Нравственные основы деятельности следователя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования. Предполагаемым итогом работы является формулирование выводов по современному состоянию нравственности следователей, выявление существующих проблем и предложение путей их решения.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить взгляды авторов, рассматривающих данный вопрос в целом или косвенно.
- выделить и проанализировать взгляды ученых, уделивших наибольшее внимание данному вопросу.
- выявить существующие проблемы в нравственных основах деятельности следователей.
- выработать рекомендации по их преодолению.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

1. РОЛЬ НРАВСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДОВАТЕЛЯ
1.1. Понятие нравственности в деятельности следователя
1.2. Значение нравственности при реализации следователем своих функций

2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НРАВСТВЕННОСТЬЮ СЛЕДОВАТЕЛЯ
2.1. Профессионально-нравственная деформация и ее факторы
2.2. Последствия профессионально нравственной деформации
2.3. Профилактика профессионально-нравственной деформации

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Содержимое работы - 1 файл

Курсовик С.С..doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Ученые[13] полагают необходимым выделить несколько признаков, характеризующих понятие профессиональной этики следователя:

1) это одна из отраслей профессиональной этики как части этической науки;

2) которая изучает профессиональную мораль следователя;

3) структурно представляющая собой сложное единство профессионально-нравственных сознания, практики и отношений;

4) данное единство функционирует как в профессиональном труде, так и во внеслужебном поведении следователей;

5) при этом профессионально-нравственное сознание включает в себя наряду с другими компонентами (нравственными знаниями, убеждениями, взглядами, чувствами и т. д.) как нравственные принципы и нормы общепринятые, но действующие специфично в условиях юридического труда, так и особые нравственные нормы, порождаемые своеобразием ситуаций в практике профессионального труда и внеслужебного поведения следователей;

6) особые нормы профессиональной морали следователя не могут противоречить системе общих нравственных принципов, ограничивать их действие;

7) принципы и нормы профессиональной морали следователей в совокупности с правовыми принципами и нормами определяют содержание профессионального долга следователей и регулируют их отношения с гражданами, между собой и с обществом в целом

Таким образом, профессиональная этика следователя формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

Независимость и подчинение только закону образуют важнейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающих существенное влияние и на ее нравственное содержание.

Профессиональная этика следователя представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества - следователей, обусловленных их принадлежностью к данной профессии. Причём, наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии следователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НРАВСТВЕННОСТЬЮ СЛЕДОВАТЕЛЯ

                   2.1. Профессионально-нравственная деформация и ее факторы

Профессиональная деформация – явление, объективно сопутствующее развитию человека в его профессиональной деятельности, если он повседневно не работает над собой. В отличие от других профессий, где деформация одного сотрудника не «бросает тень» на его коллег и не нивелирует социальную ценность их труда, в деятельности сотрудника правоохранительных органов такое явление имеет более тяжкие последствия. Здесь ошибки одного персонифицируются в общественном сознании как недостатки всех сотрудников, порождая соответствующий стереотип — «там все такие». А. Ф. Кони в связи с этим подчеркивал: «Как бы хороши не были правила деятельности, они могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых и недобросовестных руках»[14].

В современных рыночных условиях в обществе имеется множество различных отрицательных явлений и в экономике, и в политической сфере, и в правоохранительной деятельности они порождают те негативные явления, которые видны невооруженным взглядом. Профессионально-нравственные качества юристов критикуются многими слоями общества, так как для этого есть определенные основания.

Среди причин негативного отношения граждан к сотрудникам правопорядка эксперты выделяют:[15] равнодушие, низкая культура сотрудников; отсутствие профессионализма, некомпетентность; использование служебного положения в личных, корыстных целях, поборы, взяточничество, коррумпированность; применение насильственных действий, необоснованное задержание. Эти негативные проявления у некоторой части сотрудников и составляют такое явление как профессионально-нравственная деформация сотрудников правоохранительных органов.

По данным исследований,[16] становление специалиста, в частности следователя, осуществляется в два этапа. На первом этапе в течение первых 5-7 лет, в одной и той же должности сотрудник овладевает профессией. На втором, через 7-10 лет, при неизменном профиле и характере работы могут происходить отрицательные, негативные, нежелательные изменения сознания и личности сотрудника, которые принято считать профессиональной деформацией.

