Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 00:17, дипломная работа
Цель и задачи дипломной работы. Целью является комплексный, системный анализ криминологических и уголовно-правовых аспектов терроризма. В соответствии с поставленной целью выделяются следующие взаимосвязанные исследовательские задачи:
1) дать социально-правовую характеристику терроризма, посягающего на общественную безопасность;
2) определить совокупность факторов детерминации терроризма;
3) определить понятие терроризма и его уголовно-правовую характеристику;
Введение
Глава 1. Общая характеристика терроризма и его место в системе преступлений против общественной безопасности (исторический и современный аспекты)
1.1 Историческое развитие понятия терроризма, как негативного социального явления и как преступления против общественной безопасности
1.2 Особенности противодействия терроризму на современном этапе развития российского общества и актуализация борьбы с ним в мировом масштабе
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика терроризма, как особо опасного вида преступления против общественной безопасности по Уголовному кодексу Российской Федерации
2.1 Юридический анализ и особенности квалификации преступлений террористической направленности
2.2 Проблемы отграничения терроризма от некоторых смежных составов преступлений и возможности их законодательного решения
Глава 3. Предупреждение терроризма на современном этапе развития общества, как залог мира и безопасности человечества
3.1 Эффективность международного и отечественного опыта законодательной борьбы с терроризмом в аспектах его предупреждения
Заключение
Библиографический список
Изучение обстоятельств совершённых преступлений показывает, в местах массового нахождения людей преступники имели возможность совершать акты терроризма практически беспрепятственно. Это свидетельствует о невыполнении в полной мере властными и правоохранительными структурами требований федеральных законов "О борьбе с терроризмом", "Об оперативно-розыскной деятельности", Закона РФ "О милиции", и постановлений Правительства РФ об обеспечении безопасности населения. Хорошая конспирация, достаточная осведомленность о методах работы правоохранительных органов позволяют преступникам уходить от ответственности.
Так, проведенный нами по опубликованной судебно-следственной практике анализ материалов уголовных дел, возбужденных по ст. 205 УК РФ ("Терроризм"), показал, что причины низкой раскрываемости во многом предопределены упущениями, имевшими место в начальной стадии расследования. Чаще всего работники пренебрегали криминалистическими рекомендациями по осмотру места происшествия, обнаружению и изъятию следов и вещественных доказательств. Это приводило к трудно восполнимой утрате следов преступления, что серьёзно осложняло дальнейшее расследование.
Еще хуже показатели "раскрываемости" преступлений, предусмотренных ст. 207 УК РФ ("Заведомо ложное сообщение об акте терроризма") Из большого массива уголовных дел по этим фактам, расследуются и направляются в суд только единицы. Основная причина здесь в том, что органы внутренних дел неудовлетворительно обеспечены техническими средствами автоматического определения номера абонента по каналам "02"[28].
Говоря о терроризме и мерах борьбы с ним, нельзя не учитывать роли так называемого человеческого фактора. В данном случае речь идет о профессиональных качествах работника, его отношении к порученному делу[29].
Терроризм как социальное явление имеет более глубокую историю, чем его правовое отражение. Это - крайне радикальная и наиболее опасная форма социально-политического экстремизма.
Рассмотрение терроризма, как явления, угрожающего не только государственности, но и обществу в целом, в отечественной литературе началось лишь с 1990 г., зарубежные же страны столкнулись с проблемой терроризма в начале 60-х гг., что, конечно же, повлияло на степень изученности данного явления. Необходимо учитывать мировой опыт спецслужб и полиций многих стран мира, который свидетельствует о том, что в их практике существенно изменились методы изучения терроризма.
Так, на конференции западногерманских экспертов, проводимой в ФРГ в Мюнхене в 1987 году указывалось, что проводившееся ранее накопление фактологического материала дополняется исследованием причин, истоков, механизма развития терроризма.
Формальные оценки фактов и споры о квалификации действий террористов ("группа" или "банда", простое убийство или государственная измена и т.д.) не вносили ясности в стратегию борьбы с терроризмом.
С признанием политических мотивов в действиях террористов наступил следующий этап в изучении этого явления - поиск "наставников", т.е. установление идеологических и политических корней терроризма.
Например, по данным исследователей ФРГ, мотивации действий западногерманских террористов претерпели существенные изменения.
