Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 01:02, курсовая работа
Характеристика стадий преступления: приготовление к нему, покушение на преступление и оконченное преступление, а также добровольный отказ от преступной деятельности. Основания уголовной ответственности за приготовление к преступлению и покушению на преступление, их наказание.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………2
ГЛАВА Ι ПОНЯТИЕ СТАДИИ СОВЕРШЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ИХ ВИДЫ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА ΙΙ ПРИГОТОВЛЕНИЕ К ПРЕСТУПЛЕНИЮ……………………5
2.1 Признаки приготовления к преступлению
2.2 Условия и приделы уголовной ответственности
ГЛАВА ΙΙΙ ПОКУШЕНИЕ НА ПРЕСТУПЛЕНИЕ………………………..8
3.1 Признаки покушения на преступление
3.2 Виды покушения на преступление
ГЛАВА ΙV ОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ……………………………13
ГЛАВА V ОСНОВАНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИГОТОВЛЕНИЕ И ПОКУШЕНИЯ И ИХ НАКАЗУЕМОСТЬ…………15
ГЛАВА VΙ ДОБРОВОЛЬНЫЙ ОТКАЗ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ…………..18
6.1 Признаки добровольного отказа
6.2 Отличие добровольного отказа от деятельного раскаяния
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
− в отличие от приготовления к преступлению при покушении субъект оказывает непосредственное воздействие на объект совершаемого престу- пления. Например, преступник повалил жертву на землю и пытался соверши- ть изнасилование, но по физиологическим причинам ему это не удалось. В этом случае половая неприкосновенность и половая свобода потерпевшей находилась в реальной опасности; 10
− при покушении в отличие от приготовления виновное лицо совершает действие (бездействие), непосредственно направленное на совершение прес- тупления. Это означает, что оно начинает или продолжает выполнение объективной стороны преступления. Например, субъект, похитив сумку с вещами, скрылся от потерпевшего, но тем не менее был задержан.
От оконченного преступления покушение
отличается лишь одним приз- наком – отсутствием
общественно опасного последствия. Определение
того, завершено ли деяние, зависит
от специфики объективной стороны
совер- шаемого преступления. При покушении
на преступление с материальным
составом отсутствует предусмотренный
уголовно-правовой нормой преступ- ный
результат. Покушение на преступление
с формальным составом характе- ризуется
неполным выполнением объективной стороны
преступления.11
3.2 Виды
покушения на преступление
Виды покушения классифицируются по различным основаниям. По степени реализации умысла покушение делится на неоконченное и окон- ченное.
Неоконченное покушение имеет место в случаях, когда виновный не совершил всех действий, которые считал необходимыми для достижения своей цели, по не зависящим от него обстоятельствам. При оконченном покушении лицо совершает все действия (бездействие), необходимые, по его мнению, для достижения цели, но преступный результат не наступает по не зависящим от этого лица обстоятельствам.12
Оконченное покушение в свою очередь подразделяется на:
− покушение на негодный объект;
− покушение с негодными средствами.
Покушение на негодный (ненадлежащий) объект имеет место в случаях осуществления посягательства на объект, которому не может быть причинен вред по причине:
— отсутствия в предмете свойств объекта, на который посягает лицо (похищение денег, оказавшихся фальшивыми);
— отсутствия предмета преступления (попытка совершить кражу из хранилища, оказавшегося пустым);
— отсутствия как предмета, так и объекта преступления (выстрел, сделанный в труп, по ошибке принятый за живого человека).
Покушение с негодными средствами - представляет собой попытку совершить преступление с помощью таких средств и орудий, которые объективно в данном конкретном случае не могут причинить вреда (факти- ческая ошибка в средствах совершения преступления). При этом имеется умысел на совершение преступления, однако преступление не может быть окончено в силу того, что примененные средства не способны здесь и сейчас привести к осуществлению преступного деяния.13
Так, покушением с негодными средствами следует признать попытку лица убить потерпевшего из ружья, которое оказалось неисправным, или попытку отравить порошком, ошибочно принимаемым виновным за яд. Таким образом, при негодном покушении имеет место попытка реализации престу- пного умысла, действия виновного направлены на достижение преступного результата, однако последний не наступает по не зависящим от лица об- стоятельствам (вследствие фактической ошибки). Поэтому негодное покуше- ние надлежит квалифицировать как покушение на то преступление, совер- шить которое намеревался виновный.
