Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:37, реферат
История применения огнестрельного оружия начинается с XIV века, когда оно было впервые использовано в сражении при Креси (1346г.). Поначалу оно предназначалось исключительно для ведения боевых действий. Позднее появилось охотничье, спортивное и сигнальное оружие. В последнее время огнестрельный принцип стал использоваться в различных орудиях труда. Несмотря на определённые ограничения, некоторая часть населения получает доступ к огнестрельному оружию, что создаёт предпосылки для его использования в противоправных целях.
Введение 3
Глава 1. Огнестрельные повреждения 4
1.1 Ручное огнестрельное оружие 4
1.2 Пулевые повреждения при выстрелах с неблизкой дистанции. 6
1.3 Повреждения при выстреле с близкой дистанции. 10
1.4 Повреждения дробовыми и картечными снарядами. 12
Глава 2 Методы исследования огнестрельных повреждений. 15
2.1 Общие положения. 15
2.2 Исследование трупа. 16
2.3 Особенности судебно-медицинской экспертизы живых лиц с огнестрельными повреждениями. 17
2.4 Судебно-медицинская экспертиза следов бывших ранений 18
Заключение 20
Список использованной литературы 2
Такими следами являются:
1. Повреждения от механического действия пороховых газов и воздуха из канала ствола:
а) дефект в тканях одежды и тела, разрывы одежды и кожных покровов, разрывы и расслоения тканей по ходу раневого канала;
б) осаднение и последующая пергаментация кожи;
в) отрывы и радиальное приглаживание ворса тканей одежды;
г) отпечаток дульного конца оружия.
2. Повреждения от температурного действия газов, копоти и пороховых частиц:
а) опаление ворса тканей и волос тела;
б) ожоги;
в) обгорание тканей одежды;
3. Повреждения от химического действия газов:
а) образование CO-Hb, карбоксимиоглобина, Mt-Hb;
б) обесцвечивание тканей одежды;
4. Отложение и внедрение копоти в ткани одежды, кожные покровы, стенки раневого канала.
5. Отложение и внедрение частиц пороховых зёрен и металлических частиц в ткани одежды, кожные покровы, стенки раневого канала; следы удара этих частиц в виде мелких ссадин на коже и просечки на тканях одежды.
6. Отложение брызг ружейной смазки на одежде или кожных покровах.
На разных расстояниях от дульного среза оружия действие факторов близкого выстрела различно. В связи с этим в пределах близкой дистанции различают выстрел в упор, зону преимущественного механического действия пороховых газов (первая зона), зону действия копоти, пороховых зёрен и металлических частей (вторая зона) и зону действия пороховых зёрен и металлических частей (третья зона). Границы между этими зонами носят условный характер, они меняются в зависимости от вида оружия, состояния боеприпасов, а также свойств поражаемого объекта.
В первой зоне происходит воздействие всех факторов близкого выстрела на поражаемый объект, однако, основным является механическое действие пороховых газов. Наряду с ним происходит отложение копоти, пороховых зёрен и металлических частиц, проявляется также термическое и химическое действие компонентов близкого выстрела. Протяжённость первой зоны невелика, для различных образцов оружия она колеблется в пределах от упора до 1-5 см.
Самое мощное ручное огнестрельное оружие -7,62-ммвинтовка - даёт разрывы кожи на расстоянии до 5 см, одежды - до 8-10 см, а 5,45-мм укороченный автомат АК74 - до 15-30 см. 2
Во второй зоне близкого выстрела основное повреждение причиняет огнестрельный снаряд; только в самом начале этой зоны пороховые газы могут оказать на кожу незначительное ушибающее действие в виде не резко выраженных внутрикожных и подкожных кровоизлияний и поверхностных повреждений эпидермиса. На ворсистых тканях одежды от растекания газов в стороны ворс вокруг входного отверстия принимает веерообразное расположение. В результате химического действия газов может происходить частичное обесцвечивание тканей одежды.
В третьей зоне близкого выстрела, кроме огнестрельного снаряда, оказывают действия только пороховые зёрна и металлические частицы. Такое сочетание повреждающих факторов наблюдается при выстрелах из боевого огнестрельного оружия на расстоянии от 20 до 200 см, и для охотничьего оружия - до 300 см.
Входная рана на коже при выстреле в упор может иметь различную форму: звёздчатую, крестообразную, X - образную иногда угловатую или линейную - в результате разрывного действия пороховых газов, а также круглую или неправильно-круглую без надрывов или с единичными радиальными надрывами при пробивном действии. Края раны, за исключением разрывов, неровные, кровоподтёчные, размозжены, отслоены от подлежащих тканей и покрыты изнутри копотью. При сопоставлении краёв разрывов в центре раны определяется дефект кожи за счёт небольших закруглённых выемок бывают истончены, отчего центр раны западает[4].
