Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:53, контрольная работа
Верховный Суд Украины 06.11.2009 г. издал новое Постановление N 10 “О судебной практике по делам о преступлениях против собственности”. Необходимость издания Пленумом такого Постановления назрела очень давно. Напомним, что до настоящего времени, касательно преступлений против собственности, действовали постановления Пленума от 25.09.1981 г. N 7 “О практике применения судами Украины законодательства в делах о хищениях государственного и коллективного имущества”, а также от 25.12.1992 г. N 12 “О судебной практике по делам о корыстных преступлениях против частной собственности”. Понятно, что такое распределение было неуместным даже до вступления в силу современного Уголовного кодекса, а после его введения – тем более. С принятием нового Постановления, оба предыдущих утратили силу.
Самовольным считается
использование электрической
При мошенничестве (ст. 190 УК) обман (сообщение пострадавшему неправдивых сведений или сокрытие определенных обстоятельств) или злоупотребление доверием (недобросовестное использование доверия пострадавшего) при мошенничестве применяются виновным лицом с целью вызова у пострадавшего уверенности в выгодности или обязательности передачи ему имущества или правая на него. Обязательным признаком мошенничества является добровольная передача пострадавшим имущества или прав на него. При этом, в тех случаях, когда потерпевшее лицо из-за возраста, физических или психических недостатков, или других обстоятельств не могло правильно оценивать и понимать содержание, характер и значение своих действий или руководить ими, передачу ею имущества или права на него нельзя считать добровольной.
Если лицо завладевает чужим имуществом, сознательно воспользовавшись чужой ошибкой, возникновению которой она не способствовала, и при отсутствии сговора с лицом, которое ввело потерпевшего в заблуждение, содеянное не может рассматриваться как мошенничество. При определенных обстоятельствах (например, когда имущество имеет особую историческую, научную, художественную или культурную ценность) такие действия могут быть квалифицированы по статье 193 УК. Если же обман или злоупотребление доверием были только способом получения доступа к имуществу, а само изъятие имущества происходило тайно или открыто, то состав мошенничества отсутствует. Такие действия следует квалифицировать, соответственно: как кражу, грабеж (ст. 186) или разбой (ст. 187).
Получение имущества
под условием исполнения какого-нибудь
обязательства может быть квалифицировано
как мошенничество только в том
случае, когда виновное лицо еще
в момент завладения этим имуществом
имело целью его присвоить, не
выполняя обязательство. В частности,
если виновное лицо получает от другого
лица деньги или ценности якобы для
передачи должностному лицу в качестве
взятки, намереваясь не передавать
их, а присвоить, содеянное надлежит
квалифицировать – как
В случаях, когда
обман или злоупотребление
Повторным в статьях 185, 186 и 189-191 УК признается преступление, совершенное лицом, которое ранее совершило любое из преступлений, предусмотренных этими статьями или статьями 187, 262 УК. Разбой считается повторным, если его совершено лицом, ранее совершившим разбой или бандитизм. Хищение электрической или тепловой энергии путем ее самовольного использования следует квалифицировать по признакам повторного совершения только тогда, когда оно было совершено после такого же преступления.
Признак повторности отсутствует, если за ранее совершенное преступление лицо было освобождено от уголовной ответственности или если судимость была погашена или снята в установленном законом порядке, или если на момент совершения нового преступления прошли сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление.
В случае совершения нескольких посягательств на собственность, первое преступление при отсутствии других квалифицирующих признаков, надлежит квалифицировать по части первой соответствующей статьи, а другие, как совершенные повторно – по другим частям соответствующих статей УК. Неоднократное незаконное изъятие чужого имущества или завладение им, состоящее из тождественных действий, имеющих общую цель и изначально охватывавшихся единым преступным умыслом на завладение конкретным имуществом, следует рассматривать как одно длящееся преступление.
Если виновное лицо при совершении одних преступлений было исполнителем, а других – организатором, подстрекателем или пособником, то такие преступления следует также квалифицировать отдельно со ссылкой на соответствующую часть статьи 27 УК.
Под проникновением в жилье, иное помещение или хранилище следует понимать незаконное проникновение в них любым способом, который позволяет виновному лицу похитить имущество без входа в жилье, другое помещение или хранилище (с применением средств преодоления препятствий или без их использования; посредством обмана; с использованием поддельных документов, или с помощью иных средств). Хищение имущества нельзя рассматривать по признакам проникновения в жилье или иное помещение или хранилище, если умысел на похищение имущества у лица возник во время пребывания в этом помещении. Если действия, начатые как кража, соединенная с проникновением в жилье, иное помещение или хранилище, переросли в грабеж или разбой, содеянное следует квалифицировать, соответственно по части третьей статьи 186 УК или части третьей статьи 187 УК.
