Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 09:44, дипломная работа
Целью исследования является системный анализ теории и практики возникновения, сбора (хранения) и использования следов применения объектов криминалистической баллистики при расследовании преступлений; наиболее важных, недостаточно разработанных и проблемных вопросов использования специальных знаний в области судебной баллистики.
В соответствии с обозначенной целью, для ее достижения были поставлены следующие задачи:
1) исследовать понятие, значение и объекты криминалистической баллистики;
2) изучить механизм образования следов огнестрельного оружия на гильзах, снарядах и преградах;
3) рассмотреть механизм обнаружения, осмотра, фиксации и изъятия огнестрельного оружия, пуль, гильз и следов выстрела;
Введение………………………………………...…………………………………5
1 Общие положения криминалистической баллистики ……………..…….......9
1.1 Понятие, значений и объекты криминалистической баллистики………….9
1.2 Механизм образования следов огнестрельного оружия на гильзах, снарядах и преградах……………………………………………………..………..……….21
2 Криминалистическое исследование огнестрельного оружия и следов его применения ……………………………………………….………………......….30
2.1 Обнаружение, осмотр, фиксация и изъятие огнестрельного оружия, пуль, гильз и следов выстрела ………………………………………………………....30
2.2 Методологические основы судебно-баллистической экспертизы огнестрельного оружия …………………………………………………..…….46
2.3 Определение дистанции выстрела и места нахождения стрелявшего…..60
3 Проблемные вопросы криминалистического анализа оружия и следов его действия……………………………………………………………………………74
3.1 Проблемные аспекты криминалистической оценки обрезов гладкоствольного оружия……………………………………………………….74
3.2 Криминалистическое исследование короткоствольных огнестрельных объектов под патроны, снаряженные резиновой пулей и следов их выстрелов…………………………………………………………………………..81
Заключение………………………………………………………………………..90
Список используемых источников………………………………………………96
Обозначения и сокращения…………………………………………………... 103
Во всем мире пытаются создать специальные средства самообороны, регламентировать их приобретение и использование. В качестве средств личной защиты получили наибольшее распространение огнестрельные объекты с поражающими элементами в виде пуль, изготовленных из резины, а также различного типа пластических масс. Такие поражающие элементы обладают достаточно высокой кинетической энергией и используются в качестве останавливающего средства. Кинетическая энергия таких снарядов основана на сгорании порохового заряда в патроне и достигает высокого уровня.
Объекты, использующие для стрельбы резиновые пули, по своей общей конструкции, внешнему виду и размерам в основном является аналогом известных моделей боевого оружия. К ним, в частности, относятся пистолет газовый ИЖ-79-9Т калибра 9 мм «Макарыч», с возможностью стрельбы резиновыми снарядами (аналог пистолета Макарова (ПМ)); револьвер Р-1 «Наганыч» под патрон калибра 9 мм с резиновой пулей (аналог револьвера обр. 1895 г. «Наган»); пистолет бесствольный под патрон травматического действия калибра 10х31Т модели «Лидер» (за основу взят боевой самозарядный пистолет калибра 7,62 мм «ТТ» Тульский Токарев образца 1930/33 года) и многие др.
В настоящее время бесствольное оружие на российском рынке в основном представлено двумя отечественными моделями: ПБ-4 «Оса» и МР-461 «Стражник» (на самом деле фактических моделей больше, чем две, т.к. «Оса» выпускается в нескольких модификациях, в том числе даже с лазерным целеуказателем).
Данные средства можно отнести к специальным средствам нелетального в основном ударного воздействия, чей незаконный оборот будет только административным проступком, в отличии от поражающих объектов летального действия, призванных наносить смертельные повреждения, незаконный оборот которых является уголовным преступлением.
Таким образом, специальные средства «нелетального» воздействия на человека отличаются от огнестрельного оружия некоторыми конструктивными особенностями (рассекателями внутри канала ствола, использование более легких металлов в их конструкции и прочими), важными функциональными особенностями. Из трех критериев, принятых в судебной баллистике спецсредства нелетального воздействия, обладают двумя критериями: огнестрельностью и надежностью, но лишены критерия оружейности, то есть, не предназначены для нанесения летальных повреждений в отличие от огнестрельного оружия. Выстреливаемые из них резиновые снаряды не обладают определенной скоростью и пробивной способностью. Кроме того, резиновая пуля, даже при достижении определенной скорости, чаще всего не наносят проникающего повреждения, то есть «летального повреждения». Создание специальных средств нелетального воздействия на человека стало попыткой компромиссного решения проблемы самозащиты гражданского населения, когда, с одной стороны, необходимо предоставить гражданам средства самозащиты, а с другой – не выйти за рамки Федерального закона «Об оружии», который запрещает обычным гражданам приобретение, хранение и ношение короткоствольного огнестрельного оружия.
