Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 00:30, реферат
Русский язык для говорящих на нем — не только способ общения и средство передачи информации. Он сам — информация, хранилище духовных ценностей. В XX веке русский язык, как писал А.И.Солженицын, «испытал коррозию, быстро оскудел, сузился...а с разложением языка начинается и им сопровождается разложение культуры».
Реферат на тему: |
«Экология слова». |
Выполнил: |
Русский язык для говорящих на нем — не только способ общения и средство передачи информации. Он сам — информация, хранилище духовных ценностей. В XX веке русский язык, как писал А.И.Солженицын, «испытал коррозию, быстро оскудел, сузился...а с разложением языка начинается и им сопровождается разложение культуры».
Какие же особенности характеризуют функционирование современного русского языка в конце XX века?
Во-первых, никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации.
Во-вторых, почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной.
В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, самопроизвольная, заранее не подготовленная. Если же выступление и было подготовлено (даже написано), то стараются говорить, а не читать. Об этом свидетельствуют выступления государственных деятелей всех рангов, депутатов, политиков, ученых но телевидению, на различных встречах, диспутах, конференциях, переговорах.
В-четвертых, разнообразие ситуация общения приводит к изменению характера общения. Оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее.
На страницы периодической литературы, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, стольник, чирик, лимон, зеленые, зелененькие, баксы, пришить, бухать, кайф, балдеж, балдеть, выкачивать, отмывать, отстегивать, прокрутиться и мн. др.
Общеупотребительными даже в официальной речи стали слова тусовка, тусоваться, разборка, беспредел. Последнее слово в значении «не имеющее пределов беззаконие» приобрело особую популярность (в какой-то степени «беспредел» творится и в языке). Для говорящих, публично выступающих изменилась мера допустимости, если не сказать, совсем отсутствует.
Ругательства, «матерный язык», «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений. В магазинах, на книжных базарах продаются словари, содержащие не только жаргонные, блатные слова, но и нецензурные.
Столковаться в хозяйственной жизни можно было только имея такой надежный инструмент, как язык межнационального общения. И таким языком был и до сих пор остается русский.
Он — надежное хранилище универсальной информации человечества. 60-80 процентов всей информации, накопленной историей развития землян, можно выразить на русском и английском языках. Идет естественный прогресс развития человечества, и достижения культуры, науки и техники советского времени, несмотря на то, что нынешние политики пытаются представить их в кривом зеркале, отразились именно в русском языке, наполнили его значительным содержанием.
Однако те, кто любит и знает русский язык, мастерски им владеет, не должны спокойно смотреть на метаморфозы, которые происходят с ним. Ведь родной язык - это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода которую мы пьём... Это ещё и музыка, источник эстетического наслаждения… золотой ключик к познанию истории, народной мудрости.
И до тех пор, пока мы не станем к охране родного языка относиться так же, как к охране собственного зрения (никто ведь не хочет ослепнуть!), мы вынуждены будем констатировать, что каждое последующее национальное поколение, совершенствуясь в технологическом, экономическом, индустриальном, общекоммуникативном плане, будет отдаляться от понимания единственности своей культуры.
Принято считать, что экология — это, прежде всего «наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде. Экология растений. Экология животных. Экология человека».
Или, по Э. Геккелю — раздел биологии, занимающийся проблемами этих взаимоотношений.
Но не случайно само это слово — экология — образованное от слияния греческих oikos (дом) и logos (учение) дало возможность и основания академику Д.С. Лихачеву создать работу об экологии культуры, Льву Скворцову — об экологии слова, Ф. Данешу и С. Чмейрковой — «Экология языка малого народа», ученым Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина — разработать направление «Проблемы экологии русского языка» и т.д.
Подобно
биосфере, каждого
из нас по отдельности
и весь этнос в
целом окружает атмосфера
родного языка
и родной культурной
среды – то, что Д.С.Лихачёв
назвал концептосферой
русского языка. Находясь
в определённом языковом
доме, человек как бы
дышит воздухом родной
речи, которая вместе
с культурным подтекстом
формирует его интеллектуально-духовный
генотип, и при этом
каждый хочет жить в
гармонии с окружающим
миром звуков, форм,
слов. Ведь слово не
только называет какой-либо
предмет, признак, действие,
явление. Как в атоме
при его расщеплении
освобождается невиданной
силы энергия, так и
слово при его изучении
отдаёт информацию,
накопленную предками
в течение многих веков,
нередко даже тысячелетий.
Наши предки, славяне,
понимали значение слова
очень просто: то, что
сказано, осуществится.
Слово не воробей, вылетит
– не поймаешь. В понимании
наших предков, хорошие
и добрые слова могли
излечить, помочь, спасти,
защитить. Злые, плохие
слова могли вызвать
болезнь, могли причинить
человеку вред, погубить
его.
Человек выражает свои
мысли и чувства при
помощи слова. Грязные
мысли и чувства ведут
за собой грязные слова
и плохие поступки. Чистые
мысли и чувства сопровождают
хорошие слова и добрые
поступки. Эта связь
закономерна. Древнегреческий
философ Сократ говорил
своим ученикам: «Заговори,
чтобы я тебя увидел».
