Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа
Вина лица всегда выражается в совершении определенных общественно опасных действий (или в бездействии). При этом объективные признаки преступления выступают в единстве с его субъективными признаками. Установить виновность лица в совершенном деянии означает указать на состав преступления. В этом смысле определение субъективной стороны преступления есть завершающий момент выделения состава преступления в действиях лица и, следовательно, в решении вопроса о виновности лица. Специфическая особенность субъективной стороны преступления состоит в том, что она не только предшествует исполнению преступления, формируясь в виде мотива, умысла, плана преступного поведения, но и сопровождает его от начала до конца преступных действий, представляя собой своеобразный самоконтроль за совершаемыми действиями.
Общая характеристика неосторожности
Преступная самонадеянность
Преступная небрежность и ее критерии
Общие черты самонадеянности и небрежности
Техника неосторожного преступления
Список литературы
Неосторожность, как форма вины, возможна не только в материальных составах, но и в формальных. Единственно, что при формальных деликтах логически исключается самонадеянность. Если субъект совершает общественно опасное деяние и сознает это, он не может, хотя бы и легкомысленно, рассчитывать, что предотвратит такое деяние, или рассчитывать, что его деяние перестанет быть опасным. При формальных составах опасность представляет наиболее общий, абстрактный признак деяния в различных проявлениях. Она выступает как имманентное свойство деяния. Поэтому сознание ее не оставляет места для какого-либо предположения, что при наличии определенных обстоятельств (на которые можно было рассчитывать в результативных преступлениях) фактическая сторона деяния в какой-то момент лишится своего неотъемлемого социального свойства.
Иначе дело обстоит с небрежностью. В законодательных терминах небрежность означает непредвидение последствий деяния при долженствовании и возможности их предвидения. Но с психологической точки зрения непредвидение какого-либо ожидаемого изменения во внешнем мире – это то же самое, что предварительное неосознание фактов, относящихся к будущему. В этом смысле ''непредвидение'' и ''неосознание'' – суть термины однопорядковые, и разница между ними заключается разве в том, что первый из этих терминов употребляется применительно к будущему (ожидаемому), а второй – применительно к настоящему (уже происходящему).
Следовательно, если вообще можно говорить о неосторожности в формальных составах, то придется оперировать понятием осознания. В частности, поскольку объективная сторона таких составов не предполагает ни последствий, ни причинной связи, то неосторожность, видимо, придется характеризовать как неосознание самого общественно опасного деяния при возможности и долженствовании его осознавать.47
К
формальным составам, допускающим в
принципе ответственность за неосторожность,
приложимы все психологические
и социально-нормативные
При совершении неосторожных преступлений невозможны приготовление, покушение и соучастие.49 Соучастие представляет собой участие нескольких лиц в совершении одного единого преступления. Это единство преступления, совершаемого соучастниками, выражается, во-первых, в том, что действия всех соучастников стоят в причинной связи с общественно-опасным результатом, который наступает в результате совокупных действий. Это единство выражается, во-вторых, в том, что все соучастники сознательно направляют свою деятельность к достижению одного и того же преступного результата. Но, конечно же, нельзя говорить об одном едином преступном деянии там, где одни лица действуют умышленно, а другие по неосторожности. Совпадение таких различных форм вины, какими являются умысел и неосторожность, не может дать единства преступного деяния. Неосторожность более легкая форма вины и по существу своему отличается от умысла.
Не
может быть соучастия и в тех
случаях, когда все участники
совершенного преступления действуют
по неосторожности. Единство преступления
при соучастии создается сознательным
направлением воли всех совместно действующих
лиц на выполнение одного деяния, а этого
сознательного направления воли к одному
единому преступному последствию нет
в тех случаях, когда все участники
деяния действуют по неосторожности.50
Таким
образом, состав преступления как средство
для отграничения преступных деяний
от непреступных и как средство для
установления различной степени
общественной опасности запрещенных
Уголовным Законом деяний имеет
решающее значение для осуществления
борьбы с общественно-опасными посягательствами
на основе единой законности. Уголовное
право считает обоснованным применение
наказания лишь в том случае, если поведение
лица угрожает существованию и целостности
охраняемых правопорядком объектов. Не
все то, что общественно опасно, является
в то же время противоправным в уголовно-правовом
смысле. Только определенная степень общественной
опасности придает деянию преступный
характер. Поэтому, неосторожность в преступлениях
имеет существенное значение и является
основанием для привлечения к уголовной
ответственности.
Список
используемой литературы: