Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:09, реферат
Одной из наиболее актуальных и трудноразрешимых проблем общественной жизни в РФ остается проблема преступности: ее уровня, структуры, темпов роста. На это указывают как многочисленные публикации в средствах массовой информации, комментарии ведущих российских криминологов, так и официальные статистические данные МВД РФ. Не случайно подчеркивается, что даже при достаточно позитивных изменениях в динамике и структуре преступности, криминальная ситуация в России остается сложной.[1] В этой связи развитие криминологических исследований такого многомерного общественного явления как преступность, всех его различных аспектов, в том числе и сравнительно малоизученных, представляется особо важным и приобретает первостепенное значение для борьбы с преступностью и ее профилактики.
Итак, суммируя вышесказанное,
можно утверждать, что данным экономико-географический
район весьма и весьма привлекателен
для криминальных структур. Это и
возможность быстрого оборота денежных
средств с помощью интеграции
организованной преступности в органы
управления крупнейшими сырьедобывающими
и сырьеперерабатывающими предприятиями,
и легализованный выход на внешний
рынок сырья и продуктов
Восточно-Сибирский
Восточно-Сибирский
Экономическая характеристика
Восточно-Сибирского района в корне
мало чем отличается от ситуации в
Западной Сибири. Однако необходимо отметить
ряд особенностей. Самым западным
регионом Восточной Сибири является
Красноярский край. Это наряду с
республикой Саха самый крупный
по занимаемой площади субъект РФ.
На его территории расположен самый
крупный в РФ гидроузел: каскад ГЭС
на Енисее, крупнейшее, после Кузбасса,
месторождение угля (т.н. КАТЭК-Канско-Ачинский
топливно-энергетический комплекс), в
Красноярске расположены
Проиллюстрированное выше экономическое
изобилие Сибири, увы, не выглядит так
же радостно с точки зрения культурно-социальной.
Сибирь издавна будучи для России
своеобразным «ссыльно-каторжным
Как показывают статистические данные МВД РФ, коэффициент интенсивности преступности в 1996 году в среднем по Сибири составил 2181,3 преступления на 100 тыс. человек населения.1 Эта цифра значительно превысила общероссийский показатель 1778,4. В 1999 г. положение не изменилось: среднероссийский коэффициент интенсивности преступности составил 2051,3, в Сибири же в среднем по 20 субъектам он составил 2259,0. Эти цифры свидетельствуют прежде всего о тревожной тенденции продолжающейся криминализации Сибири, о «приукрашивании» официальной статистики МВД, а также подтверждается тезис В. В. Лунеева о пороге «насыщения» преступности. Вторая посылка легко прослеживается по элементарной статистической неразберихе, царящей в официальном отчете МВД за пятилетний период. Именно в тех субъектах РФ, которые наиболее криминогенны с нашей точки зрения, коэффициент интенсивности почему-то значительно ниже среднероссийского (Республика Саха – 1652,3: Кемеровская область – 1799,8: Тюменская область – 1714,1 и т.д.). Возможно, это – плод чрезвычайно успешной профилактической деятельности правоохранительных органов и иных субъектов профилактики. Но чудес не бывает. Не может быть, чтобы в соседствующих субъектах РФ, сходных между собой практически по всем показателям, коэффициент столь разнился: Кемеровская область – 1799,8; Алтайский край – 2312,3. И это только один пример…
Третья же из посылок, подтверждающая
тезис о «насыщении»
Коэффициент интенсивности преступлений против личности в 1999 г. в среднем по Сибири значительно превышает общероссийский 84,2 и составляет 134,0. Лишь в Новосибирской и Тюменской областях он немного ниже российского, в остальных субъектах региона он превышает его. Коэффициент интенсивности преступлений против собственности по Сибири – 1380,5, что выше среднероссийского 1263,2. Коэффициент интенсивности рецидивной преступности по Сибири – 584,9 по России - 473. Коэффициент интенсивности преступности несовершеннолетних в расчете на 100 тысяч населения в возрасте 14-17 лет по Сибири – 2351,7, общероссийский – 2183,2.
Это лишь некоторые статистические данные, характеризующие преступность в Сибири. Но уже и они свидетельствуют о том, что преступность в России явно имеет региональные особенности. Сибирь, как Западная, так и Восточная, показательна в этом смысле. Изучение детерминант преступности не может происходить в отрыве от социальных, экономических, культурных, демографических и т.д. характеристик конкретного региона. Природа социальных противоречий Сибири абсолютно отлична от их природы в Поволжье или Дальнем Востоке, в самом же Сибирском регионе она различна, например, в Кузбассе и Республике Саха. Дальнейшее развитие изучения географии преступности, думается, послужит ощутимым толчком в борьбе с преступностью, как на региональном, так и на федеральном уровне.
[1] См.: Преступность и правонарушения. 1994–1999. Статистический сборник. М., 2000. С.5.
1 См. о них: Криминология: Учебн. пособ./ Под ред. В.Е.Эминова. М., 1997. С.23-26.
[2] См. например: Территориальные различия преступности и их причины. М., 1988; Теоретические проблемы изучения территориальных различий в преступности. Тарту, 1985-1989 и другие.
[3] См.: Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994. С.16.
[4] См.: Криминологические исследования в мире. М., 1995. С.36-60.
1 См.: Шнайдер Г. Криминология. М., 1994. С.201-203 и другие.
1 Здесь и далее см.: Преступность и правонарушения. 1994-1999. Статистический сборник. – М., 2000.
Информация о работе Вопросы теории и региональные проблемы Сибири