на практике могут уклоняться от искреннего выражения своих чувств и намерений.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Роль  конфуцианства в  истории Китая
 
    1. Культ семьи и клана

     Следуя конфуцианским традициям, китайцы считают своим долгом почитание родителей и готовы жертвовать личными интересами во имя интересов семьи и рода (клана). У них необыкновенно развито чувство ответственности: отец отвечает за всех членов семьи, вина родителей распространяется на детей, начальник ответственен за деятельность всех его подчинённых. «Нет ни одного человека в стране, который бы так или иначе не нёс ответственности за других». Это ответственность в прошлом доходила до того, что наказанию подвергались не только сами преступники, но и их родственники.

      Поскольку китаец должен постоянно  помнить о том, что его поступки  должны поддерживать достоинство  его семьи и рода, он всегда  старается «иметь хорошее лицо»,  т.е. выглядеть в глазах окружающих  достойным, уважаемым человеком.  Он будет страшно обижен, если  произойдёт какое-либо нарушение  традиционного церемониала (скажем, при встрече гостей, в праздничном  ритуале или в служебных отношениях) и он не получит полагающейся  ему почести. Нет большего несчастья  для китайца, как «потерять  лицо». Поэтому уволенный китаец, например, будет всюду говорить, что он сам отказался от  высокооплачиваемой работы, потому  что не хотел служить бесчестному  хозяину, и его собеседники  станут с серьёзным видом одобрять  его решение, хотя на самом  деле всем ясно, что его просто  уволили. И наоборот, знаки внимания, подчёркивание заслуг доставляют китайцу особую радость. По древнему обычаю в Китае наивысшим знаком почёта и уважения к начальнику является преподнесение ему зонтика. Для этой цели делается специальный зонтик ― большой, из красного шёлка, с надписями и именами дарителей. Его называют «зонтик от тысячи лиц».

      Китайцы тщательно заботятся  о строгом соблюдении церемоний,  которыми «по заветам предков»  должны сопровождаться различные  события жизни. Вот, например, такой ритуал, как свадебный пир с приглашением всех родственников и сбор приданого для молодожёнов. Это обычно чрезвычайно разорительно для китайского крестьянина и на первый взгляд противоречит свойственной ему бережливости. Но пир позволяет молодожёнам войти в новый род, получить признание у родственников и их возможную помощь в будущем. А приданое способствует материальной  независимости молодых от родителей. Таким образом, церемониальные расходы на свадьбу ― отнюдь не расточительство.

     Однако,  китайцы, проявляя большую заботу о чести и достоинстве семьи, вместе с тем во внутрисемейной жизни обращают мало внимания на создание домашнего уюта. «Китайцы довольно равнодушны к чистоте и порядку…Будь забота о чистоте включена Конфуцием в число основных добродетелей, дело, конечно, было бы иное, но, к сожалению, этого не было сделано, и потому пыль, грязь и беспорядок составляют непременное условие каждого китайского дома». Неприглядность жилища никого не смущает, несмотря на то, что в Южном Китае окна распахиваются настежь с утра, и всё, что происходит в доме, видно снаружи. Европейца обычно удивляет и то, что китайцы в быту ведут себя чрезвычайно шумно. Разговаривая со стоящим рядом человеком, они кричат так, что слышно на другой стороне улицы. 
 
 
 
 

    1. Образ поведения китайцев

      Одним из лучших произведений, освещающих национальные обычаи  и образ поведения китайцев, считается  книга «Китайцы у себя дома»,  написанная Джоном Макгованом, английским миссионером, долгое время прожившим в Китае. Эта книга, вышедшая впервые в 1909 г., отражает стереотипные представления европейцев о китайцах, во многом сохраняющиеся до наших дней (а в какой-то мере она в своё время и способствовала их формированию). Посмотрим, каким представляется облик китайца в глазах Макгована.

