Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 09:35, курсовая работа
Вопросы групповой преступности давно привлекали внимание ученых-правоведов. Однако особый интерес к проблемам деятельности преступных групп проявился в последнее десятилетие, что, несомненно, имеет под собой объективно существующие социально-политические и экономические причины. Групповая преступность в настоящее время занимает значительный удельный вес в общем числе совершаемых преступлений. Примерно каждое третье преступление совершается группой лиц, а определенные сложности в уголовно-правовой оценке подобных преступлений диктуют необходимость дальнейшего тщательного изучения указанной проблемы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ СОУЧАСТИЯ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
§ 1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
§ 2. Виды соучастия
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОУЧАСТНИКОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
§ 1. Основания и пределы ответственности соучастников
§ 2. Специальные вопросы ответственности соучастников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для индивидуализации вины в отношении каждого соучастника выясняется психическое отношение к исполненным им действиям в совместном преступлении, к его вкладу в причинение вредного последствия. В отношении каждого виновного должно быть установлено, что он сознавал, частью какого преступления становятся его действия; понимал их значение для причинения общих вредных последствий; желал достичь этих последствий вместе с остальными соучастниками либо заодно с ними, либо сознательно допускал наступления таких последствий.
Согласованность действий при соучастии достигается путем соглашения между совместно действующими лицами. Соглашение их чаще всего складывается в результате устного сговора. Однако, если, например, лицо, осведомленное о готовящемся разбойном нападении, молча передало исполнителю орудие преступления, а тот с пониманием исходящего от другого лица помощи принял содействие, налицо соучастие в разбое, где соглашение достигнуто без слов. В качестве средств согласования поступков соучастников могут быть признаны не только слова, но и символические действия - молчаливые способы передачи воли другому лицу.
Чаще при соучастии встречается прямой умысел, поскольку определить преступные действия двух или более лиц в единое целое, направить волю виновных на осуществление согласованных стремлений, вероятнее при совместном желании достичь общих преступных последствий. О типичности для соучастия прямого умысла говорит и то обстоятельство, что соучастие наиболее распространено при краже, грабеже, разбое и других формах хищения личного имущества и других преступлениях совершаемых только с прямым умыслом. Закон допускает также возможность привлечения к уголовной ответственности за соучастие в преступлении при косвенном умысле совместно действующих лиц[6].
Соучастие неизменно повышает опасность преступления. При соучастии могут быть более изощренные способы совершения преступлений и приемы сокрытия следов. При совместной преступной деятельности в конфликт с обществом сразу втягиваются несколько человек, чем усиливается моральный вред преступления. Таковы наиболее значимые особенности соучастия. Соучастие имеет и другие, не столь заметные, но не менее важные для характеристики общественной опасности данного явления черты. Соучастие неоднородно по вредности составляющих его действий и по опасности личности самих соучастников. Различны по опасности и действия соучастников. Поэтому признаки соучастия более рельефно выступают при анализе видов соучастников.
§ 2. Виды соучастия
Основной критерий подразделения соучастников на виды - это объективный показатель: характер действий соучастников и степень их участия в совершении преступления. Именно особенности деятельности каждого из виновных в ходе совершения преступления позволяет дать точную юридическую оценку каждой фигуре в соучастии, а в последующем правильно решить вопросы уголовной ответственности в ходе разрешения конкретного уголовного дела.
По характеру участия в преступлении закон различает: исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника. По степени участия соучастников можно делить на организаторов и иных соучастников, на главных и второстепенных участников, на руководителей, активных и рядовых участников преступления. Пункт "г" ст. 63 УК выделяет особо активных участников преступления. В юридической литературе выделяют также инициатора преступления, от которого исходит почин в совершении запрещенных уголовным законом деяний.
В соответствии с законом (ст. 67 УК) при назначении наказания соучастникам суд учитывает не только характер, но и степень фактического участия каждого из них в совершении преступления, значение этого участия для достижения цели преступления, его влияние на характер и размер причиненного или возможного вреда.[7]
Ст. 33 УК РФ раскрывает признаки каждого вида. Если одно лицо выполняет роли двух и более соучастников, то их необходимо выделить и рассмотреть по отдельности.