Дробовые и картечные снаряды обычно применяются для стрельбы из охотничьих гладкоствольных ружей, из обрезов этого оружия, из самодельных пистолетов.
Разрывы по краям отверстия за счёт действия пороховых газов, как на одежде, так и на теле, доже при выстреле в упор или почти в упор, встречаются относительно редко, так как давление газов у дульного среза охотничьих ружей обычно небольшое. Разрывы образуются главным образом в случаях применения усиленного порохового заряда, при выстрелах под острым углом и в тех областях теле, где близко к коже прилегает кость. Могут разрываться также тонкие ткани одежды.
При выстреле в упор из двуствольного оружия у входного отверстия на одежде и коже может образоваться отпечаток второго, "не стрелявшего", ствола. На коже он представляет собой кольцевидную ссадину либо поверхностную рану такой же формы, соприкасающуюся с одним из краёв входной раны.
Характер ранения в целом при сплошном действии дробового или картечного снаряда на разные части тела может быть различным. На туловище и бёдрах обычно возникают либо слепые, либо частично сквозные раны, а при касательном прохождении снаряда часто касательно - слепые раны. Такой характер ранений обусловлен быстрым рассыпанием дроби в тканях тела: передние дробины, ударяясь о тело, резко замедляют своё движение, а находящихся сзади соскальзывают с передних в стороны. Рассыпание снаряда, даже до попадания в тело, может способствовать пыж, несколько отставший то дроби при прохождении чокового сужения в стволе, а затем вылетевший вместо с пороховыми газами с большой скоростью. Догоняя снаряд, такой пыж наносит удар по задним дробинам, отчего они натыкаются на передние и изменяют направление своего полёта. Вместе с дробью пыж входит в образующуюся рану и способствует формирование раневого канала. Иногда он оставляет свой след у одного из краёв входного отверстия в виде более широкого осаднения этого края.
В связи с рассыпанием дроби в теле раневой канал в своей начальной части оказывается несколько шире входного отверстия на коже, а затем он разветвляется в стороны на множество более узких и большей частью слепых каналов. До противоположной стороны тела доходит лишь небольшая часть дроби, способная пробить кожу. Эти дробины образуют здесь одно или несколько выходных отверстий различной формы и размеров. Большинство выходных отверстий от отдельных дробин имеет щелевидную или угловатую форму и поясок осаднения по краям, если к этой область тела прилегала одежда. Нередко рассыпавшаяся в теле дробь, особенно мелкая и средняя, не способна пробить кожу и образовать выходные отверстия, поэтому она полностью остаётся в теле. Лишь крупная дробь и картечь обладает большей пробивной способностью, поэтому могут образовывать на туловище частично сквозные раны. При этом пыжи и другие дополнительные деталь, как правило, остаются в раневом канале.
Сквозные раны без застрявшего в теле хотя бы нескольких дробин встречаются крайне редко и наблюдаются главным образом при ранениях кисти, предплечья, мягких тканей плеча, голени. Так же редки и касательные раны на туловище без застревания части дробин в теле[5].
При судебно-медицинском исследовании огнестрельных повреждений применяют самые разнообразные методы; от натурных наблюдений и описаний до воспроизведения сложных процессов формирования раны с помощью аналоговых и цифровых ЭВМ. Значение отдельно взятого метода далеко не однозначно. Практически каждый метод может быть охарактеризован со следующих позиций:
- общий, частный или особенный;
- ведущий (главный, решающий задачу) или вспомогательный (подготовительный);
- основной или дополнительный;
- описательный, аналитический или синтетический;
- клинический, морфологический или лабораторный;
- устаревший, современный или перспективный;
- качественный или количественный;
- однообъектный или многообъектный и др.
Например, секционное исследование при СМЭ огнестрельных повреждений может быть охарактеризовано как метод специальный, основной, морфологический, современный, качественный, однообъектный и т.д.
Характеристика одного и того же метода может меняться в зависимости от его целевого использования; для определения топографии отложений металлов метод цветных отпечатков будет основным, ведущим, а для определения вида огнестрельного оружия дополнительным, вспомогательным.