Профессиональная деформация в своем развитии проходит три основных уровня: начальный, средний и глубинный, по разному влияющие на эффективность служебной деятельности.[17]

Начальный уровень характеризуется незначительными, извне малозаметными, изменениями в личности. Сотрудник познает и овладевает профессиональной деятельностью, формируя собственный стиль ее выполнения, но еще не попадает в фатальную зависимость от службы.
На этом уровне профессиональная деформация, как правило, не оказывает заметного отрицательного влияния на эффективность служебной деятельности, а даже содействует решению конкретных оперативно-служебных задач. Это достигается за счет психологической защиты, которая состоит в снижении остроты восприятия отрицательных, психотравмирующих факторов деятельности, их осознании и оценки как неминуемых, будничных, обычных. Такое упрощение уменьшает психическое напряжение до уровня, мобилизующего личность, оптимизирует эмоциональное самочувствие, делает минимально достаточными психологические затраты на выполнение деятельности.

Средний уровень деформации характеризуется существенными количественно-качественными изменениями. Наблюдается постепенная гипертрофия, или заострение, чрезмерная выраженность профессионально важных качеств, дальнейшая их трансформация в свою противоположность. Так, присущая следователю внимательность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, самообладание, спокойствие - в равнодушие, требовательность - в придирчивость, усердие - в педантизм и т.п.[18]

Отдельные психологические черты, которые субъективно начинают оцениваться как второстепенные, а то и лишние подавляются, а в дальнейшем и вовсе атрофируются, исчезают. Теряется убежденность в законопослушности граждан, возможности эффективной борьбы с правонарушениями, в необходимости проявлять в своей работе такие чувства, как сопереживание, понимание, желание и готовность оказать помощь.

По отношению к людям, и, прежде всего, к объектам своей служебной деятельности формируется предвзятое отношение, состоящее в том, что в человеке отыскивается и принимается во внимание, прежде всего, то, что подтверждает профессиональные стереотипы («любой гражданин - потенциальный правонарушитель», «докажи, что ты невиновный», «преступник, а тем, более рецидивист не подлежит исправлению» и т.п.[19]) и откидывается как случайное и неважное все другое. Проявляется склонность к обвинению как внутренняя установка сотрудника ОВД на виновность подозреваемого, однобокое толкование, недооценка его доводов. Все это возникает вследствие подозрительности, снижения самокритичности, неумения посмотреть на свои действия и обстоятельства дела объективно.
Стиль служебного общения переносится на внеслужебное поведение. Сотрудник может настолько идентифицироваться с профессией, что вне собственной воли остается следователем во всех сферах внеслужебной жизни. Конкретными проявлениями этого являются, например, занятие в общественном транспорте места наиболее удобного для обзора, переворачивание бумаг с записями при появлении другого человека, невольная фиксация внешности граждан, номерных знаков автомобилей, неуместное употребление профессионального юмора, жаргона и т.п.

Профессиональные интересы начинают занимать устойчивое доминирующее место и подчиняют себе все другие. Казалось бы, в этом нет ничего вредного, в особенности для деятельности. Но работник все больше воспринимает и оценивает окружающую среду с позиции пользы для службы, интересуется только тем, что можно непосредственно использовать в работе. Постепенно, но неуклонно ограничивается круг внеслужебного общения, теряется ощущение общности с разными слоями населения. Наконец служебная деятельность оказывается самодовлеющей, единственно важной и желательной сферой активности личности. Наблюдается желание под разными поводами подольше находиться на службе при отсутствии в этом объективной необходимости, стойкое любопытство к служебным делам при нахождении вне службы (во внерабочее время, выходные, отпуск)

Завершается формирование достаточного профессионального опыта. Выучив, образно говоря, все главные тайны деятельности, сотрудник начинает хорошо ориентироваться в том, какими нормами и обязанностями можно пренебрегать или подменять их собственным толкованием без особого риска понести ответственность за это. Понимание сущности законопослушного поведения становится сугубо субъективным и произвольным: «Для достижения цели все средства допустимы», «Если нормы права отягощают или мешают, их можно не придерживаться».[20] В основе этого лежат дефекты правосознания работника милиции, его нравственно-волевая ненадежность, психологическая неустойчивость. Последняя состоит в невозможности противостоять давлению со стороны заинтересованных людей - должностных лиц, коллег по службе, самого объекта деятельности, его родственников и др.

