Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 13:37, реферат
Эвтаназия - практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.
Эвтаназия - практика прекращения (или сокращения) жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме с целью прекращения страданий.
Современный социальный
Однако прочно заняв место
одной из точек роста
То, что интересует биоэтику - насколько
способен человек, охваченный
бурным потоком современной
Причем подобного рода выбор может быть сделан только при участии представителей самых разных наук -врачей, философов, юристов, теологов, политиков, экономистов. Однако в целом проблематика биоэтики остается философской и главными действующими лицами на ее поприще оказываются все же философы - профессионалы, так как только на основе общемировоззренческих и общеметодологических решений, которые призваны и способны предложить лишь философия и этика, могут быть решены эти проблемы.
Эвтаназия относится к одной из самых остро обсуждаемых проблем биоэтики, поскольку поднимает такие животрепещущие вопросы, как: имеет ли человек право добровольно распоряжаться своей жизнью, где граница между жизнью и смертью, является жизнь абсолютной ценностью, всегда ли сохранение жизни благо для человека и т.д. Ответы на эти и другие вопросы затрагивают глубинные, слои человеческого существования, фундаментальнейшие ценности общества, чем и объясняется острота дискуссий по ним.
Философы и юристы множат
Таким образом, актуальность
Острота этой проблемы
В Голландии, например, после длительной
дискуссии в юридическое
Эволюция отношения к
Показательным является то, что
если раньше в основе
Несмотря на то, что проблема эта обсуждается на Западе уже более 2,5 десятилетий, единой концепции по ней не создано. Основной причиной является различив религиозных воззрений, философских направлений и культурных традиций, которых придерживаются ученые, обсуждающие эту проблему.
В нашей страны проблема
Действующее законодательство
Интересные данные были
10% из 316 опрошенных московских врачей не захотели или не смогли выразить определённого мнения по вопросу о допустимости эвтаназии. Представляется, что многие врачи не знают проблемы эвтаназии (а возможно, и самого термина).
Чётко прослеживается
Можно предположить, что эти данные
отражают одно из тех
Прежде чем стать нормой права
эвтаназия должна быть
Среди отечественных
До сих пор нет ни одной
философской работы, где было
бы предпринято специальное
Мнения авторов разделились по нескольким направлениям:
Часть из них
отрицают эвтаназию как не совместимую
с принципом активного
- с актуализацией
морально-этического отношения
- опыт свидетельствует, что убийство другого человека это и социально - и психологически противоестественный акт.
Другие авторы (Б.Г. Юдин, И.Т. Фролов, Н.С. Малеин)1 считают, что профессиональный долг медиков должен включать в себя, помимо всего прочего, сострадание, что врач не должен допускать бессмысленной жестокости»
П.Д. Тищенко считает что, легализм эвтаназии считает правом человека на самодетерминацию, то есть на свободный выбор, инициацию и контроль (власть) над своими поступками.
А. Я. Иванюшкин, суммируя многообразие подходов, рассматривает проблему эвтаназии как дихотомию. С одной стороны, эвтаназия противоречит основным законам врачебной этики, так как несовместима с принципами "святости жизни" и может повлечь за собой нежелательные последствия. С другой стороны, отказ от эвтаназии обрекает многих больных, чьи страдания медицина не в силах облегчить, на положение заложников высоких моральных принципов.
Не пытаясь охватить все имеющиеся подходы, мы считаем необходимым отметить, что появление указанной литературы не исчерпывает проблему эвтаназии целиком. Основная ее ценность состоит в том, что здесь положены основы анализа проблемы, ставятся исследовательские задачи, намечаются некоторые пути их решения.
Вопросы, встающие в русле биоэтической проблематики, в высшей степени сложны, это в полной мере относится и к проблеме эвтаназии. И решить их можно только на основе тех знаний, которые тысячелетиями копила этика. С другой стороны, именно на решении таких сложнейших проблем, этика только и может доказать свою незаменимость и теоретическую силу, свои возможности, свой эвристический потенциал.
Вопрос о формах действенности морали, соединении ее с предметной деятельностью - это тот вопрос, который был камнем преткновения всех этических теорий.
Философско-этические системы прошлого в их нормативной части характеризуются (и различаются между собой) прежде всего тем, как они программировали пути, способы обратного возвращения морали с поднебесья общественного сознания на землю, в практику человеческого существования,
Утилитаризм, деонтологизм, этика разумного эгоизма - все это разные ответы на один и тот же вопрос о том, каким образом эмпирический индивид, оставаясь эмпирическим и единственным, может подняться до совершенного и желанного состояния, в котором добро соединяется со счастьем.
Каждая великая этическая система прошлого предлагает свой путь к блаженству: через чистоту мотивов, следование долгу, извлечение максимальной пользы и т.д.
Рассмотрение морали в качестве абстрактной программы придает особую остроту и напряженность вопросу о действенности морали, способах ее соединения с практикой повседневной жизни. Суть проблемы состоит в следующем: как может идеально возвышенная мораль сопрягаться с реальной действительностью, которая далека от морального идеала?
Мораль обнаруживает свою действенность, прежде всего в форме оценки, обозначающей некую предельную, высшую точку отсчета. Она выражает гуманистическую перспективу человечества. При этом гуманизм в своей абстрактной форме, бесспорно, выступает ориентиром на всем пути развития. Однако абстрактный гуманизм без своей диалектической противоположности - гуманизма конкретного, устраняется от решения реальных проблем и вместе с тем перестает играть роль социально значимого идеала развития.