Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 15:46, курсовая работа
Цель работы – раскрыть понятие и значение уголовного процессуального права в Республике Казахстан.
Данные обстоятельства ставят разработчиков академических курсов перед выбором: ограничить изложение программного материала традиционной структурой уголовного процесса или осуществить попытку самостоятельного осмысления и восполнения пробелов в теории уголовно-процессуального права с последующей их интерпретацией в рамках нужд и запросов уголовно-процессуального права как самостоятельной отрасли. Как показала практика, второй путь оказался более сложным, что послужило основанием для выбора отечественными процессуалистами первого пути.
Безусловно, изложенные выше факторы не являются исчерпывающими, более того, как было отмечено ранее, они носят внешний характер и, лишь опосредованно отражают более сложные глубинные процессы, сопровождающие деятельность по формированию уголовно-процессуального права Республики Казахстан.
Еще одним косвенным фактором, так или иначе объясняющим отсутствие академических изданий, охватывающих и освещающих вопросы анализируемой отрасли права, является то, что в Концепции правовой политики Республики Казахстан от 20 сентября 2002 года № 949 указывается на необходимость совершенствования уголовно-процессуального законодательства без упоминания отрасли права. Принимая во внимание прикладной характер названной Концепции, все же считаем, что акцент на законодательство и судопроизводство сыграли свою роль в последующем определении приоритетов учеными-процессуалистами при подготовке академических и иных изданий по уголовно-процессуальному праву.
Таким образом, сущность уголовно-процессуального права складывается из следующих равнозначных элементов:
-это самостоятельная отрасль права;
-является фундаментальной отраслью, т.е. одной из основных, главных в системе национального права;
-сочетает в себе целостную научную теорию (доктрину) с конкретными процессуально правовыми предписаниями в виде норм, применение которых позволяет решать общие и специальные задачи уголовного судопроизводства.
Определение места уголовно-процессуального права в системе иных отраслей возможно при выявлении его соотношения с иными фундаментальными отраслями и научными дисциплинами.
Наиболее значимыми для определения места уголовно-процессуального права в системе национального права являются соотношения:
а)уголовно-процессуального права и уголовно-процессуального закона;
б)уголовного и уголовно-процессуального права;
в)уголовно-процессуального права и уголовного процесса. Кроме этого, немаловажное значение для понимания сущности и места уголовно-процессуального права имеет его соотношение с гражданско-процессуальным правом, криминалистикой, криминологией, судебной статистикой, теорией прокурорского надзора, судебной этикой, судебной медициной, судебной психиатрией.
Специфика уголовно-процессуального права определяется особенностями правоотношений, складывающихся в связи с совершением лицом противоправного деяния, и проявляется во влиянии феномена противоречия.
Уголовно-процессуальное право - самостоятельная составная часть целостной взаимообусловленной системы права, объединяемой с иными отраслями права общностью задач и принципов, внутренней гармонией и гуманистической направленностью.
Логика подсказывает, что для целостного понимания уголовно-процессуального права целесообразно рассмотреть содержание его составляющего элемента в виде уголовного процесса, который значительно уже и носит прикладной характер.
Итак, в осуществляемой государством системе
мер по укреплению законности и правопорядка
в стране ведущая роль принадлежит специально
созданным органам - органам уголовного
преследования (прокурору, следователю,
органам дознания, дознавателю), суду и
именно на них законом возложено, хотя
они выполняют неодинаковые процессуальные
функции, осуществление деятельности
по выявлению и раскрытию преступлений,
применению к виновным лицам предусмотренных
законом мер воздействия, принятию мер
по пресечению и предупреждению преступлений.
1.2. Процессуальная
форма и процессуальные
Неотъемлемым свойством уголовно-процессуальной деятельности и уголовно-процессуальных правоотношений является процессуальная форма: все действия участников процесса осуществляются в определенном законом порядке, условиях и последовательности.
Процессуальная форма — это закрепленная уголовно-процессуальным правом структура всего процесса и отдельных его стадий, а также установленные условия, последовательность и порядок совершения процессуальных действий.
Она неразрывно связана с содержанием, задачами деятельности и принципами процесса, призвана обеспечить установление объективной истины по делу и правильное применение закона.
Процессуальная форма — это не пустая формальность, а абсолютно необходимое условие правильности расследования и разрешения уголовных дел. Она служит гарантией установления истины, безошибочности применения уголовной репрессии.
Уголовно-процессуальный закон исходит из того, что деятельность органов дознания и предварительного следствия по каждому уголовному делу должна обеспечить всесторонность, полноту, объективность, быстроту исследования обстоятельства дела и надлежащее процессуальное оформление всего хода и результатов расследования.
Одно из условий надежности правосудия — документирование всей процессуальной деятельности.
Процессуальный документ играет роль существенного гаранта правосудия. В подтверждение этого можно привести следующие аргументы:
Об обстоятельствах совершенного преступления делаются выводы на основании собранных по делу доказательственных материалов. Чтобы выводы были правильными (соответствовали истине), необходимо, чтобы в доказывании использовались только достоверные фактические данные. Доказывание есть установление истинности каких-либо суждений с помощью аргументов (доказательств), истинность которых установлена. Достоверность доказательств предполагает проверяемость источника и способа их получения. При этом источник информации должен быть доброкачественным, а способ ее получения - законным и надежным (не приводить к деформации, «мутации», изменению первоначального смысла и содержания получаемых фактических данных).
