Криминологические стороны преступности среди военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 18:34, реферат

Краткое описание

Ещё в первой половине XIX века французский юрист Андре-Мишель Герри и бельгийский математик Ламбер Адольф Жак Кетле впервые обратили внимание на математические закономерности преступности. A.M. Герри, например, утверждал, что мы вполне вероятно можем заранее предвидеть, сколько человек испачкают руки в крови своих близких, сколько будет подлогов, отравлений. С такой же точностью можем даже предсказать количество смертности и рождаемости в ближайшие годы

Содержимое работы - 1 файл

Криминологические стороны преступности среди военнослужащих.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Криминологические стороны преступности среди военнослужащих 

  

Автор диссертант Института  Философии, социологии и права Национальной Академии Наук Азербайджана Сираджаддин  Керимов отмечает, что уголовно-правовая борьба с преступлениями среди военнослужащих имеет свою специфику 

Ещё в первой половине XIX века французский юрист Андре-Мишель Герри и бельгийский математик  Ламбер Адольф Жак Кетле впервые  обратили внимание на математические закономерности преступности. A.M. Герри, например, утверждал, что мы вполне вероятно можем заранее предвидеть, сколько человек испачкают руки в крови своих близких, сколько будет подлогов, отравлений. С такой же точностью можем даже предсказать количество смертности и рождаемости в ближайшие годы (2, с. 35). 

В современных условиях быстрого развития юриспруденции и формирования её новых областей возможность вышеуказанного предсказания называется криминологическим прогнозированим. Такое прогнозирование имеет важное значение с точки зрения профилактики преступности и усиления борьбы с ней.  

В криминологической  литературе упоминается о том, что  преступность, как любое другое социальное событие, может быть оценена посредством  количественных и качественных критериев (1, с. 55). К таким критериям преступности относят её уровень, состояние, структуру и динамику. 

Постсоветский период отнёсся к решению статистических проблем относительно не только социально-экономической, политической, духовной и правовой деятельности, а также различных  отраслей правозащитной системы, основываясь  на своём привлекающем внимание опыте. Так, в бывшем СССР статистика преступности не была такой стабильной, единицы измерения, уголовное законодательство, юридические определения (понятия), принципы, криминальные события и процессы, а также формы учёта носили изменчивый характер. Как было верно упомянуто в юридической литературе, за время существования СССР не было разработано единого государственного учёта для всей системы правозащитных органов, как и в других областях (3, с. 107).  

Необходимо отметить, что одним из государственных институтов, больше всех подвергшихся упадку после распада СССР, были Вооружённые Силы. Для республик, отделившихся от союза с единым оборонительным пространством, построение национальной армии было не так уж и просто. Именно в тот период криминологическая ситуация в Вооружённых Силах новоформирующихся суверенных государств, в том числе Азербайджанской Республики (далее - АР), была относительно напряжённой. Неслучайно большая часть преступлений против военной службы в стране были совершены именно в 1990-1994-х годах, начиная с 1995-го года очевиден определённый спад. Именно в указанные годы был очень высок уровень активности одних из самых общественно опасных преступлений против военной службы. 

Научно-теоретический  и практический анализы свидетельствуют о том, что определение основных направлений борьбы с преступностью значительно зависит от выявления структуры преступности. Например, в юридической литературе указывается, что после выявления структуры преступности определяются основные направления борьбы с ней (1, с. 60). 

Как известно, за последние  десять лет наблюдалось значительное снижение преступлений против военной  службы в АР. Случаи дезертирства из армии, можно сказать, снизились  до минимума. 

Динамика преступности - это показатели, характеризующие состояние и структуру преступности, изменение количественных и качественных показателей за определённый промежуток времени. Как и для всех социальных событий, для преступности также характерно быть в движении и изменяться (1, с. 61).  

Анализируя социально-духовную и психологическую обстановку 1988-1991-х годов, В.Н. Кудрявцев пишет, что началась «война законов», в которой победили местные, а не центральные власти. После распада СССР пострадало отношение к моральным нормам; в средствах массовой информации началась пропаганда секса, насилия, жадности в повседневной жизни. Всё это означало разрушение нормативных правил, идущих рука об руку с другими компонентами социальных институтов и в целом социальной сферы в критических ситуациях (4, с. 50).  

С целью усиления борьбы с преступлениями, совершёнными военнослужащими против здоровья, встала необходимость поднятия на нужный уровень  криминологического прогнозирования. Криминологическое прогнозирование  должно отвечать нижеследующим важным требованиям: 
 

1. Принятие во  внимание различными исследовательскими  группами комплектности прогностических  методов и увязка этих методов,  а также рассмотрение полученных  результатов независимо друг  от друга; 

2. Удовлетворительный  уровень информационного обеспечения, а это, в свою очередь, подразумевает наличие нижеследующих: 

А) Уголовная статистика последних нескольких лет; 

Б) Статистика событий, в той или иной степени связанных  с преступностью (в том числе, нарастание правонарушений, магистральных  событий, убийств, нанесений телесных повреждений и др.); 

В) Демографическая  статистика; 

Г) Статистика экономических  показателей; 

Д) Статистика благосостояния, культуры, бытового обслуживания и  др.; 

Е) Статистика образования  и воспитания и др. 

