СПЕЦИФИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 12:00, дипломная работа

Краткое описание

Положение ребенка в обществе является одной из самых су­щественных граней комплексной системы прав и свобод человека, поддерживаемой на международном уровне и развиваемой в на­правлении установления единых стандартов ее обеспечения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕНИХ……….6
1.1. История развития уголовного законодательства об
ответственности несовершеннолетних………………………………………….6
1.2. Международно-правовые акты об
ответственности несовершеннолетних…………………………………………11
1.3. Современное законодательство России об
ответственности несовершеннолетних…………………………………………19

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ………………………………..24
2.1. Сущность, цели и принципы наказания несовершеннолетних…………..24
2.2. Система наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних...28
2.3. Особенности назначения наказания лицам, совершившим
преступление в возрасте до 18 лет……………………………………………...39
2.4. Иные меры уголовной ответственности, применяемые
к несовершеннолетним………………………………………………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
Список использованных источников………………………………….……….61

Содержимое работы - 1 файл

ПацДиплом_-_УО_несовершеннолетних_новый.doc

— 292.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. вполне обоснованно отменил закон от 7 апреля 1935г., установив две более высокие возрастные границы уго­ловной ответственности. Общее правило было таковым: уголовной ответственности могут быть привлече­ны только те несовершеннолетние, которым до момен­та совершения преступления исполнилось 16 лет. И лишь за отдельные вышеперечисленные преступления уголовной ответственности подлежали подростки мень­шего возраста — с 14 лет. Позднее в перечень пре­ступлений, за совершение которых уголовная ответ­ственность наступала с 14-летнего возраста, были вклю­чены следующие виды опасных преступных деяний: по­хищение человека (ст. 125¹), особо злостное хулиганство (ч. 3 ст. 206), хищение огнестрельного ору­жия, боевых припасов или взрывчатых веществ (ст. 218¹), хищение наркотических веществ (с. 224¹), мошенни­чество (ст.147), вымогательство (ст. 148), хищение пред­метов, имеющих особую ценность (ст. 1472), неправо­мерное завладение транспортным средством (ст. 148¹), терроризм (ст. 2133}, заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 2134).

Кодекс предусматривал ряд специальных указаний по поводу применения уголовного наказания к несо­вершеннолетним. Так, лица, не достигшие до совер­шения преступления 18-летнего возраста, не могли быть приговорены к смертной казни (ч. 2 ст. 23 УК); при назначении наказания такому лицу срок лишения сво­боды не мог превышать десяти лет (ч. 3 ст. 24 УА); при установлении судом, что исправление лица, совершив­шего в возрасте до 18 лет преступление, не представ­ляющее большой общественной опасности, возмож­но без применения уголовного наказания, он мог при­менять к такому лицу принудительные меры воспита­тельного характера, не являющиеся уголовным наказанием (ч. 3 ст. 10, ст. 63 УК); при наличии назван­ных условий несовершеннолетний мог быть освобож­ден от уголовной ответственности органом дознания, следователем с направлением материалов в комиссию по делам несовершеннолетних для рассмотрения воп­роса о применении к нему принудительных мер воспи­тательного характера (ч. 4 ст. 10 УК). Предусматрива­лись также широкие возможности использования ус­ловного осуждения (ст. 44 УК), отсрочки исполнения приговора (с. 46¹ УК), передачи несовершеннолетних на поруки (ст. 52 УК).

 

1.2.Международно-правовые акты об ответственности несовершеннолетних

 

Ребенок становится предметом внимания международного пра­ва еще с давних времен. Но на XX век приходится наибольшее ко­личество международных актов, непосредственно посвященных за­щите его прав. В принятой в 1924 г. Женевской декларации прав ребенка подчеркивалась необходимость специальной охраны ре­бенка ввиду его физической и умственной незрелости.

20 ноября 1959 г. Декларацию прав ребенка принимает Гене­ральная Ассамблея ООН, в которой уже с учетом принципов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., вновь подчеркивается, что ребенок должен при всех обсто­ятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. В Декларации провозглашена необходимость всемерной защиты всех прав ребенка, которые ему принадлежат наряду с правами, предоставленными взрослому человеку[6].

Продолжением линии на всемерную защиту прав ребенка на международном уровне явилась Конвенция о правах ребенка, при­нятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., представ­ляющая комплексный подход к охране прав ребенка, в том числе и к защите его от различного воздействия негативного характера, в частности:

• от незаконного употребления наркотических средств и пси­хотропных веществ;

• от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

• от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любо­му аспекту благосостояния ребенка[7].

Наряду с провозглашением защиты ребенка от негативного влияния Конвенция обязывает государства принимать все необхо­димые меры для предотвращения:

• склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;

• использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной деятельности;

• обращения с такими детьми без использования судебного разбирательства;

• лишение свободы как вид наказания может применяться к детям лишь в крайних случаях и в течение как можно более корот­кого времени.

Самостоятельное место в Конвенции занимают поло­жения, регламентирующие отношение к ребенку в тех случаях, когда он становится правонарушителем, в том числе и преступни­ком. При этом подчеркивается, что:

• ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;

• лицам, совершившим преступления моложе 18 лет, не мо­гут быть назначены ни смертная казнь, ни пожизненное тюрем­ное заключение, не предусматривающее возможности освобож­дения;

• ни один ребенок не должен быть лишен свободы незакон­ным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и использу­ются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени[8].

В случае лишения ребенка свободы он должен:

• пользоваться гуманным обращением и уважением неотъем­лемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста;

• быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует;

• иметь право поддерживать связь со своей семьей путем пе­реписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;

• иметь право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи, а также право оспаривать закон­ность лишения его свободы перед судом или другим компетент­ным, независимым и беспристрастным органом и право на безотла­гательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.

