Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:41, курсовая работа
Так как, чаще всего, соучастие проявляется в форме организованной группы, степень актуальности данной темы на современном этапе развития российского общества достаточно высока. В первую очередь это связано с быстрыми темпами роста организованной преступности, которая проникает во все сферы жизни государства. Современное состояние организованной преступности является отражением результата воздействия криминогенных факторов на комплекс экономических, социальных, политических, культурных сфер российского общества.
Введение
1. Понятие и признаки соучастия
2. Виды соучастия в преступления
3. Формы соучастия
4. Ответственность соучастников
Заключение
Список использованной литературы
22
Содержание:
Введение
1. Понятие и признаки соучастия
2. Виды соучастия в преступления
3. Формы соучастия
4. Ответственность соучастников
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В своей работе я рассмотрю такую тему из курса уголовного права, как соучастие в преступлении.
Так как, чаще всего, соучастие проявляется в форме организованной группы, степень актуальности данной темы на современном этапе развития российского общества достаточно высока. В первую очередь это связано с быстрыми темпами роста организованной преступности, которая проникает во все сферы жизни государства. Современное состояние организованной преступности является отражением результата воздействия криминогенных факторов на комплекс экономических, социальных, политических, культурных сфер российского общества.
Современная организованная преступность представляет собой сложную криминальную систему организованных преступных групп и преступных сообществ, осуществляющих свою социально опасную деятельность, отличающуюся высокой степенью вреда для всего российского государства[1].
1. Понятие и признаки соучастия в преступлении
Любая деятельность человека может осуществляться и единолично и совместно с другими людьми.
Совершение преступления совместно с другими людьми в российском уголовном законодательстве охватывается понятием “соучастие в преступлении”.
Совершение преступлений в соучастии всегда представляет повышенную опасность. Группа лиц тщательно продумывает, готовит деяние, распределяются роли, каждый выполняет свои функции, то что, безусловно, не может совершить один человек. В свою очередь облегчение совершения преступления толкает группу на совершение преступлений более дерзких и соответственно более тяжких.
По уголовному законодательству соучастием в преступлении признается «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления» (ст. 32 УК).
В данном определении прямо указывается что преступлением, попадающим под эту категорию, является умышленное участие в умышленном преступлении. Невозможно совершить неосторожное соучастие в преступлении, как в умышленном, так и в неосторожном.
В совершении преступления совместно участниками должны так же учитываться объективные и субъективные признаки участия.
Объективными признаками являются:
а) фактическое участие в совершении преступления двух и более лиц - это означает, что каждое из этих лиц должно быть субъектом преступления, то есть достичь возраста уголовной ответственности ко времени совершения преступления (ст.20 УК РФ) и быть вменяемым в момент его совершения (ст.21 УК РФ);
б) совместность участия двух или более лиц в совершении преступления– это достижение преступного результата общими усилиями соучастников. Указанный признак означает, во-первых, разделение функций соучастников в процессе совершения преступления, во-вторых, наличие общего для всех соучастников преступного результата и, в-третьих, наличие причинной связи между действиями каждого из соучастников и общим преступным результатом.
в) участие двух и более лиц в совершении одного и того же преступления – данный признак характеризуется единством преступления: единством объекта преступления, единством формы вины, единством посягательства[2].
При характеристике объективной стороны соучастия в преступлении неизбежно возникает вопрос о причинной связи. Причинная зависимость между деянием каждого соучастника и общим для соучастия преступным результатом характерный признак совместности совершения преступления. Правильно квалифицировать соединенные общественно опасные действия двух и более лиц, установить пределы ответственности каждого соучастника невозможно без определения границ соучастия, без выяснения тех объективных и субъективных пределов, где кончается совместная преступная деятельность. Причинность позволяет ограничить ответственность соучастников пределами фактически причиняемых ими общественно опасных последствий. Наступивший преступный результат может в различной степени обусловливаться действиями каждого из соучастников. На это прямо указывает уголовный закон, устанавливая, что ответственность соучастников определяется степенью фактического участия в совершении преступления (часть 1 статьи 34 УК РФ).
Однако тремя названными объективными признаками не исчерпывается содержание понятия “соучастие в преступлении”. Не менее важное значение для отграничения этой формы проявления преступного поведения от смежных форм индивидуально совершаемых преступлений (прикосновенности к преступлению, так называемого посредственного исполнения преступления, простого стечения нескольких лиц при совершении преступления) имеют субъективные признаки соучастия в преступлении.
К субъективным признакам относятся:
а) умышленное совместное участие - то есть, во-первых, осознание каждым соучастником общественно опасного характера своего собственного поведения и общественно опасного поведения других соучастников; во-вторых, предвидение преступного результата от совместных усилий; в-третьих, желание или сознательное допущение того, что этот результат будет достигнут именно путем сложения усилий всех соучастников[3].
б) совместность умысла соучастников – данный признак предполагает наличие психической связи между соучастниками и единства намерений на совершение преступления[4]. Для соучастия обязательным является наличие двусторонней субъективной связи, которая может выражаться только в знании соучастниками о намерении двух или более лиц совершить определенное преступление совместно и в осознании характера совершаемых преступных действий. Единство намерений означает знание каждым соучастником о действиях друг друга как о вкладе в совместную преступную деятельность. Отсутствие такого намерения исключает совместность умысла, а соответственно и соучастие в преступлении.
Названные два субъективных признака соучастия в преступлении, то есть взаимная осведомленность и согласованность в указанном понимании, непосредственно и однозначно вытекают из закона (статьи 25, 32 УК) и предопределяются своеобразием причиняющего фактора при каждой конкретной форме проявления такой преступной деятельности.
2. Виды соучастия
В уголовном законе понятие “вид соучастия” не употребляется, хотя в литературе под ним традиционно понимается те или иные группы лиц, объединившихся для совершения отдельных преступлений или же для систематического занятия преступной деятельностью. Вопрос о классификации соучастия и ее критериях в работах, посвященных проблеме соучастия, до сих пор остается дискуссионным. Этому в определенной мере способствовало и то обстоятельство, что уголовное законодательство до недавнего времени те или иные виды разновидности соучастия называло лишь в статьях Особенной части и не давало их определения в Общей части[5]. Только в 1994г. в УК РСФСР 1960г. было внесено дополнение, предусматривающее понятие группы лиц по предварительному сговору и организованной группы (ст. 17 УК РСФСР). Уголовный кодекс 1996 года , наряду с ними, определил понятия группы лиц и преступного сообщества (ст. 35 УК РФ).
На данный момент теоретики уголовного права не пришли к единому мнению относительно того, что же следует признавать формами соучастия, а что следует называть видами соучастия в преступлении.
Например, М.И. Ковалев, подчеркивая, что соучастие имеет внутреннюю и внешнюю стороны, он считает нужным проводить классификацию на основании этих различных сторон, образующих основу соучастия. При этом ту классификацию, которая основана на внутренней связи между участниками преступления, М.И. Ковалев относит к видам соучастия, а классификацию, вытекающую из учета различного характера деятельности отдельных соучастников преступления к формам. Исходя из этих критериев, М.И. Ковалев различает два вида соучастия: соучастие без предварительного соглашения и соучастие с предварительным соглашением. Этот последний вид он считает нужным разделить еще на два вида: простое соучастие с предварительным соглашением и соучастие с предварительным соглашением носящее характер преступной организации. Формами соучастия, по М.И. Ковалеву, должны считаться два различных характера преступной деятельности: соисполнительство и соучастие в тесном смысле слова.
По мнению С.А. Денисова в теории и на практике существует два основания для деления соучастия преступления на виды. В-первых, по характеру выполнения соучастниками объективной стороны совершаемого преступления. И, во-вторых, по наличию или отсутствию между ними предварительного соглашения (сговора) на совершение преступления.
Наиболее распространенное в уголовно-правовой науке является деление видов соучастия на простое и сложное. Основанием для такого деления является характер выполняемых соучастниками функций при совершении преступления.
