Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 14:08, курсовая работа
Любое расследование, в конечном счете, складывается из отдельных следственных действий. Самый совершенный общий план, самое обоснованное решение основных вопросов организации работы по делу не обеспечат достижения цели расследования, если отдельные следственные действия будут, проводится неорганизованно и беспланово. Точно также как в сложном техническом устройстве одна ненадежная деталь может вызвать аварию, так же единственное непродуманное действие приводит к неудаче расследования в целом.
Введение.
1. Понятие и значение следственных действий. Виды следственных действий.
2. Основные процессуальные правила производства следственных действий.
Заключение.
Список литературы.
Важным общим правилом производства следственных действий является указание закона на то, что "при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц" (ч. 4 ст. 164 УПК РФ)
Закон предписывает следователю в случае привлечения к участию в следственных действиях участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения (гл. 6 УПК РФ), со стороны защиты (гл. 7 УПК РФ), иных участников процесса (гл. 8 УПК РФ) во всех случаях удостоверяться в их личности, разъяснять им их права, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. В случаях если в производстве следственного действия участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то они также предупреждаются об ответственности, предусмотренной ст. 307 и 308 УК РФ (ч. 5 ст. 164 УПК РФ).
Следователь при производстве следственных действий может применять технические средства как способы обнаружения, фиксации и изъятия следов преступления и вещественных доказательств (ч. 6 ст. 164 УПК РФ).
Использование технических средств при производстве следственных действий, с одной стороны, повышает эффективность деятельности следователя по собиранию, фиксации и закреплению доказательственной информации. С другой стороны, использование технических средств облегчает труд следователя, повышает культуру его работы, способствует ускорению производства следственных действий. Закон позволяет применять кино-, фото-, видео- и звукозаписывающую аппаратуру. В распоряжении следователя может находиться следственный портфель или следственный чемодан с набором инструментов для изъятия предметов, вещей, для следокопирования и т.д.
Закон позволяет следователю при производстве следственных действий привлекать специалистов-криминалистов, а также должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о чем делается соответствующая отметка в протоколе (ч. 7 ст. 164 УПК РФ).
Протокол следственного действия отражает ход и результаты следственного действия. Протокол следственного действия составляется в ходе его производства или непосредственно после его окончания.
Протокол следственного действия может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.
Если при производстве следственного действия применялись стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись, то это отражается в протоколе. Стенограмма и стенографическая запись, фотографические негативы и снимки, материалы аудио- и видеозаписи хранятся при уголовном деле.
В протоколе указываются:
место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;
должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.
В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.
В протоколе должны быть указаны также технические средства, примененные при производстве следственного действия, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты. В протоколе должно быть отмечено, что лица, участвующие в следственном действии, были заранее предупреждены о применении при производстве следственного действия технических средств.
Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в следственном действии. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями этих лиц.
Протокол подписывается следователем и лицами, участвовавшими в следственном действии.
К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы допроса, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при производстве следственного действия.
Протокол должен также
содержать запись о разъяснении
участникам следственных действий в
соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей,
ответственности и порядка
Здесь уместно отметить новшество, введенное законодателем.
При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия прокурора выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следственного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который после этого опечатывается и приобщается к уголовному делу (ч. 4 - 10 ст. 166 УПК РФ)
Важнейшим элементом многих следственных действий является государственное (процессуальное) принуждение, без которого доказывание по уголовному делу в целом практически невозможно. Этот элемент органически вплетается в процедуру привода участника уголовного процесса, уклоняющегося от явки по вызову для участия в производстве следственного действия (ст. 113 УПК РФ), освидетельствования (ч. 2 ст. 179 УПК РФ), экспертного обследования подозреваемого и обвиняемого, отказывающихся добровольно подчиниться требованиям должностного лица, производящего расследование, а также обыска и выемки с изъятием предметов и документов, возможным вскрытием запертых помещений и хранилищ и пресечением попыток со стороны обыскиваемых лиц уничтожить или спрятать предмет или документ либо нарушить порядок производства следственного действия (ч. 5, 6, 8 и 14 ст. 182, ч. 5 ст. 183 УПК РФ).