Допустимость и достоверность информации может быть подтверждена в подавляющем большинстве случаев только лишь процессуальным документом, фиксирующим источник и процесс ее получения, исследования и закрепления.
Осуществляя деятельность по собиранию и исследованию доказательств, следователь, орган дознания, прокурор и суд вступают в определенные правоотношения с иными участниками процесса и обязаны принимать меры к защите их прав и законных интересов. Закон обязывает лицо, в производстве которого находится дело, разъяснять участникам процесса их процессуальные права и предоставлять реальную возможность для их реализации (право заявить отвод, представить доказательство, участвовать в судебных прениях и т. д.).
О выполнении данных предписаний могут свидетельствовать только процессуальные документы, фиксирующие процессуальную деятельность на различных стадиях уголовного процесса.
Следователь, орган дознания, прокурор и суд вправе при наличии к тому оснований применять к иным участникам процесса предусмотренные законом меры принуждения. О наличии законных оснований для применения таких мер можно судить только по материалам уголовного дела, включая постановления, мотивирующие соответствующие решения.
Копии основных процессуальных документов (обвинительное заключение и приговор) вручаются обвиняемому (подсудимому) под роспись. Этим гарантируется право обвиняемого знать, в чем он обвиняется, и защищаться от необоснованного обвинения, а равно право обжаловать необоснованный приговор. Без процессуальных документов невозможно обратить вынесенный и вступивший в законную силу приговор к исполнению.
Процессуальный документ — органическая и неотъемлемая часть любой правоприменительной деятельности, неизменный атрибут процессуальной формы правосудия.
Отступление от установленной процессуальной формы может привести к непоправимым ошибкам.
Процессуальный документ неизменно является важнейшим элементом процессуальной формы, которая призвана, во-первых, приводить в известность юридически значимые факты, закреплять и удостоверять полученные фактические данные — доказательства, и тем самым содействовать установлению объективной истины, в силу чего в самой процессуальной форме законодательно воплощается выработанный человечеством опыт познания; во-вторых, служить средством реализации участниками процесса своих прав и обязанностей; в-третьих, быть гарантией обеспечения законности.
Таким образом, можно сказать, что уголовно-процессуальные документы выполняют информационную, познавательную, коммуникативную, удостоверительную, правоприменительную, правозащитную и воспитательную функции, обеспечивают возможность осуществления правосудия, действенного прокурорского надзора и процессуального контроля, играют организующую и дисциплинирующую роль.
Процессуальные документы — необходимое условие правосудия, меткости и безошибочности применения уголовной репрессии, процессуального принуждения или иных мер юридической ответственности.
Процессуальные гарантии — это система правовых средств, обеспечивающих правильное осуществление по каждому уголовному делу правосудия, возможность всем субъектам уголовного процесса реализовать свои обязанности и права, ограждающих граждан от необоснованных стеснений их законных прав и интересов.
По существу весь уголовный процесс (его форма) и есть система таких гарантий. В этом смысле любой институт уголовно-процессуального права, любой принцип, любая правовая норма, любой процессуальный документ выступает как процессуальная гарантия установления истины, правильного расследования и разрешения уголовного дела.
В теории уголовного процесса оправданно будет рассматривать такие понятия как «гарантии установления объективной истины», «гарантии защиты прав и свобод человека» и «гарантии правосудия».
Установление объективной истины — основная предпосылка и условие правосудия. Справедливый и законный приговор возможен лишь по делу, по которому установлена объективная истина: «сделанные по делу выводы соответствуют тому, что имело место в действительности». Выводы будут верными, если в качестве посылок «аргументов» использованы достоверные аргументы «доказательства».
Гарантиями установления объективной истины являются принципы уголовного процесса, правовые предписания, определяющие статус субъектов и участников доказывания, нормы доказательственного права в целом. Доказательственное право, регулируя процесс установления истины, делает эту деятельность не только наиболее рациональной и эффективной, но и, привнося в эту деятельность элементы удостоверительности (участие понятых при обыске, опознании и т. д.), укрепляет надежность познания.
Приведем пример. По делу о мошенничестве следователь предъявил для опознания потерпевшей Комаровой подозреваемого Климова. В нарушение процессуальных форм потерпевшая предварительно не допрашивалась о приметах, по которым она сможет опознать преступника. Сам Климов находился на момент опознания под стражей, и потерпевшая видела, как его доставляли для опознания в сопровождении конвоя. Она, поддавшись впечатлению, показала на Климова как на лицо, совершившее в отношении нее мошеннические действия... Впоследствии был задержан В. В. Ващенко, который совершил данное преступление.
Ошибка явилась следствием несоблюдения следователем правил опознания. Деятельность органов дознания, предварительного следствия и суда осуществляется в предусмотренной законом процессуальной форме, основным и неотъемлемым атрибутом которой является процессуальный документ.
Документы настолько органически вплетаются во все сферы на-гііей жизни, что по существу становятся колесом истории, связывающим прошлое, настоящее и будущее в единое целое.
Информация о работе Преступления против мира и безопасности человечества