Общая характеристика преступлений против общественной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 22:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть понятие общественной безопасности, проблемы его законодательного определения. Рассмотреть составы конкретных преступлений под углом зрения установления их объективных (объект, объективная сторона) и субъективных (субъективная сторона, субъект) признаков. Для этого необходимо дать определения и характеристику этим четырем понятиям, выделить объективную и субъективную сторону данных преступлений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1 СОЗДАНИЕ ПРЕСТУПНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИБО УЧАСТИЕ
В НЕЙ…………………………………………………………………………....…...5
1.1 Понятие и общая характеристика преступления…………………………..…..5
1.2 Признаки состава преступления… …………………………...……………..…7
ГЛАВА 2 БАНДИТИЗМ…………………..……………………...…………..……11
2.1 Общее понятие бандитизма…………………………………...…………........11
2.2 Состав и признаки бандитизма ………………………………………............13
ГЛАВА 3 СОЗДАНИЕ НЕЗАКОННОГО ВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ……………….……………………………………………......18
ГЛАВА 4 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ПРИНУЖДЕНИЯ ЛИЦА К УЧАСТИЮ В ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………….…………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………29

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая УП моя.docx

— 88.22 Кб (Скачать файл)

Объективная сторона преступления имеет конструкцию формального  состава и выражается исключительно  в действии в принуждении путем  угрозы.

Потерпевший принуждается к  преступному поведению, а именно: к совершению какого-либо конкретного  преступления (например, кражи ст. 205 УК), к участию в организованной группе, к участию в банде (ст. 286 УК) либо к участию в преступной организации (ст. 285 УК).

Законодатель называет четыре альтернативных вида угрозы: угроза применением  насилия, угроза уничтожением или повреждением имущества, угроза распространением клеветнических сведений и, наконец, угроза оглашением сведений, которые лицо желает сохранить  в тайне. Иные виды угрозы, например, ущемлением прав и законных интересов  потерпевшего с использованием должностным  лицом своих служебных полномочий, состава преступления, предусмотренного ст. 288 УК, не образуют. В нашем примере при наличии соответствующих признаков ответственность может наступать по ст. 185.

Угроза адресуется принуждаемому  лицу, но может касаться как его  интересов, так и интересов его  близких. Круг близких определяется исходя из содержания п. 3 ч. 2 ст. 4 УК. Угроза должна восприниматься потерпевшим как реальная, осуществимая как непосредственно в момент ее высказывания, так и в будущем.

Угроза применением насилия  может проявляться в запугивании  насильственным воздействием различной  степени: от нанесения побоев до лишения  жизни. Угроза убийством полностью  охватывается составом ст. 288 УК и дополнительная квалификация по ст. 186 не требуется.

Угроза уничтожением или  повреждением имущества может касаться как имущества значительной стоимости, так и имущества, стоимость которого невелика, но которое заведомо для  виновного имеет особое значение для потерпевшего или его близкого (например, как знак памяти об умерших  родителях).

Угроза распространением клеветнических сведений это угроза опорочением чести и достоинства лица ложной, позорящей информацией. Не имеет значения то обстоятельство, что клевета может быть легко опровергнута потерпевшим или его близким.

Угроза оглашением сведений, которые потерпевший или его  близкий желают сохранить в тайне, может касаться как информации, разглашение  которой наказуемо (разглашение  тайны усыновления ст. 177 УК, разглашение врачебной тайны ст. 178 УК, незаконное распространение информации о частной жизни ст. 179, разглашение коммерческой тайны ст. 255 УК и др.), так и информации, секретность которой особо законом не охраняется. Главное: осознание виновным того, что для потерпевшего или его близкого конфиденциальность данной информации чрезвычайно важна.

Преступление считается  юридически оконченным с момента, когда  угроза и сопряженное с ней  требование доведены до сведения потерпевшего. Если, например, письменное послание, содержащее текст принуждения, будет прочитано посторонним лицом и передано в правоохранительные органы, ответственность должна наступать за покушение на преступление.

Субъективная сторона  преступления характеризуется виной  в виде прямого умысла и наличием специальной цели. Виновный сознательно  использует угрозу как средство склонения  потерпевшего к совершению конкретного  преступления или к участию в  преступных объединениях. Цель принуждения  состоит именно в том, чтобы сломить  волю потерпевшего, заставить его  следовать требованиям виновного. Мотивы преступного поведения могут  быть любыми.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 288 УК, может быть вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В качестве квалифицирующих  законодатель называет два признака: принуждение, соединенное с насилием, или принуждение, соединенное с  уничтожением или повреждением имущества. Это может иметь место как  в случаях, когда виновный полностью  или частично реализует высказанные  угрозы, так и в случаях, когда  содержание угрозы было иным, но принуждение  сопровождалось насилием или повреждением имущества (например, когда, шантажируя потерпевшего, виновный прибегает к  побоям). Насилие, примененное из мести  за отказ лица от дальнейшего участия  в преступной деятельности, не является признаком преступления, предусмотренного ст. 288 УК, и должно квалифицироваться самостоятельно.