От вида соучастия, от функций соучастника зависит степень его участия в совместном преступлении, удельный вес его деяний в данном преступлении. (Неактивный на первый взгляд пособник может нанести и больший ущерб, чем исполнитель).
Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.[8]
Это наиболее распространённый вид соучастников. Это тот, кто выполнил (полностью или частично) деяние, предусмотренное ст. Особенной части, то есть целиком или частично осуществил внешнюю, объективную сторону совместного преступления.
Как исполнитель может выступать одно лицо, которое полностью совершает деяние, охватываемое объективными признаками конкретного состава преступления. Однако не исключена ситуация, когда одно преступление совершается совместными усилиями нескольких исполнителей (соисполнителей). В таком случае наряду с фактами, когда каждый из соисполнителей выполняет преступление в полном объеме (например, при убийстве каждый наносит раны, вызвавшие смерть потерпевшего), возможно и распределение ролей, когда каждый из соисполнителей выполняет объективную сторону деяния частично. Например, один субъект сковывает сопротивление жертвы, а второй наносит смертельные удары, однако оба учиняют эти действия с целью причинить смерть потерпевшему. В составах преступления, где закон перечисляет различные, но юридически равнозначные общественно опасные деяния, исполнителем признается лицо, которое совершило хотя бы одно из упомянутых в законе посягательств. Так, исполнителем преступления, предусмотренного ст. 247 УК, следует признать субъекта, который с нарушением правил изготовляет или хранит, транспортирует радиоактивные, бактериологические, химические вещества и отходы.
Исполнитель - важная фигура в соучастии. Его поведение влияет на юридическую оценку содеянного остальными соучастниками. Отсутствие исполнителя исключает соучастие в преступлении. По оконченности действий исполнителя определяется степень завершенности преступления, совершенного в соучастии.[9]
Действующее законодательство специально акцентирует внимание на том, что исполнение преступления охватывает не только непосредственное совершение преступления, но и посредственное причинение преступного последствия, когда в качестве орудия преступления используется другой человек, в силу закона не подлежащий уголовной ответственности из-за возраста, невменяемости или других обстоятельств.
Посредственное причинение заключается в том, что посредственный исполнитель использует для совершения преступления не свои, а только физические усилия другого лица. Здесь налицо своеобразное: совершение преступления чужими руками, когда в качестве инструмента выполнения используется другой человек. Иные элементы состава преступления остаются неизменными, по этой причине не будет посредственного причинения в случаях, когда состав требует специального субъекта, а лицо этими признаками не обладает. Например, не может быть посредственным причинителем преступления против государственной службы субъект, не наделенный должностными полномочиями. Посредственное причинение встречается в случаях, когда:
а) инструментом преступления выступает невменяемый или лицо, не достигшее возраста уголовной ответственности;
б) в отношении непосредственного причинителя использовано психическое или физическое насилие с целью заставить его действовать помимо воли и желания;
в) у фактического исполнителя, действующего невиновно, усматривается ошибка в основных элементах, образующих объективную сторону состава преступления, если посредственный причинитель вызвал такую ошибку или намеренно воспользовался ею.[10]
Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.[11]
Это наиболее опасный субъект соучастия. Он воздействует на сознание и волю других соучастников, направляет их. Организатором будет лицо, которое либо объединило др. лиц для совершения преступления (подбирало соучастников, вовлекало их в преступную деятельность, обучало приёмам совершения посягательств), либо руководило ранее объединёнными соучастниками (распределяло между ними обязанности). Организатор может выполнять свою роль, оставаясь в стороне от процесса исполнения посягательства. Но это скорее исключение, чем правило.
Из вышеприведённого видно, что роль организатора сходна с ролью подстрекателя. Но организатор в отличие от подстрекателя не ограничивается только склонением к преступлению других его участников. Планируя преступление, распределяя роли его участников и руководя их действиями, организатор создаёт уверенность в благополучном исходе преступления в целом. Фигура организатора стоит над процессом совершения преступления от начала и до конца, а его деятельность связана хотя бы с примитивным планированием процесса подготовки, совершения преступления и сокрытия его следов.
В организованном преступлении всегда должен быть организатор. Если его не установить, то его ответственность ляжет на плечи других соучастников.