Понятие «огнестрельное бесствольное оружие» было впервые введено в оборот в ФЗ «Об оружии»[49] 1996 г. как огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Проведенный анализ следственной и экспертной практики показал, что эксперты при диагностическом исследовании материальной части огнестрельных объектов, стреляющих резиновыми пулями, опираясь на ФЗ «Об оружии» и на соответствующую техническую документацию признают такие объекты «газовым оружием» с возможностью производства выстрелов патронами с резиновыми пулями. А в отдельных случаях, связанных с исследованием бесствольных пистолетов и револьверов, возникают казусы при признании таких объектов «бесствольным оружием самообороны». Все эти огнестрельные объекты, по нашему мнению не предусмотрены нормами закона, так как их нельзя отнести к «газовому оружию» в соответствии со ст.1 Федерального закона «Об оружии». Что же касается «огнестрельного бесствольного оружия», то здесь возникает парадоксальная ситуация, отсутствие ствола у таких объектов выводит предмет из разряда оружия, так как наличие ствола с камерой воспламенения порохового заряда относится к основным конструктивным признакам огнестрельного оружия (ст.1 ФЗ «Об оружии»).
Таким образом, эти «основные понятия» Федерального Закона «Об оружии» такие как «газовое оружие», «огнестрельное бесствольное оружие» противоречат основным положениям криминалистики. По нашему мнению, для правильного разрешения вопросов, связанных с судебно-баллистическим исследованием объектов нелетального воздействия, необходимо данные объекты следует относить к спецсредствам нелетального воздействия, которые конструктивно схожи с оружием. И предложить соответственно следующую формулировку: «специальные средства нелетального воздействия – это устройства индивидуального применения конструктивно схожие с оружием, а также предметы, предназначенные для временного поражения живой цели».
Что же касается «сигнального оружия», то оно не должно, относится к оружию, так как целевым предназначением его является подача световых, дымовых или звуковых сигналов. Соответственно отсутствует критерий оружейности, т.е. объект должен быть предназначен для нанесения повреждений, и обладать определенной «убойной» силой. Т.А. Глаголева[50] считает, что данные объекты следует относить к техническим пороховым устройствам, служащим для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов и предлагает следующую редакцию понятия: «технические пороховые устройства – это устройства индивидуального применения, предназначенные для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов».
Использование таких понятий как «специальные средства нелетального воздействия» и «технические пороховые устройства» по нашему мнению, позволило бы дать правовую оценку огнестрельным объектам, стреляющих резиновыми пулями, а так же решить вопрос диагностического характера на предмет установления относимости объекта к огнестрельному оружию или к объектам другого характера, и об установлении их групповой принадлежности. Предложенные вышеуказанные понятия необходимо учесть в ФЗ «Об оружии» с расширением круга объектов (с включением специальных средств, технических пороховых устройств), в нем рассматриваемых и других подзаконных актах.
Анализ таких понятий таких как «оружие» и «огнестрельное оружие» в рамках научной, криминалистической литературы и законодательной базы позволил констатировать следующее, что все они имеют основные признаки – функциональный (т.е. целевое предназначение) и технический. Цель оружия, по мнению А.К. Муранова – это уничтожение живой силы и техники противника[51].
В целях упорядочения и приведения терминов к единообразному толкованию предлагаем следующие определения «оружия» и «огнестрельного оружия»: под оружием понимаются устройства и предметы, функционально предназначенные для поражения живой или иной цели, не имеющего прямого предназначения в быту и производстве, огнестрельное оружие – это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового и иного заряда и обладающей достаточной поражающей способностью.
Мы считаем, что исследования специальных средств «нелетального» воздействия на человека резиновой пулей, следов наносимых ими на преграде, на гильзах и пулях должны быть включены в криминалистическое судебно-баллистическое оружиеведение, в ее разделах «Специальные средства воздействия на человека или животное» или «Предметы, используемые для нанесения повреждения, но оружием не являющиеся», которые отражали бы особенности методики диагностического исследования специальных средств нелетального воздействия на предмет установления их относимости к огнестрельному оружию.
В частности, при экспериментальной стрельбе необходимо установить поражающую способность (убойную силу) выстрелянного резинового снаряда для определения нижней границы поражения обеспечивающего «нелетальность» для патронов травматического действия, снаряженных резиновыми снарядами с металлическими сердечниками; а также для патронов снаряженных полиснарядами и снарядами повышенной мощности, изготовленных не только из резины, но и из полимерных материалов.
Традиционно эта способность определялась с помощью кинетической энергии, сообщаемой при выстреле снаряду. Минимальное значение удельной кинетической энергии при которой возможно глубокое проникающее ранение человеку, для сферического снаряда составляет 0,5 (Дж/ кв. мм). Однако необходимо учитывать следующее обстоятельство, что минимальное значение удельной кинетической энергии было рассчитано в отношении металлических снарядов. Исследования показали, что эта величина является завышенной, ибо она не учитывает конструктивные особенности устройств спецсредств, а также травматических патронов, снаряженных резиновым снарядом.