Для правильной квалификации необходимо учитывать способ и степень  насилия, масштаб причиненного имущественного ущерба. Если насилие выразилось в  побоях, в причинении легкого или  менее тяжкого телесного повреждения, в истязании, в незаконном лишении  свободы без квалифицирующих  обстоятельств, то все содеянное  будет охватываться квалификацией  по ч. 2 ст. 288 УК. Если же насилие имело более опасный характер, например, выразилось в причинении тяжкого телесного повреждения или заключалось в незаконном лишении свободы, сопровождавшемся мучениями, то содеянное образует идеальную совокупность преступлений и должно квалифицироваться по ч. 2 ст. 288 и ст. 147 либо ч. 2 ст. 183 УК.

Аналогично решается вопрос и с оценкой способа и масштаба уничтожения или повреждения  имущества. Если в процессе принуждения  лица к участию в преступной деятельности имело место уничтожение или  повреждение имущества при обстоятельствах, названных в ч. 2 и 3 ст. 218 УК, то содеянное квалифицируется как идеальная совокупность преступлений.

Как оценивать принуждение  к преступной деятельности, если оно  выразилось в умышленном лишении  жизни? Думается, что поскольку законодатель предусмотрел в п. 11 ч. 2 ст. 139 УК специальный вид убийства при отягчающих обстоятельствах (убийство лица или его близких за отказ этого лица от участия в совершении преступления), постольку ответственность должна наступать только по ст. 139 УК. В данном случае принуждение перерастает в более тяжкое преступление.

При уголовно-правовой оценке принуждения к участию в преступной деятельности следует учитывать, было ли оно успешным для виновного  и соучастие состоялось, либо склонение  потерпевшего к преступному поведению  было безрезультатным и соучастие  оказалось неудавшимся.

Если соучастие имело место и потерпевший выполнил требования виновного, то в квалификации необходимо отразить не только факт принуждения к участию в преступной деятельности, но и факт причастности виновного как подстрекателя к совершенному потерпевшим преступлению. При принуждении к конкретному преступлению (например, к краже), к участию в банде или к участию в преступной организации действия виновного должны квалифицироваться по ст. 288, по ч. 5 ст. 16 и соответственно по ст. 205, 286 или 285 УК.

В тех случаях, когда содержание угрозы и иные обстоятельства свидетельствуют, что потерпевший оказался в состоянии  крайней необходимости и вынужденно совершил преступление ради спасения более ценного блага (например, опасаясь за жизнь своих детей), происходящее следует расценивать по правилам ст. 36 УК. Виновный в принуждении к участию в преступной деятельности должен отвечать не только по ст. 288, но и по соответствующей статье Особенной части УК как исполнитель, совершивший преступление посредством использования других лиц, не подлежащих в силу закона уголовной ответственности (см. ч. 3 ст. 16 УК).

При принуждении к участию  в организованной группе ответственность  будет наступать лишь по ст. 288, поскольку факт участия в организованной группе не образует признаков самостоятельного преступления.

В тех случаях, когда принуждение  лица к участию в преступной деятельности оказалось безуспешным и, следовательно, подстрекательство оказалось неудавшимся, действия виновного должны квалифицироваться  с учетом правил ч. 8 ст. 16 УК как приготовление к соответствующему преступлению. В нашем примере должны применяться ст. 288, ч. 1 ст. 13 и соответственно ст. 205, 286 или 285 УК.

Особый интерес представляет соотношение составов принуждения  к участию в преступной деятельности и вовлечения несовершеннолетнего  в совершение преступления (ст. 172 УК). Какую статью следует применять, если потерпевшим является лицо, не достигшее 18-летнего возраста?

Вовлечение заведомо несовершеннолетнего  в совершение преступления (как и  деяние, предусмотренное ст. 288 УК) является разновидностью подстрекательства к преступлению, выделенной законодателем в самостоятельный состав преступления с учетом несовершеннолетия потерпевшего. Следовательно, составы преступлений, предусмотренные ст. 172 и 288 УК, соотносятся как конкурирующие. Правила о совокупности преступлений в таком случае не применимы, ответственность должна наступать только по одной статье. Представляется, что такой статьей является ст. 172 УК, формулирующая специальный (видовой) состав преступления по признаку несовершеннолетия потерпевшего.

Таким образом, если в качестве средства воздействия на несовершеннолетнего  с целью принуждения его к  преступной деятельности виновный использует угрозу уничтожением или повреждением имущества потерпевшего или его  близких, угрозу распространения клеветнических измышлений либо угрозу оглашением иных сведений, которые потерпевший или его близкие желают сохранить в тайне, то содеянное должно квалифицироваться при вовлечении в нетяжкие преступления по ч. 1 ст. 172 УК, а при принуждении к участию в организованной группе, в банде или в преступной организации по ч. 3 ст. 172. Если же вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления сопровождалось угрозой применения насилия или применением насилия, то ответственность будет наступать по ч. 2 или 3 ст. 172 УК.