      По мнению Макгована, китайцы ― народ таинственный, странный и непонятный, их мышление и поведение с европейской точки зрения полно необъяснимых противоречий. «Для европейцев китаец всегда был и будет загадкой…Да и трудно, действительно, знать и понимать этот загадочный народ, мышление которого столь отлично от нашего. Вместо логики и последовательности, которой требует ум европейца, в мышлении китайца постоянно замечается странная манера идти какими-то непонятными, извилистыми путями». «В характере китайца  сочетались самые разнообразные достоинства и недостатки. Так, добродушие и рассудительность одновременно уживаются в нём с самой безрассудной жестокостью. В обыденной жизни китайцы добродушны и ласковы и обладают большим запасом здравого смысла… Но поручите тому же китайцу составить законы или судить народ, и моментально все его хорошие рассуждения отлетают прочь, и он делается жестоким и кровожадным».

      По мнению Макгована, китайский национальный характер отличают такие черты, как добродушие, юмор, отсутствие искренности, доходящее подчас до лживости, терпение, настойчивость, невероятная работоспособность и трудолюбие. Процитирую его характеристики этих качеств китайского характера.

      О юморе: «Особенно располагает  в китайцах их добродушие и  юмор. Последний готов у них ежеминутно вырваться наружу. Видя или слыша что-нибудь забавное, китайцы моментально либо разражаются хохотом, либо начинают улыбаться во всё лицо. Если вы обратились к начальнику с шуткой, лицо его моментально преображается, и из сурового и замкнутого он делается почти вашим другом. Ни один китаец, в каком бы настроении он ни находился, не устоит пред шуткой».

      О неискренности: «Имея дело  с китайцами, не надо забывать, что склад их ума и морали  совсем иной, нежели у европейцев. В то время как мы прямо  выражаем то, что мы хотим сказать,  говорить о чём-либо прямо не  в натуре китайца, и он предпочитает  кружить вокруг да около… Из разговора с китайцем вы далеко не всегда догадаетесь, что ему от вас нужно. Он будет долго говорить с вами с самым откровенным и простодушным видом, и в то же время вы чувствуете, что между его словами и тем, что он думает, лежит целая пропасть… Прямая постановка вопроса кажется ему почти грубой». «Они (китайцы) никогда не говорят того, что думают, предоставляя своему собеседнику угадывать свои мысли каким угодно способом. Если китаец начнёт объяснять вам, почему он поступил так, а не иначе, он будет приводить вам тысячи разных причин, но вы сразу почувствуете, что ни одна из них не есть настоящая». «С нашей точки зрения, у китайцев нет ни малейшего представления о том, что такое правда. Если вы захотите пристыдить китайца, сказав ему, что он говорит ложь, он только улыбнётся и с самым спокойным видом ответит вам, что он в своей жизни никогда не лгал, и при этом не обидится.

      О терпении, настойчивости и трудолюбии: «Китаец поражает своим терпением.  Целыми годами он может питаться  такой пищей, до которой никогда  не прикоснулся бы европеец. В то же время он будет исполнять самую тяжёлую работу, которую только можно себе представить, без всяких праздников  и перерывов для отдыха. Какие бы несчастья ни разразились над его домом, китаец не падает духом, а продолжает с прежним упорством свою повседневную работу…» Китаянки в этом отношении не  отстают от мужчин. «Боли, страдания и всякие удары судьбы  они переносят с неменьшей твёрдостью, чем мужчины». В качестве примера, иллюстрирующего эти качества китайского характера, Макгован приводит такой факт: в Западном Китае рытьё колодцев и скважин для добычи соли требует до 40 лет труда, но китайцы берутся за это дело, зная, что не увидят при жизни его конца. Терпение китайцев особенно проявляется в их умении ждать. Например, в деловых встречах они невозмутимо ожидают опаздывавшего партнёра и встречают его без всяких упрёков.

Информация о работе Конфуцианство и его роль в традиционной культуре Китая