Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:17, реферат
Декоративное искусство тесно связано со всем изобразительным искусством своего времени. Прежде всего, оно находится в тесной связи с архитектурой. Отдельные отрасли декоративного искусства имеют с ней непосредственное взаимоотношение. Их часто нельзя отделить друг от друга.
1.Введение…………………………………………………………………………….стр.1
2.Декоративно-прикладное искусство…………………………………………стр.3
3.Монументально-декоративная резьба по дереву…………………………стр.3
4.Деревянная скульптура………………………………………………………….стр.3-4
5.Хохлома. Хохломская роспись…………………………………………………стр.4-5
6.Гжель. Гжельская керамика……………………………………………………..стр.6-8
7.Палех. Палехская миниатюра……………………………………………………стр.9
8.Городец. Городецкая роспись…………………………………………………….стр.
9.Мстера. Мстерская миниатюра……………………………………………………...стр.
10.Холуй. Холуйская миниатюра……………………………………………………..стр.
11.Заключение……………………………………………………………………………..стр.
12.Список используемой литературы……………………………………………….стр.
Самобытные гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Крестьяне-кустари трудились от зари до зари, имея дело с глиной и творя из неё необходимые в быту вещи. Каждый из них имел свою манеру, и, создавая изделия, вносил собственное видение окружающего мира. Достоинство посуды, игрушек определялось вкусами покупателей и управлялось их спросом. Популярность гжельских изделий означала соответствие их требованиям, отвечающим утилитарным целям и художественным вкусам людей того времени. В середине XVIII века в России довольно быстро начали развиваться гончарные производства, однако гжельские изделия пользовались неизменным спросом. Отсюда производство керамики распространяется в Коломенской, Серпуховской и другие уезды Московской губернии.
Конец XVIII века явился временем расцвета гжельской майолики; особенно большого искусства местные мастера достигли при изготовлении кувшинов, кумганов, квасников. Работа требовала большого терпения и искусства. Роспись не допускала поправок и переделок, так как велась по мягкому, не обожжённому черепку, покрытому белой эмалью. Гжедьцы выпускали отдельно и мелкую майоликовую пластику, которая часто отражала типичные сценки их жизни, наполненные юмором композиции, солдат, крестьянок, модниц и франтов, занятых теми или иными делами. Сюжеты были выразительны и доходчивы, покоряли ястностью замыслов, наивностью их создателей - простых народных умельцев.
Здесь
изготовлялись и
изделия промышленно-
В течение многих десятилетий гжельцы создавали изумительные по красоте и разнообразию росписи изразцы для оформления печей и каминов. Свыше 500 их образцов хранит теперь в своей коллекции Эрмитаж.
Многие гжельские мастера участвовали создании гончарного промысла и в других местах России.
Полуфаянс Гжели пытались делать ещё в последние годы XVIII века. Завозимые из-за границы предметы из этого материала были настолько дороги, что их могли купить только немногие, но они же невольно толкали гжельцев овладеть технологией их производства.
Полуфаянс уже имел белый, хотя и толстый черепок, и роспись велась не по сырой эмали, как на майоликовых изделиях, а после обжига, по твердому черепку, что значительно облегчало, ускоряло работу и ускоряло брак.
Полуфаянс стал таким же замечательным художественным явлением, как и майолика. Гжельцам удалось получить белую посуду белую, наподобие фаянса в начале XIX века. Добавив в свои глины известь, гжельцы получили материал, названный простым фаянсом или полуфаянсом, и в течение XIX века создавали из него десятки тысяч необходимых предметов быта.
Не сразу гжельцы выработали свой самобытный стиль росписи кобальтом, но постепенно он достиг совершенства именно в полуфаянсе. Синий цвет становится классическим, неотделимым от гжельского полуфаянса. Это был новый изобразительный живописный язык, пришедший на смену контурному рисунку с полихромной раскраской, какая ранее использовалась в майолике. Синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, при обжиге даёт меньше брака, излучает сияние, не подвластное времени. В росписи присутствуют и элементы очеловечения, одухотворения вещей.
К середине XIX века Гжель являлась самым крупным поставщиком керамических изделий страны.
Во второй половине XIX века в русском керамическом производстве происходят значительные сдвиги. Лидируют теперь крупные механизированные заводы. Экономичность производства, добротность изделий и умеренность цен давали возможность выиграть борьбу на рынках сбыта.
В 1926 году число работающих в фарфорово-фаянсовой промышленности по Гжельской области составляло 506 человек.
Товарищество Гжель создано в результате объединения шести мелких цехов разных деревень в 1972 году.
В деревне Жирово выпускают керамические камины, В деревнях Трошково и Фенино - гончарную и майоликовую посуду. В деревне Фенино совместно с итальянской фирмой создаётся производство по выпуску изразцов и плитки. В деревне Коломино - Фрязино делают фарфоровые игрушки, а современные производства в д. Турыгино и Бахтеево - главные центры производства художественного фарфора.
Гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по- прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.
История
Гжели уходит вглубь
веков, и её народному
искусству суждена
долгая жизнь, сегодня
знаменитый народный
промысел набирает новые
силы. В разные концы
планеты улетают синие
птицы Гжели, чтобы украшать
быт людей, воспитывать
чуство прекрасного.
Исследование
гжельской глины
В 1710
Гжельская волость
была приписана к
Аптекарскому приказу
«для дела алхимической
посуды». В 1744 попытались
проверить пригодность
гжельских глин для
производства фарфора
— порцелина, как
его тогда называли.
В Гжель послали
специальную комиссию,
в которую входили
Афанасий Гребенщиков,
владелец керамического
завода в Москве, знаток
гжельских глин, и Д.