Особое внимание должно быть уделено изучению механизма следообразования на резиновых снарядах и гильзах, и выявлению закономерных признаков в этих следах.
Обобщение результатов экспериментального отстрела специальных средств нелетального воздействия, опубликованные различными авторами (Т.А. Глаголевой[52], А.К. Мурановым[53], А.В. Семеновым[54] и другими) позволили сделать следующие выводы:
1) идентифицировать специальное средство нелетального воздействия по следам на резиновых снарядах не возможно в настоящее время по целому ряду обстоятельств:
а) ввиду особенности материалов – следовоспринимающих объектов – пуль (резина и пластические материалы крайне затрудняют следообразование) и характера следов, образующихся на пулях: засечки, т.е. узкие статические следы, «надрубы», образуемые ребрами рассекателей;
б) резиновый или пластмассовый снаряд значительно деформируются при ударном контакте с первым рассекателем;
в) не установлена устойчивость следов рассекателей на головной части пуль;
г) не проведено в рамках экспертно-криминалистических подразделений достаточного количества экспериментальной проверки закономерностей индивидуальности и устойчивости следов на пулях.
2) на гильзах, отстрелянных в современных спецсредствах нелетального воздействия, может остаться комплекс следов, позволяющий идентифицировать исследуемый объект. По убывающей значимости, следы могут распределяться в следующем порядке: следы бойка, патронного упора, отражателя, зацепа выбрасывателя (первичный), края окна затвора, казенного среза патронника, губы магазина;
3) при применении оружия нелетального воздействия остаются следам выстрела на преграде, которые способствуют установлению по таким следам факта применения спецсредства и определения его конструктивных особенностей, что, в свою очередь будет способствовать установлению обстоятельств совершенного преступления.
К основным и дополнительным факторам выстрела в следах на преградах при применении спецсредства нелетального воздействия, в зависимости от конструктивных особенностей спецсредства и применяемых к нему патронов относят:
а) морфологические признаки – форма и размеры повреждения, наличие и размеры «минуса» материала преграды, состояние краев повреждения (визуальное исследование с использованием измерительных инструментов), состояние концов нитей в краях повреждения (микроскопическое исследование с использованием микроскопов МБС, с 8-кратным и 16-кратным увеличением);
б) отложение копоти – видимое окрашивание ткани в серый цвет в области повреждения (визуальное исследование с использованием измерительных инструментов), наличие копоти (микроскопическое исследование с использованием микроскопов МБС), отложение несгоревших частиц пороха – (визуальное и микроскопическое исследование с использованием микроскопов МБС);
в) отложение характерных металлов, входящих в состав продуктов выстрела (визуальная оценка по результатам исследования с помощью диффузно-контактного метода, осмотр в инфракрасных и ультрафиолетовых лучах).
Использование полученных результатов в экспертной практике, как по нашему мнению, позволит правильно спланировать эксперименты при решении вопроса огнестрельного происхождения повреждений и расстоянии выстрела, и ограничить круг специальных средств и других огнестрельных объектов, выстрелами из которых могли быть причинены повреждения на представленных объектах.
Итоги проведенного исследования свидетельствуют о том, что при стрельбе из спецсредств образуется совокупность признаков, позволяющая проводить криминалистическое исследование и решать идентификационные вопросы – по следам на гильзах и диагностические – по следам в области повреждений.
Для обеспечения более полного расследования и раскрытия преступлений, связанных с неправомерным применением спецсредств мы предлагаем дополнить имеющиеся криминалистические учеты пулегильзотек со следами на гильзах, отстрелянных из специальных средств. Так же мы считаем, что необходимо ужесточить правила приобретения индивидуальных спецсредств нелетального воздействия.
Для этого необходимо внести изменение и дополнение в ст. 13 ФЗ «Об оружии» в следующей редакции: лица, впервые приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны, специальные средства нелетального воздействия, технические пороховые устройства, за исключением лиц, имеющих разрешения на хранение или хранение и ношение оружия обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием и спецсредствами по программе, которую определяет Министерство внутренних дел Российской Федерации с обязательной сдачей экзамена.
В заключении необходимо сказать, что осуществление части выявленных проблемных вопросов на законодательном уровне, внедрение в практику всех высказанных предложений, как нам представляется, будет способствовать повышению уровня борьбы с преступлениями, связанных с неправомерным использованием специальных средств нелетального воздействия, а также снижению роста преступлений в стране.
Заключение
Огнестрельное оружие – специфический источник повышенной опасности; оно обладает способностью к поражению людей и разрушению объектов, в силу чего владение им связано с потенциальной угрозой для окружающих. Специфичность огнестрельного оружия как источника повышенной опасности заключается в том, что действия по его незаконному обороту создают условия для совершения опасных преступлений – убийств, разбоев, причинения тяжких телесных повреждений и других, а также в том, что деятельность таких правонарушителей уже потенциально связана с устройствами, специально изготовленными для поражения людей и разрушения объектов.