Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 20:27, контрольная работа
Прекращение уголовных дел – явление многоаспектное, и в теории российского уголовно-процессуального права рассматривается с различных сторон: в значении процессуального акта, одной из форм окончания предварительного расследования, как юридический факт, как процессуальная гарантия против необоснованного привлечения к уголовной ответственности и в качестве самостоятельного правового института.
1. Введение.
2. Основания и процессуальный порядок прекращения уголовного преследования.
3. Понятие прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
4. Классификация оснований прекращения уголовного преследования.
5. Характеристика нереабилитирующих оснований прекращения уголовного преследования.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
Ряд авторов подразделяет основания на материально-правовые и процессуальные. Процессуальными основаниями авторы считают те, которые хотя и не исключают преступности и наказуемости содеянного, но в силу специального указания процессуального закона исключают возможность ведения уголовного судопроизводства. Однако при таком подходе последствия прекращения уголовного дела остаются за рамками критерия классификации.4
Чельцов М.А. выделяет фактическое и юридическое основания для прекращения уголовного дела. Аналогичную терминологию для обозначения «условий прекращения уголовного преследования» использовал в свое время Фойницкий И.Л. По его выражению «юридические условия прекращения уголовного преследования наступают с открытием обстоятельств, устраняющих преступность деяния или его наказуемость», «фактические условия прекращения уголовного обвинения сводятся к недостаточности его оснований, неубедительности доводов по существу дела, предъявленных обвинением».5
Строгович М.С. делит все основания прекращения дел на две группы: влекущие прекращение дела в обязательном порядке и дающие компетентным органам право прекращать уголовное дело. В первую группу автор включает обстоятельства, установление одного из которых обязывает следователя дело производством прекратить.
А.Я. Дубинский также выделяет три группы оснований прекращения уголовного дела:
Вторая группа оснований не влечет обязательного прекращения дела, а лишь предоставляет такое право органам расследования. Сходной позиции придерживается Лесниевски-Костарева Т.А., подразделяя основания освобождения от уголовной ответственности на обязательные и факультативные.6
Одним из наиболее распространенных в процессуальной литературе является деление оснований на материально-правовые и процессуальные, которые предлагают П.М. Давыдов и Д.Я. Мирский. Авторы этой классификации к материально-правовым относят все основания, которые исключают наличие события или состава преступления либо возможность фактического привлечение к уголовной ответственности или же применения наказания. Отнесение этих оснований к материально-правовым объясняется тем, что эти основания связаны с понятием преступления и предусмотрены уголовным законом или вытекают из принципов уголовного права.
Процессуальные основания в отличие от материально-правовых специально указаны в процессуальном законе. Они исключают возможность ведения уголовного судопроизводства, несмотря на наличие всех обстоятельств, свидетельствующих о совершенно преступлении и допускающих применение наказания.
Однако наиболее распространенным является деление оснований прекращения уголовного дела на реабилитирующие и нереабилитирующие. В основе этой классификации лежит совокупность юридически значимых фактов, наступление которых в одних случаях влечет, а в других – не влечет, возникновения права на компенсацию причиненного расследованием уголовного дела вреда (глава 18 УПК РФ). Практические значение данной классификации в том, что она показывает, на что может претендовать гражданин в случае прекращения в отношении него уголовного дела (уголовного преследования) по тому или иному основанию. То есть это возникновение права на реабилитацию, компенсация ущерба и др.
Нереабилитирующими считаются основания, которые свидетельствуют о том, что совершение преступления конкретным лицом доказано, однако имеются обстоятельства, позволяющие освободить лицо от уголовной ответственности и наказания.
Необходимо отметить, что классификация оснований прекращения уголовных дел на реабилитирующие и нереабилитирующие широко применяется на практике. Это обусловлено тем, что прекращенное уголовное дело по нереабилитирующему основанию засчитывается как расследование преступления и является положительным показателем наравне с делом, направленным в суд с обвинительным заключением.
Социальное значение прекращения уголовного преследования состоит в том, что государство решает не реализовывать свое право применения к лицу, совершившему преступление, мер, связанных с негативным воздействием на правовой статус виновного, оказывает лицу, совершившему преступление, доверие и рассчитывает на его законопослушное поведение в будущем. Таким образом, прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям возможно лишь в отношении лица, виновного в совершении преступления.
В соответствии с ч.1 ст.49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором. Однако, в соответствии с УПК РФ субъектами решения вопроса о прекращении уголовного преследования и освобождения от уголовной ответственности являются помимо ссуда также следователь, который с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора справе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Не означает ли это, тем самым фактически признание лица виновным в совершении преступления является прерогативой не только суда, но и иных органов? Вопрос этот далеко не нов. В литературе высказывались различные точки зрения. Однако доминирующей остается позиция об отсутствии в этой части противоречий между Конституцией РФ, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством. Эту позицию поддерживает и Конституционный суд РФ, который в одном из определений отметил, что прекращение уголовного преследования в связи с освобождением лица от уголовной ответственности и наказания по нереабилитирующим основаниям не влекут признание этого лица виновным или невиновным в совершении преступления. Принимаемое в таких случаях процессуальное решение не подменяет собой приговор суда и по своему содержанию и правовым последствия не является актом, который устанавливает виновность подозреваемого (обвиняемого) в том смысле, как это предусмотрено ст. 49 Конституции РФ 7.