И. Виноградов. Виноградов
и Гребенщиков осмотрели
четыре образца местных
глин и взяли для опытов 2
тыс. пудов глины-песчанки
и 500 пудов глины-жировки.
Всю глину доставили
в Петербург, где из
гжельской песчанки-черноземки
Виноградов
получил
первый образец фарфоровой
массы. В 1749 Виноградов
пробыл в Гжели
около 8 месяцев. Он познакомил
с гжельскими глинами
М. В. Ломоносова, который
высоко отозвался
о них: «...Едва ли
есть земля самая частая
и без примешания, где
на свете... разве между
глинам, для фарфора
употребляемыми, какова
у нас гжельская или
еще исетская, которой
нигде не видел я белизною
превосходнее». Смешав
оренбургскую глину
с гжельской черноземной,
Виноградов получил
настоящий чистый и
белый порцелин.
ПАЛЕХ.
Палехская
миниатюра.
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше, сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местного иконописного промысла.
Иконописный промысел
Иконописный
промысел в Палехе
возник в 17 в. Наибольшего
расцвета палехское
иконописание достигло
в 18 — начале 19 вв.
Иконы «палехского
пошиба» славились
особой тонкостью
письма с активным
применением золота
на одеждах святых и
в орнаментах. Писание
икон подразделялось
на несколько этапов,
каждый из которых выполнялся
разными мастерами:
один грунтовал доску,
второй (знаменщик) наносил
контур будущей иконы,
третий писал доличное,
то есть всю композицию,
кроме ликов, рук и других
обнаженных частей тела
— их писал художник-личник.
Имена и тексты писал
мастер — подписывальщик.
И, наконец, заканчивал
работу над иконой олифщик.
Особенности палехской живописи
Для
стиля палехской
живописи характерны
тонкий и плавный
рисунок на преимущественно
черном фоне, обилие
золотой штриховки,
четкость силуэта уплощенных
фигур, подчас полностью
покрывающих поверхность
крышки и боковых стенок
шкатулок. Декоративность
пейзажа и архитектуры,
вытянутые изящные пропорции
фигур, колорит, построенный
на сочетании трех основных
цветов — красного,
желтого и зеленого,
восходят к традициям
древнерусской иконописи.
Композиция обычно обрамляется
изысканным орнаментом,
выполненным твореным
золотом.
Городец.
Городецкая
роспись.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел; существует с сер. 19 в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области.
Возникновение росписи берет начало в производстве городецких прялочных донец, инкрустированных мореным дубом и украшенных контурной резьбой. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.
В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.
В роспись городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски — красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома — ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века — И. А. Мазин, Ф. С. Краснояров, Т. Беляев, И. А. Сундуков.
Постепенно
выработались самобытные
приемы городецкой росписи,
по своей многоэтапности
близкие к профессиональной
живописи. Первоначально
производится окраска
фона, которая является
и грунтовкой. По цветному
фону мастер делает
«подмалевок», нанося
крупной кистью основные
цветовые пятна, после
чего более тонкими
кистями моделирует
штрихами форму. Заканчивает
роспись «разживка»
белилами и черным цветом,
объединяющая рисунок
в одно целое. Готовый
сюжет обычно заключают
в графическую рамочку
или обводку. В городецкой
росписи существует
много простейших орнаментальных
мотивов — розы-купавки,
бутоны, травки.
Мстёра.
Мстёрская
миниатюра
Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки и др.). Возникла в 1923 году в посёлке Мстёра (Владимирская область) на основе иконописного промысла. Для мстёрской миниатюры (бытовые, фольклорные, литературные, исторические сюжеты) характерны теплота и живописная мягкость колорита, небольшие фигурки, пейзажные фоны.
В коллекции произведений современных художественных промыслов, хранящихся в Русском музее, значительное место занимает лаковая миниатюра Мстёры.
Изготовление лакированных шкатулок с миниатюрной росписью на крышках возникло в нынешнем посёлке Мстёра Владимирской области в тридцатые годы нашего столетия. Собрание Русского музея даёт представление о пути развития и становления искусства Мстёры за почти полвека его существования. Среди экпонатов есть и такие, которые открывают нам одну из страниц предыстории промысла. Это различные бытовые предметы из дерева, расписанные темперными красками и покрытые слоем лака: круглые плоские коробочки с орнаментом, лоток с лубочной сценкой, сосуды с крышками (так называемые кубышки), одни с персонажами песен Кольцова, другие - с библейскими сюжетами. Изображение святой троицы или скачущих на лошадях волхвов, помещенные на закругленных стенках сосудов, вызывают невольное удивление. Чтобы понять, как появились на свет эти предметы из дерева, созданные в постреволюционные годы, нужно обратиться к ещё более раннему периоду истории Мстёры.
Богоявленская слобода Мстёра Возниковского уезда Владимирской губернии, начиная с XIV века, была одним из многих в то время центров иконописи. К середине XVIII столетия на долю владимирского края выпала миссия продолжения иконописного дела, когда в других центрах оно шло к затуханию. Именно во Мстёре, а также в Палехе и Холуе с этого времени сосредоточилось основное производство икон, расходившихся по всей России.
В 1923 году на международной выставке Полешане представили свои шкатулки с миниатюрами. Деревянные предметы мстёрцев не выдержали конкуренции с яркими произведениями палешан. Обидным было такое поражение для мстёрцев. Решили и они использовать под миниатюру тот же материал - папье-маше.
Шкатулки, ларцы, папиросницы, из папье-маше стали прекрасной основой для миниатюрной темперной живописи, в которой мастера нашли новые возможности для развития своего искусства.