Законодатель проявляет необходимую заботу о том, чтобы свести к минимуму процессуальное принуждение, применяемое к участникам уголовного судопроизводства, в особенности к тем субъектам правоотношений, которые уголовному преследованию не подвергаются, играя в нем трудную и благородную роль свидетелей, а также потерпевших. В частности, свидетель не может быть принудительно подвергнут судебной экспертизе или освидетельствованию, кроме случая, когда освидетельствование необходимо для оценки достоверности его показаний (ч. 5 ст. 56, ч. 1 ст. 179 УПК РФ).
В условиях предельного ожесточения противостояния государства и организованных криминальных структур, как правило, хорошо оснащенных и вооруженных, пользующихся легальными услугами частных и охранных предприятий, вопрос о применении законного принуждения при производстве следственных действий, особенно тех, которые в соответствии с традиционной криминалистической методикой осуществляются в комплексе, одно за другим: обыск или выемка - наложение ареста на имущество - задержание или привод, приобрел небывалую остроту. Он решается путем осуществления силовой поддержки следственных мероприятий отрядами милиции особого назначения и быстрого реагирования. Такая поддержка иногда приобретает черты и масштаб локальной спецоперации. Никто не вправе дать следователю, скажем, прибывшему для обыска, "от ворот поворот", ни с чем следователь, даже не проникнув в помещение, с обыска возвращаться не должен в принципе.
Производство следственных действий по собиранию доказательств обставлено гарантиями прав и законных интересов участников следственных действий, к которым прежде всего относятся правила, охраняющие их жизнь и здоровье, честь и достоинство. Они базируются на положениях ст. 9 УПК РФ, узаконившей в ранге принципа уголовного судопроизводства требование уважать честь и достоинство личности.
Вступая в правоотношения
с участниками различных
Имеются существенные особенности и при производстве следственных действий вербального и невербального характера с участием иностранцев.
Производство по уголовным
делам о преступлениях
УПК не предусмотрена форма обращения лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом, с просьбой допустить их к участию в следственных и иных процессуальных действиях, производимых по уголовному делу, возбужденному в связи с обнаружением признаков преступления, совершенного лицом, обладающим дипломатическим иммунитетом либо в отношении данного лица. В этой связи представляется необходимым включить приложение соответствующего содержания в УПК. В интересах защиты прав иностранного гражданина в указанном приложении необходимо предусмотреть разъяснение правовых последствий такого заявления. Согласие лица, обладающего дипломатической неприкосновенностью, должно испрашиваться перед проведением каждого следственного и иного процессуального действия с его участием.
Заметим, что ст. 3 УПК РФ порядок производства с участием иностранных граждан в Российской Федерации определяет лишь в самом общем виде и не отражает всех его особенностей. Между тем данные особенности могут быть весьма существенны при принятии решения о возбуждении уголовного дела в отношении иностранца, разрешении иных вопросов, неизбежно возникающих при расследовании такого рода уголовных дел. К таким обстоятельствам могут быть отнесены особенности, связанные с участием защитника, с производством следственных действий, с применением мер процессуального принуждения, с получением согласия как иностранного гражданина, обладающего дипломатическим или иным иммунитетом, так и аккредитующего его государства на производство процессуальных действий. Например, процессуально не закреплено, каким образом и в какой форме дается такое согласие, какие юридические последствия получения этого согласия будут для иностранного гражданина, обладающего дипломатическим или иным иммунитетом. В УПК РФ также не урегулирован вопрос, в каких случаях такое согласие должно испрашиваться у самого иностранного гражданина, а в каких - у аккредитующего его иностранного государства. Данный вопрос нуждается в законодательной регламентации.