1) простое соучастие (оно же называется соучастием без разделения ролей или соисполнительством) - простое соучастие имеет место тогда, когда каждый из участников преступления выполняет своими действиями объективную сторону совершаемого преступления. Например, два лица избивают потерпевшего, причиняя вред его здоровью определенной степени тяжести. В данном случае налицо соисполнительство, так как действия обоих соучастников взаимообусловлены и направлены непосредственно на достижение единого преступного результата. При этом необходимо учитывать, что действия соисполнителей происходят одновременно и находятся в прямой зависимости друг от друга. Простое соучастие (соисполнительство) не требует дополнительной квалификации по ст. 33 УК РФ, а прямо квалифицируется по соответствующей статье Особенной части УК, устанавливающей ответственность за совершенное преступление.
2) сложное соучастие (соучастие с разделением ролей или соучастие в тесном смысле слова) – оно имеет место, когда между отдельными соучастниками преступления распределяются роли исполнителя, организатора, подстрекателя и пособника. При этом соучастие признается сложным, когда помимо исполнителя в совместном совершении преступления участвует хотя бы одно лицо, выполнившее роль организатора, подстрекателя или пособника[6]. Действия соучастников, не являющихся исполнителями преступления при сложном соучастии квалифицируются по соответствующим статьям Особенной части УК, предусматривающим ответственность за данное преступление, с обязательной ссылкой на ст. 33 УК РФ, определяющей виды соучастников.
Деление соучастия на простое и сложное отражается в квалификации преступления. В случаях простого соучастия содеянное исполнителями (соисполнителями), вписывается в рамки объективной стороны деяния, предусмотренного Особенной частью УК, квалифицируется прямо по соответствующей статье (части статьи) Особенной части УК, то есть без ссылки на ст. 33 Общей его части. В случаях же сложного соучастия содеянное исполнителем (соисполнителями) на основании также квалифицируется прямо по соответствующей статье (части статьи), предусмотренной Особенной частью УК, а содеянное иными соучастниками (подстрекателем, пособником или организатором), как правило, - по той же статье Особенной части УК, но с обязательной ссылкой на ст. 33.
3. Формы соучастия
Исследователи берут за основу классификации соучастия на формы различные признаки: одни – характер субъективной связи между соучастниками, другие – характер объективной связи между ними, третьи – оба этих признака.
Так, исходя из субъективного критерия, А.А. Пионтковский выделяет две формы соучастия: соучастие без предварительного соглашения; соучастие с предварительным соглашением, которое может быть простым соучастием с предварительным соглашением, организованной группой, преступным сообществом[7].
П.Ф. Тельнов исходит из объективных признаков совместности соучастия и предлагает в основу форм соучастия положить способ взаимодействия соучастников[8]. В соответствии с этим критерием автор выделяет следующие формы соучастия[9]:
- соисполнительство;
- соучастие с исполнением различных ролей;
- преступная группа;
- преступная организация.
Выделение форм соучастия только по объективному критерию не позволяет автору дать четкое отличие соисполнительства от преступной группы, преступной группы от преступной организации. Автор, чтобы развести эти понятия, вынужден использовать дополнительный критерий – характер субъективной связи между соучастниками. В частности, П.Ф. Тельнов утверждает, что от соисполнительства преступная группа отличается: наличием сговора, распределением функций по взаимному согласованию, сознанием виновным своей принадлежности к преступной группе[10].
Р.Р. Галиакбаров стремится в основу деления соучастия на формы положить один критерий – характер участия в преступлении. Однако фактически получается, что в одной классификации единое основание отсутствует, так как исследователь различает соисполнительство и соучастие с юридическим разделением ролей, исходя из того, участвуют соучастники преступления в выполнении объективной стороны состава преступления или нет, преступную группу – исходя из того, предусмотрено соисполнительство в качестве основного или квалифицирующего признака состава преступления, преступное сообщество – исходя из стойкой связи между соучастниками[11].