В указанной Конвенции также предусмотрены про­цессуальные гарантии защиты прав ребенка, который считается нарушившим уголовное законодательство. К таким гарантиям относятся, в частности: презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону; незамедлительное и непос­редственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей и законных опеку­нов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты; безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетен­тным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с зако­ном в присутствии адвоката или другого соответствующего лица и целый ряд других[9].

Конвенция ориентирует государства на принятие специаль­ных законов, проведение процедур, создание специальных органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, ко­торые считаются нарушившими уголовное законодательство, обви­няются или признаются виновными в его нарушении, в том числе на установление минимального возраста, ниже которого дети счи­таются неспособными нарушить уголовное законодательство, на принятие мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий. Обращено также внимание на не­обходимость проведения различных мероприятий, альтернативных по своему характеру мероприятиям, осуществляемым в рамках исправительных учреждений. К таким мероприятиям Конвенция относит уход, опеку и надзор, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, обучение и профессиональную подготовку и другие формы, которые бы соответствовали благосос­тоянию ребенка, его положению и характеру совершенного им преступления.

Анализ указанных положений Конвенции ООН о правах ре­бенка применительно к вопросам, регулируемым уголовным пра­вом, и, в частности, касающимся его уголовной ответственности, свидетельствует, прежде всего, о следующем:

• общепризнанным максимальным возрастом ребенка, нужда­ющегося в особой правовой защите, является 18 лет;

• установление минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство, является прерогативой каждого государства;

• в случаях нарушения уголовного законодательства государ­ства должны стремиться к принятию мер обращения с такими детьми без использования судебного разбирательства;

• лишение свободы как вид наказания может применяться к детям лишь в крайних случаях и в течение как можно более корот­кого времени;

• в случае применения к ребенку наказания в виде лишения свободы он должен пользоваться гуманным обращением и уваже­нием неотъемлемого достоинства его личности с учетом потреб­ностей его возраста[10].

Указанные положения получили свое развитие в таком фунда­ментальном международном документе, как Минимальные стан­дартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пе­кинские правила), принятые 29 ноября 1985 г. В них еще более четко отражена идея об обеспечении особенностей в вопросах ответственности несовершеннолетних за совершенные правонару­шения. В п. «а» ст. 2.2 указанных Правил отмечено, что несовер­шеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отлича­ется от формы ответственности, применимой к взрослому.

Большое внимание в Правилах уделено вопросу о возрасте уголовной ответственности. В ст. 4.1, в частности, указывается, что в правовых системах, в которых признается понятие возраста уго­ловной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.

Из комментария к этой статье вытекают следующие позиции:

• минимальные пределы возраста уголовной ответственности различны, поскольку зависят от исторических и культурных осо­бенностей развития государства, общества;

• установление минимальных пределов возраста уголовной ответственности базируется на определении способности ребенка осознавать, что его поведение является антиобщественным, и пере­нести моральное и психологическое воздействие уголовной ответ­ственности;

• установление возрастного предела в таких случаях на слиш­ком низком уровне или вообще неустановление такого предела исключает смысл уголовной ответственности, ее понятие становит­ся бессмысленным;

• установление возраста уголовной ответственности должно осуществляться во взаимосвязи с установлением возраста, опре­деляющего общий правовой статус ребенка, когда на него уже можно возлагать определенные обязанности (гражданское совер­шеннолетие);

• необходимо стремиться для установления разумного низ­шего возрастного предела, который мог бы применяться в между­народном масштабе[11].

Получили дальнейшее развитие в Пекинских правилах и по­ложения, касающиеся применения мер воздействия на несовер­шеннолетних в случаях совершения ими преступлений.

С момента совершения преступления несовершеннолетний попадает под воздействие органа, призванного обеспечить рассле­дование по уголовному делу (первоначальный контакт). На этой стадии возможны любые формы обращения с несовершеннолет­ним, в том числе и его задержание. Предусматривая целый ряд осо­бенностей процессуального характера, Правила обращают внима­ние на то, что контакты между органами по обеспечению правопо­рядка и несовершеннолетним должны быть такими, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетних, содействовать их благо получию и избегать причинения им ущерба. При этом термин «избегать причинения ущерба» предлагается толковать широко: как причинение прежде всего наименьшего ущерба, а также любого дополнительного или излишнего ущерба, что особенно важно именно при первоначальном контакте, от которого зависит успех любого дальнейшего вмешательства в судьбу несовершеннолетне­го. Подчеркивается также важность сострадания и мягкого, но вместе с тем требовательного подхода.

В рамках первоначального контакта важное значение имеет ре­комендация, содержащаяся в ст. 11 Пекинских правил, о стремлении не доводить дело о преступлении, совершенном несовершеннолет­ним, до официального разбирательства (например, судом), а старать­ся по возможности его прекратить с передачей в соответствующие службы, как правило, общественные, занимающиеся несовершенно­летними. Такая практика призвана ограничить негативные послед­ствия процедуры отправления правосудия в отношении несовершен­нолетних. При этом в комментариях к указанным положениям отмечается, что прекращение дела не должно ограничиваться лишь мелкими делами, и поэтому оно может быть важным средством. Для тех случаев, когда уголовное дело в отношении несовер­шеннолетнего не было прекращено, и встал вопрос о выборе судом соответствующих мер воздействия, Пекинские правила подтвер­ждают закрепленные ранее принципы и подходы. В ст. 17 Правил, посвященной руководящим принципам вынесения судебного ре­шения и выбору мер воздействия, указывается, что:

• меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не толь­ко с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положе­нием и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребнос­тями общества;

Информация о работе СПЕЦИФИКА УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