Важно помнить, что если несовершеннолетнего  принуждал к участию в преступной деятельности способами, предусмотренными ст. 288 УК, тоже несовершеннолетний, то содеянное квалифицируется по ст. 288. [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении хочу отметить основные моменты работы.

Общественная  безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов общества, то есть совокупность потребителей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование  и возможность прогрессивного развития общества.

Особенностью  преступлений против общественной безопасности является то, что они объективно вредны для широкого круга общественных отношений (безопасности личности, нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций и других социальных институтов), при совершении преступлений против общественной безопасности вред причиняется интересам не конкретного  человека, а общественно значимым интересам – безопасным условиям жизни общества в целом.

Видовым объектам преступлений, предусмотренных  нормами главы 27 УК, является общественная безопасность в узком смысле слова, то есть совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни каждого члена общества, общественный порядок, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ.

С объективной  стороны большинство преступлений против общественной безопасности совершаются  путем действия.

Большинство преступлений против общественной безопасности относится к преступлениям с  формальным составом: создание незаконного вооруженного формирования (ст. 287 УК), бандитизм (ст. 286 УК), создание преступной организации либо участие в ней (ст. 285 УК)

С субъективной стороны все преступления характеризуются  умышленной формой вины: лицо сознает, что совершает преступление и желает этого.

Субъекты  рассматриваемых преступлений –  лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых статьях субъектом преступлений является лицо, достигшее 14-летнего возраста. В большинстве случаев субъектами этих преступлений являются частные лица, а в отдельных – лица, наделенные специальными признаками.

Итак, преступления против общественной безопасности представляют собой предусмотренные  уголовным законом общественно-опасные  деяния (действие или бездействие), причиняющие существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим состояние  общественного спокойствия, нормальное функционирование социальных институтов, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ либо создающие угрозу причинения вреда.

В заключении данной курсовой работы можно сказать, что рассматриваемые мною преступления очень опасные преступления и от них идёт прямая дорога к организованной преступности, которая в свою очередь порождает коррупцию во властных и правоохранительных структурах. Поэтому, чем раньше правоохранительные органы пресекут преступные действия организованной группы или банды, тем больше будет шансов, что данные преступные группы не перерастут в преступное сообщество. И тем меньше будет совершено опасных преступлений, наносящих вред населению и государству в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. от 15 марта № 2875-12.С изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Республики 24 июня 1999 г. N 275-З (с изм. и доп. на 5.05.2010 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  3. "Об оружии": Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 61-З (с изм. и доп. на 20.06.2008 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  4. "О борьбе с терроризмом": Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 77-З (с изм. и доп. на 28.12.2009 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  5. "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с созданием и деятельностью организованных групп, банд и преступных организаций": Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 г. № 9 (с изм. и доп. на 03.05.2010 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] /ООО "ЮрСпектр", Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  6. Бойцов А. И. Преступления против собственности. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.
  7. Быков В. Лидерство в преступных группах. Законность. 2002. №7.
  8. Быков В. Конструкция квалифицирующего признака совершение преступления группой. Уголовное право. 2000. №3.
  9. Галиакбаров Р.Р. Борьба с групповыми преступлениями. Вопросы квалификации. М., 1998.Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Ответственность за организацию преступного сообщества. Законность. 1997. №2.
  10. Медведев А. Злобин Г.А., Никифоров Б.С. Умысел и его формы. -  М.:  Юрид. лит., 1972. - 262 с. // Социалистическая законность. - М., 1973. - № 8. -c.91-93.
  11. Козлов А.П. Соучастие: традиции и реальность. СПб.2001.
  12. Комментарий к уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменко, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.: Под общ. ред. А.В. Баркова. - Мн.: Тесей, 2003 г. - 1200 с.
  13. Корецкий Д.А., Пособина Т.А. Современный бандитизм: криминологическая характеристика современного бандитизма и меры предупреждения. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
  14. Лопашенко Н.А. Преступления против собственности: теоретико-прикладное исследование. М., 2005.
  15. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек // Энциклопедический словарь. - М.; Гардарики, 1999. - С. 370.
  16. Наумов А.В. и др. Словарь по уголовному праву. М., 1997.
  17. Рарог А.И. Общая теория вины в уголовном праве: Учебное пособие. М., 1980
  18. Устинова Т.Д.. Уголовная ответственность за бандитизм. М.,: ЗАО "Бизнес-школа", "Интел-синтез", 1997. №7.
  19. Барков А. "Уголовно-правовая оценка принуждения лица к участию в преступной деятельности" // СС "КонсультантПлюс: Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск" [Электронный ресурс]

Информация о работе Общая характеристика преступлений против общественной безопасности