Ответственность за покушения различных видов (в том числе негодные) законом не дифференцируется, но при соблюдении всех требований статей 60 и 66 УК РФ ответственность может индивидуализироваться судом при назначении наказания с учетом указанных в этих статьях обстоятельств.
Таким образом, покушение на преступление
представляет собой умыш- ленное деяние,
превращающее, но еще не превратившее
в действительность желаемый преступный
результат. А объективная сторона покушения
на преступление отличается от объективной
стороны приготовления к престу- плению
следующим: деяние лица непосредственно
угрожает объекту преступления и выполняет
часть объективной стороны оконченного
преступ- ления. В отличие от объективной
стороны оконченного преступления деяние
(действие или бездействие), образующее
объективную сторону покушения на преступление,
пресекается обстоятельствами, не зависящими
от воли винов- ного. Поэтому незавершенность
деяния в силу указанных обстоятельств
при покушении является основным признаком,
отличающим его от оконченного преступления.
ГЛАВА
ΙV ОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Преступление признается оконченным, если в совершенном деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного дейст- вующим Уголовным кодексом (ч. 1 ст. 29 УК РФ).
Анализируя момент окончания того или иного преступления, необходимо заострить внимание на особенности правовой конструкции соответствую- щего состава преступления, в зависимости от которой наука уголовного права различает преступления с формальными и материальными составами.
Совершение преступления, имеющего материальный состав, следует считать оконченным при наступлении последствий, предусмотренных соот- ветствующей статьей Особенной части УК РФ, например: смерть – при убийстве (ст. 105 УК РФ).14
При совершении преступлений, имеющих формальный состав, общест- венную опасность представляют сами действия (бездействие), независимо от наступления последствий. Это означает, что преступление с формальным составом считается оконченным с момента совершения всех действий (без- действия), образующих объективную сторону соответствующего состава преступления. Например, преступление, предусмотренное ст. 125 УК РФ (оставление в опасности), следует считать оконченным с момента остав- ления потерпевшего в опасности, независимо от наступления последствий.15
Характерно, что для квалификации преступления с формальным составом не требуется наступления конкретных вредных последствий, которые в неко- торых случаях не поддаются фиксации и измерению (например, мера обиды потерпевшего от оскорбления) и т.п.
В качестве разновидности формального состава преступления в науке уголо- вного права выделяют и так называемый усеченный состав. Момент оконча- ния преступлений с усеченным составом совпадает с моментом совершения первых действий, направленных на достижение преступных целей.16
Имеющими конструкцию усеченного состава условно можно назвать такие преступления, как бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), разбой. Однако выделение в качестве самостояте- льного вида такого состава, как усеченный, имеет конечно же, больше теоретическое значение и не играет роли при квалификации деяния.
Для уяснения признаков оконченного преступления, а также отграничения этой стадии от покушения имеет значение содержание не только объектив- ной, но и субъективной стороны состава преступления, предусмотренного Особенной частью Кодекса.
1. Для субъективной стороны стадии оконченного преступления необ- ходимо только осуществление преступного намерения (реализация умысла), а не достижение цели, которой руководствовался виновный. Это положение распространяется и на преступления, в составе которых цель преступления является обязательным признаком (например, убийство с целью скрыть дру- гое преступление). Преступность деяния обусловлена наличием указанной в законе цели, а не ее достижением.
2. Точно так же для стадии оконченного преступления не имеет значения осуществление злоумышленником задуманного им плана, который выходит за пределы состава преступления.17
В итоге, можно сказать что,
преступление будет признаваться окон-
ченным, когда на лицо все четыре элемента
состава преступления (объект, объективная
сторона, субъект, субъективная сторона).