Это были объективные признаки, а субъективные признаки роли организатора следующие: им может быть лицо, которое сознавало свою организационную роль в совместном преступлении, знало характер совершаемых под его руководством посягательств, предвидело и желало наступления общих для всех соучастников преступных последствий. Умысел его всегда прямой. Так как он знает о характере тех действий, которые будут выполняться каждым соучастником, знает о составе преступной деятельности и поэтому имеет возможность направлять и корректировать деятельность всех соучастников для достижения заранее известного преступного результата.
Главным в деятельности организатора является то, что он объединяет усилия других соучастников, направляет их преступную деятельность, начиная от стадии подготовки до непосредственного выполнения преступления[12].
Закон предусматривает три вида общественно опасного поведения:
а) организацию конкретного преступления;
б) руководство его совершением;
в) создание организованной группы или преступного сообщества либо руководство ими.
Для признания субъекта организатором достаточно установить, что лицо виновно в совершении любого из перечисленных действий.
Под организатором преступления понимается лицо, основавшее преступное посягательство. От него исходит замысел на совершение посягательства, он намечает общие контуры его выполнения, подбирает и готовит соучастников, обеспечивает их планами, орудиями и средствами совершения преступления и т.п. Организатор создает устойчивую преступную группу или преступное сообщество, руководит ими.
Следует учитывать, что организаторские действия могут носить многоуровневый характер. Данный тип опасного поведения проявляется в ситуациях, когда в ходе совершения преступления самые общие указания исходят от одного организатора, нередко заглавной фигуры в преступлении, а затем они, уже на более конкретном уровне, детализируются другими организаторами.
Под руководителем преступления следует понимать лицо, которое возглавляет преступное посягательство в ходе его реализации. Руководство предполагает деятельность в ходе уже начавшегося (начатого) преступления. Конкретно руководство может выразиться в распределении обязанностей между соучастниками, контроле за их выполнением, даче указаний в ходе посягательства и т.п. Руководитель преступления может вместе с исполнителем совершать преступление либо лишь содействовать наступлению преступного результата. Более того, руководить преступлением можно и не находясь в месте его совершения (по рации, телефону, через связников, по переписке и т.п.). Руководство может проявляться и в направлении деятельности организованной группы или преступного сообщества.
От всех других соучастников организатор отличается тем, что он объединяет, направляет, контролирует преступные действия других соучастников либо группы. Организатор, руководитель - главные фигуры в преступлении.
С субъективной стороны действия организатора предполагают только прямой умысел, который включает:
а) сознание, что он объединяет либо направляет усилия других соучастников или организованной группы либо сообщества на совершение преступления;
б) сознание, какое конкретно преступление совершается соучастниками;
в) предвидение общественно опасного преступного последствия (последствий);
г) желание их наступления.
Личные цели организатора преступления могут не совпадать с целями прямого исполнителя. Так, субъект, организующий кражу, может действовать не по корыстным побуждениям, а преследуя цель мести. Тем не менее, организатор отвечает за все, что совершено другими соучастниками во исполнение задуманного и организованного им преступления.
Если организатор непосредственно участвовал в совершении преступления совместно с другими исполнителями, содеянное им квалифицируется непосредственно по статье, предусматривающей ответственность за совершенное преступление. В других случаях действия организатора или руководителя преступления следует квалифицировать не
только по статье особенной части Уголовного кодекса, но и по ст. 33 УК.[13]
Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.[14]
Это самая незаметная фигура среди соучастников – "закулисный соучастник"[15].
Вина подстрекателя всегда в форме умысла, то есть он сознает характер преступления, к совершению которого склоняет другое лицо, предвидит, желает или сознательно допускает наступление преступных последствий. Подстрекатель сознательно вовлекает другого человека в преступление известное подстрекателю. Не будет подстрекательством призыв к совершению действия, которое не может являться преступлением. Для подстрекательства характерен прямой умысел, но возможны ситуации, где подстрекательство с косвенным умыслом. Это возможно, когда подстрекатель склоняет исполнителя к совершению ряда действий, предвидя общественную опасность последствия, сознательно допускает возможность их наступления. Например, произвести выстрел в толпе[16].
Информация о работе Виды соучастников и особенности их ответственности в российском уголовном праве