3. Выявление статистических и реальных изменений в существующих условиях преступности и их различение, сравнение; 

4. Ведение учёта  как криминогенных, так и антикриминогенных  факторов;

5. Ведение учёта  высокой инерциальности преступности; 

6. Намерения, мотивы, включая также возникшие психологические  отношения, преступников, уделение  особого внимания личностным  характеристикам различных их  типов; 

7. Своевременное  выявление и оценка интенсивности  развития и тенденций вероятности  распространения новых традиций преступности, на основании этого дача рекомендаций относительно разработки новых методов борьбы с преступностью. 

Особенности криминологического прогнозирования преступности военнослужащих обуславливаются рядом нижеследующих  факторов: 

1. Статистика преступности военнослужащих долгое время оставалась закрытой и противоречивой, а представленные статистические данные в большинстве случаев не отражали реальную действительность; 

2. Учёт преступлений, совершённых военнослужащими, носил  выборочный характер, потому что, согласно действующему военно-уголовному законодательству, относительно совершивших преступление военнослужащих право открыть уголовное дело было поручено следственным органам (не включая органы военной юстиции), командиры воинских частей, безусловно, не были заинтересованы в этом деле; 

3. Преступность военнослужащих  обладала высокой латентностью  в исключительной степени, число  нераскрытых преступлений этой  категории значительно превышало  количественные показатели статистических  данных, а это в значительной степени снизило результативность и качество борьбы с преступлениями против военной службы; 

4. Группа социальных, экономических, политических факторов  преступности военнослужащих приобрела  форму группы противоречивых  факторов, при исследовании и анализе с криминологической стороны причин и условий преступлений против военной службы эти факторы учитывались недостаточно детально.

В.Н. Кудрявцев правильно  пишет, что в период социальных кризисов проявляется в разных формах деформация ценностных направлений. Это, прежде всего, связано с неполноценностью системы ценностных направлений, отсутствием в данной системе основных общесоциально-значимых идей и представлений. Очевидно, что устранение пустот в системе ценностей не положительно, а отрицательно направленными идеями и понятиями создаёт противоречивое положение. Так, основная роль в обществе принадлежит извращённым группам (националистическим, клановым и др. сословиям) или высокомерным интересам и представлениям, личность по достоинству не оценивается (5, с. 189). 

Таким образом, для  криминологического прогнозирования  преступлений, совершённых военнослужащими, и в целом военной преступности, необходимо учитывать часто переменчивую серьёзную деформацию в системе  ценностных направлений и крушение воспитания в духе патриотизма психологии преступника. Всё это усложняет широкомасштабное формирование криминологического прогнозирования и снижает его надёжность. 

По нашему мнению, было бы более перспективно прогнозирование  в индивидуальном порядке противоправного поведения военнослужащих. Например, опрошенные нами 95 взводных, ротных и таборных командиров подтвердили результативность индивидуального прогнозирования. 37,8 процентов опрошенных подтвердили, что вероятность индивидуального прогноза превышает более чем в полтора раза число правонарушений. 

Как показала практика, для прогностической оценки индивидуального  поведения военнослужащих необходимо учесть нижеследующее: 

1. Нужды, интересы  и привычки военнослужащего; 

2. Отношение военнослужащего к обучению, труду и сослуживцам; 

3. Бытовое поведение  военнослужащего; 

4. Особенности характера  военнослужащего, в тов том  числе его темперамент; 

5. Условия воспитания  военнослужащего до призыва на  действительную военную службу; 

6. Возраст, образование, гражданская профессия или иная сфера занятий военнослужащего; 

7. Наличие давших  надежду на ожидание военнослужащего  семьи или девушки; 

8. Конкретная криминогенная  ситуация в воинской части  военнослужащего. 

В соответствии с  проведённым нами опросом, на вопрос о негативной прогностической оценке в отношении конкретного военнослужащего дали положительные ответы 82,1 процента военных командиров, а из военных юристов - 30,2 процентов. 

Следует отметить, что  индивидуальное прогнозирование противоправного поведения военнослужащего иногда превращается в преследование со стороны командира, а это встречает недовольство военнослужащих. Иногда на практике встречаются и такие случаи, что именно командиры сами якобы «воспитательными действиями» заставляют военнослужащего, в частности, находящегося в прямом подчинении, допустить противоправное действие. 

Из вышеуказанного видно, что уголовно-правовая борьба с преступлениями против военной  службы, по сравнению с аналогичной  борьбой с общей преступностью, имеет свою специфику. 

  

Литература

1. Самандаров Ф.Ю.  Криминология. Общая часть. Учебное  пособие. Баку: Юридическая литература, 2003 

2. Иншаков С.М.  «Зарубежная криминология». М., ИНФРА-М-НОРМА, 1997  

3. Криминология (Под  ред. В.Н.Кудрявцева и В.Е.Эминова). М., ЮРИСТ, 2002 

4. Кудрявцев В.Н.  Социальная деформация. М., 1992 

5. Кудрявцев В.Н.  Генезис преступлений (опыт криминологического  моделирования). М., ИНФРА-М-НОРМА, 1998

Информация о работе Криминологические стороны преступности среди военнослужащих