Наш современник поэт
Евгений Винокуров сказал
об этом так:
Люди состоят из слов,
Которые им внутрь вошли.
Экология языка (лингвоэкология, эколингвистика) — это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения. Экология языка, по идее, должна лежать в основе, так называемой языковой политики государства, прежде всего в сферах образования, юриспруденции, переговорных процессов, делопроизводства и, конечно, в деятельности средств массовой коммуникации.
Понятие "экология" означает науку о взаимодействии человека с окружающей средой, материальным миром.
Однако, человек давно пришел к пониманию того, что мир, окружающий его, гораздо сложнее, чем просто дом, быт.
Мир отношений, настроений, чувств, мир духовный, тонкий мир.
У
Сатпрема в "Разуме
клеток" встречается
интересная мысль: "Если
в одном месте Земли
брошен камень, то на
другом конце ее, возможно,
случится землетрясение".
Достаточно сильное
действие может иметь
и слово. Слово материально:
"Слово-дело";
"Сказано-сделано";
"Слово как пощечина".
Не подобающие отношение к языку позволило серьезному издательству «Эксмо» выпустить в свет сокращенный вариант знаменитого «Толкового словаря» В.И. Даля. Во-первых, в одном томе вместо привычных четырех; во-вторых, с произвольными, ничем не обоснованными выкидками; в-третьих, с полным игнорированием самого принципа расположения слов... Как можно определить, какие слова читателю нужны, а от каких его, читателя, можно избавить (из 200 тысяч слов оставлено всего 20 тысяч, то есть десятая часть!)? С таким же успехом могли бы сократить и таблицу умножения — там ведь тоже есть «резервы»: дублируются 2×5 и 5×2 и т.д.
Если мы о резком уходе воды из озера говорим как об экологической катастрофе, разве не вправе так же характеризовать и уход значительного количества слов из океана языка?
Человек воспитывался в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков.
Если
человек не любит
хотя бы изредка смотреть
на старые фотографии
своих родителей, не
ценит память о них,
оставленную в саду,
который они возделывали,
в вещах, которые им
принадлежали, - значит,
он не любит их. Если
человек не любит старые
улицы, старые дома,
бывшие «участниками»
его юности, свидетелями
исторических событий, -
значит, у него нет любви
к своему городу. Если
человек равнодушен
к памятникам истории
своей страны, он, как
правило, равнодушен
и к своей стране.
Связь состояния языка, речи и состояния природы — только на первый взгляд внешняя. На самом же деле она имеет достаточно глубокие причинно-следственные связи. Общество, пренебрегающее языковой культурой, со временем деградирует; следовательно, оно в меньшей степени (даже на уровне понимания информации о происходящем) реагирует на экологическую ситуацию.
Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой. Разве не влияло, например, на среднерусскую природу присутствие человеческого труда? Избы и церкви деревенский зодчий ставил как подарки русской природе на пригорке над рекой или озером, чтобы любовались своим отражением. Деревянные стены долго сохраняли тепло рук их строителей. Золотая маковка не только издали светилась, как яркая веселая игрушка, но и была ориентиром для путника. Не само здание как таковое было нужно человеку, а здание, поставленное в определенном месте, украшающее его, служащее гармоническим завершением ландшафта. Поэтому и хранить памятник и ландшафт нужно вместе, а не раздельно. Вместе, в гармоническом их сочетании, они входят в душу человека, обогащая его представление о прекрасном.
Идеологическая,
научная и художественная
роль русского языка
в современном мире
все более укрепляется
и расширяется. И это
еще острее ставит перед
писателями, языковедами
и педагогами — перед
всем народом задачу
сбережения и дальнейшего
творческого развития
русского языка.
Иными словами, человек, сужающий свое гуманитарное культурное пространство, в силу уже одного этого, с беспечностью относится и к прочим проявлениям общей культуры, и вообще к ее сохранению, — будь то сохранение ландшафта или чистоты рек. Если такой человек вполне допускает в язык и в свою речь сленг, мат, брань, то отчего же ему не допустить подобного загрязнения окружающей среды и более материальными отходами?
После
этого о языке как
об орудии мышления и средстве
общения, как о первом
элементе культуры попросту
не придется говорить.
Поэтому надо очищать
язык — так же, как очищают
воздух от опасных для
человека токсичных
веществ. Речевая среда
существования должна
быть годной не только
для жизни современных,
но и новых поколений.
Она, как экологическая
система, должна быть
самовозрождающейся,
самообновляющейся.
Это наша общая забота.
От каждого из нас зависит
„состояние здоровья“
нашего языка, если мы хотим
сохранить его для будущего
в чистоте и веками накопленном
богатстве.
Академик С.С. Шварц на конференции по экологии заявил, что может навскидку дать сотню определений понятию «экология»; может быть, так оно и есть, поэтому дело, на мой взгляд, не в термине, дело — в проблеме, в причине, которая, как ее ни назови, настоятельно требует осмысления и решения. Уж точно — хотя бы внимания. Потому что, если сейчас не думать об экологии языка, то в скором времени придется думать о языке экологии, равно как и всех прочих наук, и не только наук.