ГЛАВА V ОСНОВАНИЯ
УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИГОТОВЛЕНИЕ
И ПОКУШЕНИЯ И ИХ НАКАЗУЕМОСТЬ
Действующий УК единственным основанием уголовной ответственности признает совершение деяния, содержащего все признаки состава преступ- ления, предусмотренного данным Кодексом (ст. 8).
Это положение равным образом относится как к оконченному, так и неоконченному преступлению. Таким образом, основанием ответственности за неоконченную преступную деятельность (приготовление к преступлению и покушение на него) является деяние, содержащее признаки неоконченного состава преступления. Поскольку закон, говоря об общем основании ответ- ственности, указывает на наличие всех признаков состава, юридическим обоснованием ответственности за приготовление и покушение является прямое указание закона на то, что она наступает за неоконченное преступление по статье Кодекса, предусматривающей ответственность за оконченное прес- тупление со ссылкой на ст. 30 УК. Незавершенное преступное посягате- льство отличается от завершенного лишь неполным выполнением объектив- ной стороны и частичной реализацией умысла. Важным для практики являет- ся предписание закона относительно обязательной ссылки на ст. 30. Так, действия лица, совершившего покушение на кражу чужого имущества, сле- дует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и ч 1 ст. 158 УК.18
Ответственность за приготовление и покушение имеет и значительное сходство, и существенные различия. Последние сводятся, главным образом, как уже было сказано, к различному решению законодателем вопроса об уголовной ответственности: приготовление влечет ответственность лишь при подготовке тяжких и особо тяжких преступлений, в отношении покушения таких ограничений в законе нет.
Что касается наказуемости приготовления и покушения, то, признав необходимым применить уголовное наказание, суд руководствуется прежде всего общими началами его назначения (ст. 60). Вместе с тем УК содержит специальные предписания о назначении наказания за неоконченное преступ- ление (ст. 66) Во-первых, суд должен учесть обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца. Это указание означает, в частно- сти, выяснение вопроса о том, не имел ли место в данном случае добровольный отказ от завершения преступления. Кроме того, должно быть установ- лено, прервано ли преступление вследствие непригодности средств или орудий его совершения либо пресечения действий виновного работниками правоприменительных органов или других лиц, вследствие отпора со сторо- ны потерпевшего или вследствие случайных обстоятельств Выяснение причин позволяет суду определить степень стойкости и упорства лица при совершении преступления.19
В законе предусмотрено, что срок и размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать половины максимального срока и разме- ра наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК за оконченное преступление (ч. 2 ст. 66), Применительно к покушению на преступление УК устанавливает, что срок и размер наказания за его совершение не может превышать трех четвертей срока и размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного статьей за оконченное преступление (ч 3 ст. 66).20
Наконец, закон однозначно решает вопрос о высшей мере наказания: за приготовление к преступлению и покушение на его совершение смертная казнь и пожизненное лишение свободы не назначаются (ч. 4 ст. 66 УК).
Эти положения закона вполне обоснованны. Меньший размер наказания за приготовление и покушение определяется незавершенностью преступления, свидетельствующей, как правило, о меньшей опасности сравнительно с окон- ченным преступлением. Правомерно и то, что покушение должно наказы- ваться более строго, чем приготовление. В законе нет указания на необходи- мость учета вида покушения на преступления, хотя такое положение было бы целесообразным. Оконченное покушение, наиболее близкое к завершенному преступлению, как правило, должно влечь более строгое наказание, чем по- кушение неоконченное.
В итоге, основанием уголовной ответственности
признаются совершенные деяния, содержащие
все признаки состава преступления. Прежде
всего, согласно ч. 1 ст. 66 УК, при назначении
наказания за неоконченное преступ- ление
учитываются обстоятельства, в силу которых
преступление не было доведено до конца.