На глубинном уровне деформационные изменения поражают всю личность, которая попадает в полную зависимость от профессиональной сферы. Сотрудник начинает оценивать себя как непревзойденного профессионала, снисходительно и пренебрежительно относиться к мыслям, которые не совпадают с его собственной позицией ("что они в этом понимают, по сравнению со мной они дилетанты"), болезненно реагирует на критику и контроль за своей деятельностью, жестко ориентируется на личный опыт, включая презумпцию собственной непогрешимости ("я всегда действую правильно, так как все знаю»). Могут актуализироваться социально нежелательные черты характера: жестокость, мстительность, грубость, вседозволенность, цинизм; возникают и становятся доминирующими определенные психические состояния - разочарование, скука, раздражительность.

Возникает социопрофессиональная изоляция: с одной стороны, ощущение общности, в частности, корпоративной с узким кругом желаемых для общения партнеров, с другой - равнодушное, подозрительное отношение к разным категориям граждан.[21]

Что касается эффективности служебной деятельности, то на глубинном уровне деформации при общем благополучии могут возникать серьезные срывы и неудачи, связанные с ослаблением внутреннего контроля, самоуверенностью, потерей творческого подхода к решению новых задач и соответствующего отношения к собственному профессиональному опыту.

Избежать формирования признаков профессиональной деформации возможно. Легче это удается людям с развитой рефлексией, умением объективно оценивать собственную личность, видеть истинные причины внутриличностных изменений, не «прятаться» от самого себя за щадящими самооценку объяснениями собственных поступков. Широкий кругозор, интересы внеслужебного круга, общение с людьми иной сферы деятельности позволяют не зацикливаться лишь на служебных вопросах, гармонично развиваться, личностно расти. Важным является способность «оставлять на рабочем месте» решение служебных задач, психологически переключаться на взаимоотношения с родными и близкими, грамотно организовывать отдых. Однако все это возможно лишь при наличии у сотрудника адекватной самооценки, активной позиции в отношении собственной личности, жизнедеятельности, ориентации на личностный и профессиональный рост.

При этом деформация происходит в тех элементах, которые составляют структуру профессиональной морали (нравственная деятельность, нравственные отношения, нравственное сознание). С этой точки зрения основными причинами профессионально-нравственной деформации, как правило, становятся низкая профессиональная культура, деформирование чувств, потребностей, мотивов, т. е. как объективные, так и субъективные факторы.[22]

К объективным факторам относят:

1.   негативные явления в жизни общества (коррупция, безответственность, халатность, невежество, нигилизм и бездушие);

2.   противоречия, трудности и недостатки в деятельности правоохранительных органов (специфичность профессиональной деятельности, тяжелые физические и психические нагрузки, участие сотрудников в конфликтных регионах в деятельности по наведению конституционного порядка, которое таит в себе опасность для здоровья и жизни сотрудников; преимущественные контакты с преступной средой, негативное, порой тлетворное влияние криминала; недостатки в организации и управлении всей системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, ОВД, адвокатура и т. д.);

3.   отрицательное влияние коллег по работе, допускающих злоупотребления, формализм, равнодушие к людям, халатность при выполнении своих обязанностей;

4.   неудовлетворительное оперативно-техническое оснащение, недостаток специальной техники и т. п.;

5.   ошибки в подборе кадров.

Безусловно, существенное влияние оказывают и субъективные факторы, в особенности такие, как:

1.   низкий профессиональный уровень и нежелание совершенствовать профессиональные качества;

2.   недостаточная развитость морально-деловых и волевых качеств;

3.   неумение отделять интересы дела от интересов карьеры;

4.   неорганизованность, отсутствие навыков и умений контролировать свое поведение, желание любым путем снять психологическую нагрузку (пьянство, разгильдяйство, расхлябанность и т. д.).[23]

Однако деление причин на объективные и субъективные относительно, так как они переходят друг в друга.

Невнимание к нравственной культуре, к нравственно-психологическому климату служебного коллектива ведет не только к снижению качества служебной деятельности, но и к его деградации, к его полному развалу.

Поэтому важно в условиях реформы правоохранительной системы в современных условиях учитывать, что никакие знания, умения и навыки не могут быть гарантом предупреждения нарушения законности без профессионального отношения к праву, к правовым принципам и нормам, с одной стороны, и совершенствования таких моральных качеств юристов, как совесть, долг, честь, ответственность, достоинство — с другой.

2.2. Последствия профессионально нравственной деформации

Следственная деятельность способствует развитию и закреплению определенных профессионально важных качеств специалиста. Вместе с тем она имеет такие психологические особенности, которые могут привести к нежелательным изменениям в личности специалиста, отрицательно влияющим на его работу.

Информация о работе Нравственные основы деятельности следователя