Подобного рода решения констатируют отказ от
дальнейшего доказывания виновности лица,
несмотря на то, что основания для осуществления
в отношении него уголовного преследования
сохраняются. Например, ввиду истечения
сроков давности и прекращения в связи
с этим уголовного дела (ч.2 ст.27 УПК РФ)
определяется, что прекращение уголовного
преследования по этому основанию возможно
лишь с согласия подозреваемого или обвиняемого,
в связи с чем, им должны обеспечиваться
продолжение производства по уголовному
дела и тем самым – судебная защита прав
и свобод, а при наличие к тому оснований
– реабилитация 8. Государство считает возможным освободить
лицо от уголовной ответственности, если
истекли определенные сроки, что обусловлено
как нецелесообразностью применения мер
уголовной ответственности в виду значительного
уменьшения общественной опасности преступления
по прошествии значительного времени
с момента его совершения, так и осуществлением
в уголовном судопроизводстве принципа
гуманизма. Прекращение уголовного дела
(уголовного преследования) по данному
основанию не означает признания подозреваемого,
обвиняемого невиновным, не влечет постановление
оправдательного приговора и не порождает
восстановительно-
Освобождение от уголовной ответственности в связи с прекращением уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям – это не реабилитация обвиняемого или подозреваемого и не их прощение (за исключением амнистии). Оно, скорее всего, свидетельствует об оказании виновному лицу снисхождения со стороны государства при наличие возможности достижения целей уголовного законодательства без осуждения виновного.
Кроме того, нельзя забывать и то обстоятельство, что прекращение уголовного преследования подобного рода, сопряжено во первых с определенным позитивным поведением лица после совершения преступления (явка с повинной, способствование раскрытию преступлений, заглаживанию причиненного вреда) или (воздержания от негативного поведения и во вторых, совершением впервые не тяжкого преступления, то есть с деянием и личностью, не обладающими признаками высокой общественной опасности. Эти обстоятельства, с одной стороны стимулируют полезное поведение лица, совершившего преступление, что выгодно личности, обществу и государству, и. с другой стороны, позволяет соблюдать принцип экономии уголовной репрессии, что так же позитивно отражается на всех членах общества.
Прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям означает выраженное в официальном акте компетентного государственного органа решение освободить лицо, совершившее преступление, от обязанности подвергнуться судебному осуждению и претерпеть меры государственно-принудительного воздействия.
Общим основанием прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям в отношении лица, совершившего преступление, является нецелесообразность привлечения его к суду и применения к нему иных мер уголовно-правового характера. Это общее основание конкретизируется применительно к отдельным видам освобождения от уголовной ответственности. Но это основание может иметь место лишь при наличие определенных условий:
Прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям не означает признание лица невиновным в совершении преступления. Не означает также и того, что совершенное преступление в силу ч.2 ст.14 УК РФ является малозначительным, и следовательно, состав преступления отсутствует. Не связано также и с наличием обстоятельств, исключающих преступность деяния. Данный институт применяется к лицам, совершившим преступления, но при таких обстоятельствах и условиях, когда имеется возможность неприменения мер уголовной репрессии.
Прекращение уголовных дел является важным институтом уголовного процесса, и оно должно рассматриваться как закономерный исход полного и всестороннего исследования материалов дела.
Не всегда можно расценивать прекращение уголовного дела как брак в работе следственных или судебных органов. Все зависит от существа оснований, в силу которых дело прекращено, от соответствия мотивов прекращения уголовного дела конкретным обстоятельствам.
Прекращение уголовного дела - это окончание предварительного расследования без направления дела в суд при установлении оснований для освобождения лица от уголовной ответственности либо обстоятельств, исключающих дальнейшее производство по уголовному делу.
Отличие прекращения уголовного дела от прекращения уголовного преследования состоит в том, что прекращение уголовного дела влечет за собой полное окончание производства по делу, в то же время прекращение уголовного преследования, как правило, не препятствует дальнейшему продолжению расследования уголовного дела в остальной его части.
Основания прекращения уголовного преследования существенно не отличаются от оснований прекращения уголовного дела.
Наиболее распространенной классификацией оснований прекращения уголовного дела и уголовного преследования является деление оснований на реабилитирующие и нереабилитирующие.
Соблюдение требований
уголовно-процессуального
прекращение уголовный дело преследование
1 А.С. Барабаш, Л.М. Вогодина Прекращение уголовных дел по нереабилитирующим основаниям в стадии предварительного расследования. – Томск, 1986г. стр. 37
2 п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ
3 п.3 ч.1 ст.421 УПК РФ
4 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. М., 1997. С. 306 – 307.
5 Фойницкий. И.Я. Курс уголовного судопроизводства. В 2 т. Т.2. - СПб.: Издательство «АЛЬФА», 1996, С.55.
6 Лесниевски-Костарева Т.А, Дифференциация уголовной ответственности. Теория и законодательная практика. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство НОРМА, 2000.
7 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 октября 1996 года № 18-П.
8 Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2008 года № 292-О-О
Информация о работе Прекращение уголовного дела и уголовного преследования