Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 03:05, реферат
В языкознании известно два подхода к классификации языков: генеалогический и морфологический (типологический). Морфологический подход основывается на структурно – системном понимании языка, т.е, на группировке языков по общности строя и типа, независимо от происхождения. Генеалогическая классификация группирует языки по общности языкового материала (общность корней, аффиксов и т.д). а затем по общности происхождения. Генеалогическая классификация возникла значительно раньше типологической, т. к связана с поисками родственных семей. Что же касается морфологической, то ее более позднее возникновение связано с менее ощутимым весом родственности грамматических форм при сопоставлении языков ввиду их вторичности по отношению к лексическому составу языка. Существует также ареальная классификация языков (по Дж. Гринбергу), основанная на гипотезе территориальной родственности. Основными методами исследования теории о родстве языков мира являются: сравнительно – исторический, основанный на сопоставлении лексики языков, форм с целью нахождения регулярных соответствий, затем метод глоттохронологии с целью определения времени дивергенции праязыка, и метод типологии.
РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ
«Компаративистика»
«Генеалогическая
классификация языков»
Минск 2011
Введение
В языкознании
известно два подхода к
В данной
работе речь пойдет о
Основные положения генеалогической классификации языков
1.Понятие генеалогической классификации
Генеалогическая
классификация основана на
Однако, по мнению Н. С. Трубецкого, существует также понятие «конвергенция», рассматривающее процесс взаимодействия языков в обратном порядке, как-то: изначально родственные языки не только накапливают различия после распада праязыка, они могут видоизменяться, принимая сходства с языками другой семьи, т.е, становиться «родственными» ( псевдо родственными). Таким образом, возможно ложное причисление к одной семье языков, не являющихся исконно родственными по происхождению. Важным шагом на пути к установлению истинного бесспорного родства являются праязыковые реконструкции, и в первую очередь это реконструкция праязыкового консонантизма и вокализма. Причем полученные реконструированные схемы или системы гласных и согласных постулируемого праязыка не должны представлять бессистемные наборы звуков. В том случае, если они правильно реконструированы, они будут напоминать естественные системы гласных и согласных, которые мы можем непосредственно наблюдать в живых языках. И, разумеется, с помощью полученных реконструктивных наборов мы сможем осуществить перевод.
Одной
из актуальных тенденций
2. Структура генеалогического древа
Структура генеалогической классификации языков прежде всего отражает степень их родственных отношений и связей. Такой подход возможен только при использовании так называемого генетического метода, который, помимо языкознания, применяется также в и ряде естественных наук: зоологии, ботанике, антропологии. Сама «ветвистая» структура позаимствована лингвистами у биологов, термин же «генеалогическая классификация» введен А. Шлейхером, автором т.н натуралистической концепции происхождения языков. А. Шлейхер считал, что генеалогическое дерево наиболее полно отражает отношения между родственными языками. Например, совершенно очевидно, что в структурных «ветвях», группах, подгруппах каждая ступень дробления объединяет более близкие по сравнению с предшествующей единицей градации языки. Совершенно ясно, что между собой западнославянские языки гораздо ближе, чем славянские в общем, а славянские (южнославянские, восточнославянские, западнославянские) – более родственны друг другу, чем в целом индоевропейские.
3. Афразийская семья. Семитская ветвь.