В случае огнестрельного ранения, вызвавшего смерть пострадавшего на месте происшествия, первым исследованием с применением специальных медицинских познаний является осмотр врачом специалистом трупа погибшего на месте его обнаружения. Этот осмотр является частью важного следственного мероприятия - осмотра места происшествия, производимого следователем с участием нескольких различных специалистов и с соблюдением установленных процессуальных норм.
В процессе осмотра трупа врач должен обнаружить на теле погибшего и его одежде огнестрельные повреждения, наличие или отсутствие в области повреждений следов близкого выстрела, отложения частиц преграды, соответствие повреждений на одежде и теле, помочь следователю описать обнаруженные повреждения в протоколе осмотра. Понятно, что в зависимости от условий, в которых производится осмотр, полнота выявления и точность описания повреждений могут быть различными.
В процессе осмотра трупа очень важно оберегать повреждения, как на теле, так и на одежде от возможных дополнительных повреждений и загрязнений грунтом, кровью, тальком от перчаток и т.п. По окончании осмотра и описания каждого повреждения на одежде следует прикрыть область этого повреждения куском чистой материи или чисты листом бумаги и пришить его нитками или приколоть булавками. Это позволит в известной мере защитить повреждение, особенно входное, от последующих загрязнений и обтирания в процессе дальнейшего осмотра и при транспортировке. Осмотр одежды и особенно снятие её с трупа надо производить осторожно, что бы обнаружить и не потерять снаряды, находящиеся между складками или слоями одежды.
По окончании осмотра трупа, если позволяет обстановка места происшествия, всю одежду с огнестрельными повреждениями или, по крайней мере, верхние предметы её с входными повреждениями следует осторожно снять с трупа, аккуратно сложить, чтобы места перегибов не проходили через повреждения, а область последних, как указано выше, была бы обязательно защищена. Эта одежда следователем направляется вместе с трупом в морг или в физико-техническое отделение судебно-медицинской лаборатории для дальнейшего специального исследования.
При СМЭ живых людей с огнестрельными повреждениями одной из главных задач, наряду с определением степени тяжести повреждения, является установление соответствия или несоответствие объективных данных о повреждении расследуемым версиям. Это особенно важно в случаях подозрения на симуляцию нападения, на членовредительство и в ряде других случаев применения огнестрельного оружия.
Решение этих вопросов значительно затрудняется, прежде всего, тем, что судебно-медицинский эксперт осматривает пострадавшего и повреждения на нём лишь спустя несколько дней или недель, а иногда месяцев после ранения. За это время повреждение, как правило, подвергалось хирургической обработке и процессу заживления, а важные первичные признаки и особенности исчезли. Помочь делу могут полноценная медицинская документация, сохранённые и предоставленные эксперту иссечённые при хирургической обработке кожные раны, а также правильно сохранённая одежда пострадавшего.
Медицинские документы пострадавшего должны быть предоставлены эксперту только в подлинниках и со всеми приложениями. Из них эксперт выписывает в своё заключение сведенья о происхождении ранения, описание всех обнаруженных ран и других повреждений, данные о хирургической обработке ран и обо всём обнаруженном в ходе операции, особенно об извлечённом снаряде и других инородных телах, данные рентгенографии и других специальных исследований, о медикаментозном лечении, о течении заживления и др.
Кроме медицинских документов, эксперт изучает и другие материалы дела: протокол осмотра места происшествия, показания свидетелей, подозреваемого и др., выбирает из них необходимые для заключения сведенья.
Обследование пострадавшего эксперт обычно проводит в стационаре лечебного учреждения либо в амбулаторном отделении Бюро СМЭ. Оно всегда начинается с опроса, выяснения анамнестических данных в отношении обстоятельств ранения, оказания медицинской помощи и жалоб на момент обследования. Желательно, чтобы эксперт при опросе выяснил и записал следующие данные: когда, где и в какой области пострадавший был ранен; чем ранен, из какого оружия и кто произвёл выстрел; на каком приблизительно расстоянии произведён выстрел; что делал в момент ранения, каково при этом было положение тела и его повреждённой части, что было надето на этой части тела; когда, кем и где была оказана первая и последующая медицинская помощь, в чём она заключалась[6].
Органам следствия и суду в ряде случаев необходимо выяснить происхождение и давность рубцов на коже некоторых лиц в связи с подозрением на сокрытие ими истинного происхождение рубца. Общая методика этой экспертизы такая же, как описанная выше при огнестрельных ранениях, но производится она, как правило, комиссионно с участием опытных специалистов (хирурга-травматолога, рентгенолога).
Для установления огнестрельного происхождения рубцов у обследуемого исследуют:
- форму, размеры, другие свойства и особенности этих рубцов;