Квалификация проституции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:02, реферат

Краткое описание

Проституция современного вида (коммерческая) появляется в городском обществе, когда женщина освобождается от власти рода и может сама выбирать партнера по сексу. По мнению ряда исследователей, проституции коммерческой предшествовали формы так называемой ритуальной и патриархальной (гостеприимной) проституции, которые собственно проституцией не являлись и имели культовое значение.

Содержимое работы - 1 файл

квалификация проституции.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Как вовлечение в занятие проституцией должны быть квалифицированы действия, в результате которых лицо впервые начинает заниматься проституцией либо оставившее это занятие лицо вновь возвращается к нему. На наш взгляд нельзя не согласится с Ю.М.Ткачевским, который считает, что «в широком смысле термин «вовлечение» может рассматриваться и как «удержание»». Думается, что такая трактовка не отвечает сути рассматриваемого преступления, так как невозможно вовлечь в проституцию того, кто в данное время этим занимается[2]. По нашему мнению, в законе следует предусмотреть уголовную ответственность за воспрепятствование прекращению занятию проституцией.

В настоящее время, действия, при помощи которых виновное лицо воздействует на другое, с целью заставить его продолжать заниматься проституцией, не прекращать этого занятия, не образует состава преступления «вовлечение в занятие проституцией», однако, при этом в его действиях может содержатся другой состав преступления, например, побои, причинение вреда здоровью, угроза убийством, уничтожение имущества и т.д.

В качестве способов вовлечения в занятие проституцией в ст.240 УК РФ указаны: применение насилия, угроза его применения, шантаж, уничтожение или повреждение имущества и обман. Из них наиболее сложным для понимания является обман, поскольку именно с этим способом связаны обусловленные неоднозначной трактовкой данного понятия проблемы применения ст. 240 УК РФ на практике.

Как показали результаты проведенного нами опроса, практические работники (судьи, следователи) по-разному понимают содержание обмана как способа вовлечения в занятие проституцией. Так, 79% респондентов обманом считают «привлечение девушек якобы для работы в качестве гувернанток, секретарей и т. п., поставление их в зависимое положение (лишение документов, например) и в конечном итоге – вынуждение заниматься проституцией». 14% респондентов понимают обман в том числе и как «склонение к занятию проституцией с обещанием впоследствии женится на девушке», 20% менее четко или вовсе никак не определяют содержание обмана.

В научной литературе также отсутствует единая точка зрения относительно обмана как способа вовлечения в занятие проституцией. Так Р.Р. Галиакбаров понимает обман как введение в заблуждение лица относительно его будущей деятельности, представляя как частный случай обмана наем женщин для работы в качестве танцовщицы, массажисток, стриптизерш и т. п. с сокрытием от них факта относительно того, что в действительности им придется заниматься проституцией. Н. И. Ветров и Н. Э. Мартыненко данное понятие трактуют как введение лица, вовлекаемого в проституцию, в заблуждение относительно целей вступления в сексуальные отношения. По нашему мнению, эти точки зрения не позволяют приблизиться к определенному решению проблемы. Полагаем, что способом вовлечения в занятие проституцией можно признать только такой обман, который непосредственно обусловливает начало занятия проституцией или порождает ситуацию, при которой вовлеченное в проституцию лицо не в состоянии добровольно перестать заниматься ею. Если же искажение фактов действительности или информации о каких-либо предстоящих событиях является условием, облегчающим дальнейшее вовлечение лица в данную деятельность (например, помещение объявления в газете о приеме на работу в качестве «массажисток» и последующее сообщение обратившемуся для найма на работу лицу, что предстоит ему заниматься проституцией, при готовности последнего к этому), то вовлечение в занятие проституцией «путем обмана» отсутствует. Таким образом, само по себе сокрытие факта предстоящего лицу предложения занятия проституцией в новых обстоятельствах (например, за границей) не может являться обманным способом вовлечения в проституцию, как полагает Р.Р.Галиакбаров, поскольку поставленное в новые условия лицо в последствии будет дополнительными действиями вовлекаться в эту деятельность. Если лицо, вовлекаемое в занятия проституцией, сохраняет свободу действий и может отказаться от предлагаемого ему занятия, то вовлечение в проституцию путем обмана отсутствует. Если же обманутое лицо ставиться в условия, при которых оно вынуждено начать заниматься проституцией, так как иначе изменить ситуацию к обычной не в состоянии, например, по прибытию в другую страну у женщины изъяли паспорт, поместили ее в место, откуда она свободно выйти не может, то можно вести речь об обмане как способе вовлечения в проституцию. В данном случае с помощью обмана лицо ставиться в ситуацию, когда ему приходится вопреки своему изначальному желанию начать заниматься проституцией. Именно таким образом большинство опрошенных работников понимают содержание обмана как способа вовлечения в проституцию.

Что касается обмана как «введение в заблуждение потерпевшего относительно его вступления в сексуальные отношения», как его определяют Н.И. Ветров и Н.Э. Мартыненко, то тут не учтено, что помимо вовлечения в проституцию для занятия ею требуется согласие лица на эту деятельность. В данном случае невозможно, как при вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, утаить от вовлекаемого сущность деятельности, в которую предполагают его вовлечь (например, сказав, что она не является преступной). Обман как способ вовлечения в занятие проституцией может быть использован только в отношении лица, которое в принципе способно правильно воспринимать сообщаемую ему информацию, поэтому, например, страдающее психическим расстройством лицо этим способом вовлечено в занятие проституцией быть не может.

Следователь следственного управления УВД Хабаровского края старший лейтенант юстиции К.В. Бубон расследовал ряд уголовных дел с осени 1997 года по весну 1998 года по составу преступления ст. 241 УК РФ. Небольшое количество уголовных дел по этой статье (всего пять) пока не дают возможности для каких-либо статистических выводов. Однако наиболее характерные общие черты находившихся в производстве уголовных дел в своей совокупности позволяют сделать некоторые выводы, касающиеся квалификации данных преступлений и особенностей предмета доказывания по уголовным делам этой категории, а также дают возможность показать в каких формах состав данного преступления встречается в практической деятельности правоохранительных органов.

Опубликованной судебной практики по ст. 241 УК РФ нет, поэтому, анализируя данную статью, следует исходить, прежде всего, из общих юридических категорий. Раскрыть ее смысл можно через понятия «притон», «организация» и «содержание»[3].

Так под термином «притон для занятия проституцией» следует понимать помещение, специально отведенное организатором для половых сношений за плату. При этом организатор необязательно является собственником данного помещения или имеет на него какие-либо права с точки зрения закона. Так, по пяти расследуемым уголовным делам все пять притонов располагались в квартирах, которые организаторы арендовали по устной договоренности с их законными владельцами. Причем не всегда владельцы квартир были осведомлены, как используются сданные ими внаем помещения. Подобная повторяемость красноречиво свидетельствует, что, организуя притон, сутенер предпочитает использовать жилое помещение к которому сам не имеет прямого отношения. В принципе, для квалификации действий лица по ст. 241 УК РФ не обязательно, чтобы помещение было жилым.

Кроме, собственно, помещения в понятие «притон» следует включить такие неотъемлемые детали, как «штат», то есть группу лиц непосредственно обеспечивающих деятельность притона, диспетчера, водителей, сутенера, лиц занимающихся проституцией. А так же телефонную или пэйджерную связь.

На практике все пять притонов приняли вид «фирм», которые имели атрибуты, присущие легальной структуре – организатора и управленца в одном лице, технических работников и «персонал» - проституток. При этом они вели рекламную деятельность в виде объявлений в газетах и на улицах. И даже имели бухгалтерию.

Отдельного упоминания заслуживает письменная «бухгалтерия» организованных притонов. В ряде известных случаев она представляла собой аккуратно расчерченные на столбцы общие тетради. В первом столбце был указан шифр, под которым по бухгалтерии проходит та или иная девушка (например, Т-045 – конкретное лицо), во втором – место исполнения заказа, в третьем – время, из которого исчисляется оплата, в четвертом – собственно сумма, полученная за услуги, и отдельно – сумма, причитающаяся данной работнице; каждый лист тетради соответствовал конкретной дате; внизу листа, под чертой, обозначались суммы, полученные за сутки. Повторяемость данной общей структуры учета позволяет сделать вывод, что она выработана независимо друг от друга различными сутенерами путем эволюции разных форм фиксации собственной деятельности, как наиболее простая и удобная.

Используя аналогию с легальным бизнесом, можно сказать, что организатор и содержатель притона для занятия проституцией – «учредитель фирмы, одновременно исполняющий обязанности ее директора».

На основании изложенного следует сделать вывод, что с объективной стороны организация притона для занятия проституцией – это деятельность по приисканию, подбору лиц для использования в качестве проституток и «технических работников» - водителя, диспетчера, а также приисканию помещения для дальнейшей деятельности проституток. Частью деятельности по организации притона для занятия проституцией является также установление согласия между всеми лицами о порядке работы и ее оплате. Так, по одному из расследованных уголовных дел был изъят «график дежурства», в котором были обозначены ответственные за поддержание порядка в помещении «фирмы» - притона. Вообще письменные свидетельства работы подобного «предприятия» принимают подчас гротескный вид – при обыске, разумеется, в подпольном борделе, были изъяты десятки красиво оформленных, аккуратно запаянных в прозрачный гладкий полиэтилен дипломов участниц «первого конкурса сексуального искусства». Дипломы содержали такой реквизит, как подписи членов комиссии и ее председателя[4].

Исходя из всего сказанного ранее, несложно дать определение организатора – это лицо, приискавшее лиц, изъявивших желание заниматься проституцией, а также водителей, диспетчеров и так далее, установившее со всеми порядок последующей деятельности и размер оплаты, а также приискавшее (чаще всего арендующее) помещение для половых сношений за плату.

Приведенный выше перечень действий, которые входят в понятие «организация притона для занятия проституцией», конечно же, не является исчерпывающим, потому что любые элементы действующего притона, будь то вовлеченные в незаконную деятельность люди или материальные средства, помещение или транспорт – все требует приложения организаторских усилий. Можно себе представить, что до начала деятельности притона организатор может сделать в помещении ремонт или обставить его мебелью, готовя, таким образом, квартиру для организации в ней притона, то эти его действия являются уже элементом состава преступления, предусмотренного ст. 241 УК РФ.

Понятие «содержание притона для занятий проституцией» охватывает приискание, привлечение клиентов притона, систематическое предоставление помещения для половых сношений, а также любые другие действия по поддержанию деятельности притона. Практически это выглядело как распространение рекламных объявлений в газетах и на улице (привлечение клиентов), оплата деятельности проституток, оплата аренды квартиры и коммунальных платежей, оплата водителей и диспетчера, ведение записей, документирующих деятельность проституток и возникающие в связи с этим денежные отношения[5].

 

Глава 3. Административная ответственность за занятие проституцией по действующему законодательству

 

3.1 Ответственность за занятие проституцией

 

В соответствии со ст. 6.11 КоАП РФ занятие проституцией влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Объектом данного правонарушения являются здоровье граждан, общественная нравственность, установленный общественный порядок. Общественная опасность проституции состоит в том, что она может стать причиной массового распространения венерических заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Объективная сторона состоит в занятии проституцией, но в статье не раскрывается, каковы при этом противоправные действия. Из ее смысла следует, что проституция - это род занятий, который выражается в систематическом вступлении женщин и мужчин в беспорядочные половые связи за вознаграждение материального характера. Вознаграждение - обязательный признак объективной стороны, если оно отсутствует, то нет и проституции как противоправного деяния.

Субъектом правонарушения являются мужчины и женщины, достигшие шестнадцатилетнего возраста и занимающиеся проституцией.

Субъективная сторона правонарушения выражается в умысле. Лицо осознает противоправность своих действий, желает их совершить и преследует цель получить вознаграждение за вступление в половую связь.[6]

Следует обратить внимание на то, что лицо добровольно совершает названное противоправное деяние. За вовлечение в занятие проституцией путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана предусмотрена уголовная ответственность (ст.240 УК РФ).

Лица, подвергнутые административному взысканию за занятие проституцией, в целях выявления и лечения венерических заболеваний подлежат направлению на медицинское обследование или в орган внутренних дел. Эти лица сотрудниками милиции могут быть подвергнуты приводу. В случае отказа без уважительных причин следовать в медицинское учреждение или в орган внутренних дел (милицию) привод производится в принудительном порядке.

Протоколы о данном правонарушении составляются сотрудниками милиции. Для составления протокола о данном правонарушении правонарушитель может быть сотрудником милиции доставлен в орган внутренних дел.

 

3.2 Ответственность за получение дохода от занятия проституцией

 

Согласно ст. 6.12. КоАП РФ получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Объектом данного правонарушения является здоровье граждан, общественная нравственность, установленный общественный порядок.

Объективная сторона выражается в извлечении дохода из заработка лица, занимающегося проституцией. Это сутенеры, лица, опекающие проституток. Одно лицо занимается проституцией, а другое извлекает из этого доход.

Если извлечение доходов связано с организацией или содержанием притонов для занятия проституцией, то такие действия квалифицируются как преступление (ст.241 УК РФ).

Субъектом правонарушения является физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, извлекающее доход из занятия проституцией другого лица.

С субъективной стороны данное противоправное деяние характеризуется прямым умыслом; лицо сознает противоправность своих действий и сознательно совершает их, преследуя цель получения дохода.




[1] См.: Уханова Н. Ответственность за вовлечение в занятие проституцией, организацию или содержание притонов для занятий проституцией // Уголовное право. – 2002. - №4 – С.47.

[2] См.: Там же. – С.48.

[3] Бубон К.В. Уголовная ответственность за организацию и содержание притонов для занятия проституцией // Юридический мир. – 1999. – №5, 6. –  С.60.

[4] Там же. - С.61.

[5] Там же. - С.61-62.

 

 

[6]     Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. - М.: Юристъ, 2002. – С.322.

 


Информация о работе Квалификация проституции