Первое поколение террористов имело преимущественно идеологическую направленность деятельности. Для последующих поколений наличие какой-либо идеологии было необходимо лишь для подведения теоретической базы под уже совершенное действие[30]. Для оправдания своих действий террористы и примыкающие к ним анархистские и левоэкстремистские группировки использовали конфликтные ситуации и проблемы в обществе.
Применительно к данной проблеме в 1981-1983 гг. в ФРГ был опубликован сборник трудов западногерманских специалистов "Анализ терроризма", подготовленный рабочей группой экспертов.
В первом томе авторы рассматривали идеологию и стратегию деятельности террористических организаций, во втором были помещены сведения биографического характера на лиц, совершавших террористические акты, в третьей - исследовались процессы, происходящие внутри террористических организаций, в четвертом - приведены материалы социологического опроса различных слоев населения по проблемам терроризма.
Данные научных исследований, по существу, определяют структуру аналитической функции, которая становится неотъемлемой частью разработки стратегии и тактики борьбы с терроризмом.
В США, например, уже почти 15 лет действует специализированная группа, в задачи которой входит ведение оперативного поиска сигналов о возможной подготовке акций ядерного терроризма.
Изучение данной проблемы в России находится на начальной стадии и связывается она с обеспечением безопасности объектов, использующих ядерные установки и расщепляющие материалы. Особо необходимо отметить, что при исследовании современных форм терроризма надо учитывать такой фактор, как заимствование террористами одной страны опыта террористической деятельности в другой стране, не ограничиваясь историческим опытом собственного государства.
Терроризм приобрел международный характер, и современным тенденциям развития террористических проявлений в нашей стране следует давать оценку как внутригосударственному, так и международному явлению.
Доказано, что существует организационная и идеологическая связь террористических формирований, действующих на территории стран СНГ, с зарубежными и международными террористическими объедениями. В частности, самую серьезную опасность представляет стремление ряда зарубежных террористических группировок, в частности сикхских и палестинских, перенести экстремистскую деятельность на территорию России.
В США в течение года появляется более двух тысяч публикаций, которые посвящены терроризму. Государственный департамент США принял Программу помощи в борьбе с терроризмом (Программа АТД). Главная ее цель - повысить способность полиции бороться с угрозой терроризма.
В целом практика Лиги наций и ООН пошла по пути выработки конвенций, отделяющих террористическую деятельность физических лиц и организованных групп от политики террора, проводимой государствами, и представляющих защиту против террористических актов международного характера в силу определенных функций лица или особого положения имущества, в отношении которых совершался террористический акт (11 специализированных конвенций и протоколов) [31].
В ст.1 Конвенции Лиги наций также отмечается, что термин "террористические акты" распространяется на преступные действия, направленные против государства и имеющие целью или способные терроризировать определенных лиц, группу или публику.
Далее в ст.2 дается перечень действий, охватываемых общим понятием терроризма, к которым конвенция относит всякое умышленное действие, направленное против жизни, телесной неприкосновенности или свободы определенных должностных лиц государства, умышленное истребление или повреждение государственного имущества, средств транспорта и т.п.
В Конвенции ОАГ под понятие терроризма подпадают похищения людей, убийства и другие виды посягательства на жизнь и неприкосновенность лиц, которым государство в соответствии с нормами международного права обязано предоставлять специальную защиту. В это понятие входят также вымогательства, связанные с данными преступлениями.
В резолюции Постоянного Совета ОАГ 1970 г. похищение людей с целью вымогательства рассматривается как преступление против человечества.
В проекте Единой конвенции ст.1 называется "Определение преступления международного терроризма".
В ней говорится, что преступлением международного терроризма будет признан любой акт насилия или угроза такового индивидом или группой индивидов, независимо от наименования, направленный против систем транспорта или связи, находящихся под международной защитой, в целях устрашения общественности или причинения вреда, или смерти таких лиц либо представителей общественности, которые были схвачены как заложники или другим способом выбраны как объекты террористической акции, или вызвавшие утрату, вред или ущерб местам или собственности, находящихся под международной защитой, в целях подрыва дружественных отношений между государствами либо между гражданами различных государств, или подрыва деятельности в таких международных организаций, или таких международных транспортных систем и систем связи, или вымогательства уступок от государств, совершаемых внутри государства либо за рубежом.
Составом этого преступления охватываются также подготовка к совершению, попытка совершения и соучастие в совершении данного преступления
В настоящее время нельзя высоко оценить эффективность сотрудничества государств по борьбе с терроризмом, ибо даже по главным направлениям этого сотрудничества, как на практике, так и в теории не достигнуто единства взглядов[32].
В названных международных соглашениях имеется целый ряд пробелов и труднопреодолимых в настоящее время недостатков, что ставит под сомнение адекватность данных соглашений потребностям нашего времени.
Заинтересованность большинства государств в предотвращении и пресечении террористических актов находится в противоречии с их нежеланием и даже неспособностью осуществлять международное сотрудничество на универсальной основе, выработать общее определение этих актов и создать единый международный механизм и необходимые гарантии борьбы с ним.
Во всех рассмотренных выше конвенциях, соглашениях и проектах дается определение актов терроризма путем перечисления конкретных видов преступлений. Одни и те же акты насилия квалифицируются различными государствами как террористические или как борьба за свободу, а лица, их осуществляющие, рассматриваются как террористы одними государствами и как борцы за свободу - другими. Наиболее разработанные конвенции закрепляли в своих статьях следующие положения:
определение состава преступления, подпадающего под действие соответствующей конвенции, если этот состав был неизвестен национальным законодательствам или имелись различия в его содержании или толковании;
квалификация преступлений, подпадающих под действие соответствующих конвенций, как уголовных, что повышает степень необратимости наказания за совершенные преступления;
включение в механизм, обеспечивающий неотвратимость наказания, формулы "aut dedere aut jusicare" - "выдай или суди";
обязательство государств-участников соответствующих конвенций принять необходимые меры в национальных законодательствах для обеспечения выполнения своих обязательств.
По мнению госдепартамента США, технически согласовать общеприемлемые подходы к определению международного терроризма чрезвычайно сложно, а политически - практически бесперспективно.
По мнению английского политолога П. Уилкинсона низкий уровень международного сотрудничества по борьбе с терроризмом и пробелы в соответствующих разделах международного права предопределены тем, что в международном сообществе имеются государства, которые постоянно генерируют и воспроизводят терроризм.
Тем не менее, на сегодняшний день международное сотрудничество - необходимое условие успешного противодействия терроризму, усилия отдельных государств в одиночку справиться с рассматриваемым явлением, обречены на провал. Несмотря на имеющиеся трудности в этой области международного сотрудничества, в настоящее время совместными усилиями ряда государств уже существуют определенные договоренности.
На их основе уже предпринимаются определенного рода шаги, которые в ближайшее время должны значительно снизить опасность угрозы со стороны терроризма как мировому сообществу в целой, так и каждому государству в отдельности. К настоящему времени наиболее существенные итоги, достигнутые в этой области таковы:
1) Политические установки по борьбе с рассматриваемыми деяниями включены в итоговые документы встреч участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС) действует Комитет министров иностранных дел по терроризму. В министерствах иностранных дел стран ЕЭС с 1977 г., учреждены должности специальных послов по борьбе с терроризмом.
2) Определенную роль в деле предупреждения как актов международного, так и внутри государственного терроризма может сыграть Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (ВВ) 1991 года.
Государства, подписавшие настоящий документ, взяли на себя обязательства подвергать производимые пластические взрывчатые вещества (одни из наиболее трудно обнаруживаемых) специальной маркировке для облегчения их обнаружения в случае их использования при совершении или подготовке террористических актов, что в свою очередь существенно облегчит работу правоохранительных органов по расследованию преступлений террористического характера. В течение трех лет их запасы должны были быть уничтожены, использованы или приведены в негодность. Военные и полицейские запасы ликвидируются в течение 15 лет.
3) Наиболее важный шаг в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму - создание в 1976 г. системы "Трэви" (борьба с терроризмом, экстремизмом, международным насилием) - координирующего органа в системе общеевропейской безопасности. В его состав входят министры юстиции, МВД, а также других заинтересованных ведомств стран-членов ЕЭС. На него возложена обязанность осуществления следующих программ:
а) "Трэви - I" (борьба с терроризмом);
б) "Трэви - II" (оперативное использование подразделений специального назначения по борьбе с терроризмом, контроль над их подготовкой, помощь в техническом оснащении);
в) "Трэви - III" (проблемы взаимодействия на межгосударственной уровне, оперативный обмен информацией, в области борьбы с международными преступлениями);