Особый интерес для меня представляет Афразийская семья, а точнее, ее семитская ветвь. Другие названия афразийской семьи: семито-хамитская (самое распространенное, но устаревшее), предлагавшиеся ранее названия - эритрейская, лисрамическая. Возможно также - афро-азиатская. В истории компаративистики были попытки признать отдаленное родство афразийских языков с ностратическими, все же выделяют их в самостоятельную макросемью (superfamily) примерно того же иерархического ранга, что и макросемья ностратическая. Однако для более подробного освещения этого вопроса следует обратить внимание на дивергенцию семито-хамитской языковой общности. По одной версии распад семьи произошел в XI-X тыс. до Р.Х., по другой - в IX-VIII тыс. до Р.Х. Если считать, что ностратическая сверхсемья (superfamily) распалась в XI-X тыс. до н.э. (или несколько ранее), то первая версия согласуется с выводом C.А. Старостина об одинаковом уровне таксономии и возрасте ностратической и афразийской макросемей, а вторая - с ранее выдвинутым положением В. М. Иллича-Свитыча о дочернем характере семито-хамитской семьи по отношению к ностратической сверхсемье. Также последнему выводу соответствует версия, что ностратический язык распался несколько раньше 10 тыс. до н.э. - даже раньше чем афразийский по первой версии. В любом случае, раскол афразийской семьи произошел в эпоху месопотамского мезолита (XI-VIII тыс. до н.э.). Там же, в Междуречье, по-видимому, произошла дивергенция семитского праязыка (не позднее рубежа 5 и 4 тыс. до Р.Х.). Кушитский и, возможно, омотский праязыки распались в то же время или даже несколько раньше в регионе современного обитания этих этноязыковых общностей - на "Африканском роге" (Северо-восточная и Восточная Африка). Прачадский язык распался в районе озера Чад (начиная с 6 тыс. до Р.Х. - наиболее ранняя дивергенция). Берберо-гуанчское языковое единство - в 3 тыс. до Р.Х. (или сразу после чадского) на нагорье Ахаггар в Сахаре (а распад общего берберского языка произошел относительно поздно - в конце 2 тыс. до Р.Х.).
Одним из
мировых языков в составе
Вторым по значимости языком семитской ветви является иврит. Современный иврит – потомок древнееврейского языка, был возрожден в качестве государственного языка Израиля в XX веке. Становление иврита как самостоятельного языка происходит между VIII – XIII до н. э., когда иврит отделяется от близкородственных западносемитских языков. Древнейшим литературным источником на данный момент является «Песнь Деворы», датируемая XII веком до н.э.. Арабский язык является родственным ивриту, эти языки принадлежат к одной ветви, находятся в ареальном взаимодействии, и также можно выделить сходные черты в данных языках.
Стоит добавить, что многие из принадлежащих афразийской семье языков не всегда воспринимаются как полноценные «члены языковой семьи», например, гуанчские языки (берберо – ливийская ветвь), до 18 века бывшие в употреблении аборигенов Канарских островов. Многие компаративисты склонны относить их к диалектам. Для характеристики подобных элементов Т. Хадсон ввел термин «изолект».
Следующая схема представляет ветви афразийской семьи, включая мертвые языки. (схема приведена по А. А. Реформатскому, «Введение в языкознание»)
Семитская
Арабский
Амхарский (официальный язык Эфиопии)
Тигре, харари и др. (Эфиопия)
Ассирийский
Мертвые (Аккадский, Угаритский, Древнееврейский, Арамейский, Финикийский, Гээз)
Египетская
Только мертвые – Древнегипетский и Коптский
Берберо – Ливийская
Сиуа
Туарегские языки
Зенага
Кабильские
И др. языки Северной и Западно – Центральной Африки
Кушитская
Беджа
Сомали
Оромо
И др. языки Северо – Весточной и Восточной Африки
Чадская ветвь
Хауса (самый крупный язык ветви, западночадская группа)
Западночадские другие : (ангас, сура … и др.)
Центральночадские
Восточночадские
Заключение
Важными направлениями
исследований в области современной
компаративистики является более глубокое
проникновение в лексический
пласт праязыка, точное определение
временного периода дивергенции
праязыка, а также дальнейшее изучение
т.н ностратической семьи (по М.Илличу
– Свитычу). На пути компаративистики
стоит вопрос появления четкой гипотезы,
касающейся развития современных языков
в прошлом, а также проблема окончательного
моделирования праязыка. Неотъемлемой
частью современных исследований является
прогнозирование возможных изменений
в языках индоевропейской семьи через
определенное время, а также прогнозирование
состава языка учитывая теоретическую
скорость языковых изменений и настоящие
языковые контакты.