Под жильем следует понимать помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (дом, квартира, дача, номер в отеле и т.п.). К жилью приравниваются также те его части, в которых может храниться имущество (балкон, веранда, амбар и т.п.), за исключением хозяйственных помещений, не связанных непосредственно с жильем (гараж, сарай и т.п.).
Понятие “другое помещение” включает разнообразные постоянные, временные, стационарные или передвижные здания или сооружения, предназначенные для размещения людей или материальных ценностей (производственное или служебное помещение предприятия, учреждения или организации, гараж, другое строение хозяйственного назначения, отделенное от жилых зданий, и т.п.).
Под хранилищем следует понимать определенное место или территорию, отведенные для постоянного или временного хранения материальных ценностей, имеющих средства охраны от доступа к ним посторонних лиц (изгородь, наличие охранника, сигнализации и т.п.), а также железнодорожные цистерны, контейнеры, рефрижераторы, подобные хранилища и т.п.. Не может признаваться хранилищем неогороженная и неохраняемая площадь или территория, на которую свободный вход посторонних лиц, а также территория, отведенная и используемая для выращивания продукции или выпаса животных (сад, огород, ставок, поле и т.п.).
Предметом присвоения и растраты (ст. 191) является только чужое имущество, которое было вверено виновному лицу или находилось в его законном ведении, т.е. такое имущество, которое находилось у него на законных основаниях, и относительно которого оно осуществляло полномочия по распоряжению, управлению, доставке использованию или хранению и т.п.. При присвоении эти полномочия используются для обращения виновным лицом имущества в свою пользу, а при растрате – в пользу других лиц. В частности это может быть отчуждение имущества другим лицам для потребления, в качестве подарка или товара, в обмен на иное имущество и т.п. Завладение чужим имуществом путем злоупотребления служебным положением заключается в незаконном обращении чужого имущества в свою пользу или в пользу иных лиц с использованием должностным лицом своего служебного положения вопреки интересам службы.
Субъектом присвоения, растраты или завладение чужим имуществом, путем злоупотребления служебного лица своим служебным положением, может быть только должностное лицо. Решая вопрос, является ли то или иное лицо должностным, надлежит руководствоваться правилами, изложенными в пунктах 1 и 2 примечания к статье 364 УК.
Преступление считается совершенным по предварительному сговору группой лиц в случае его совершения несколькими (двумя и более) субъектами этого преступления, которые заранее договорились о его совместном совершении. Участники совершения преступления группой лиц действуют согласованно, с общим умыслом, и каждый из них непосредственно исполняет действие, полностью или частично создающее объективную сторону состава преступления. При этом, возможное распределение функций, по которым каждый соучастник исполняет определенную роль в совершении преступления.
В случае, если из группы лиц, совершивших преступление, только один человек является субъектом преступления, а прочие лица, вследствие невменяемости или в связи с недостижением возраста, с которого может наступать уголовная ответственность, или по другим основаниям, не могут быть субъектами преступления, действия виновного лица, которое привлекается к уголовной ответственности, нельзя рассматривать как совершение преступления группой лиц.
Если группа лиц по предварительному сговору была намерена совершить кражу или грабеж, а один из ее участников применил или угрожал применением насилия, опасного для жизни или здоровья пострадавшего, то действия этого участника следует квалифицировать, как разбой, а действия иных лиц – соответственно, как кражу или грабеж, при условии, что они непосредственно не оказывали содействия применению насилия, или не воспользовались им для овладения имуществом пострадавшего.
Действия лица, которое
непосредственно не принимало участия
в совершении преступления, но советами,
указаниями, предоставлением средств
или орудий или устранением препятствий
оказывало содействие совершению преступления
другими соучастниками, а также
которое заранее обещало
Стоимость похищенного имущества при совершении преступлений против собственности определяется по розничным (закупочным) ценам, которые существовали на момент совершения преступления, а размер возмещения причиненного преступлением ущерба – по соответствующим ценам на время решения дела в суде. При отсутствии указанных цен на имущество его стоимость может быть определена путем проведения соответствующей экспертизы.
Совершение лицом нескольких посягательств на чужое имущество, общая стоимость которого составляет крупный или особо крупный размер, может быть квалифицированно как хищение, присвоение, растрата имущества или завладение им путем мошенничества, или злоупотребление служебным положением в крупных или особо крупных размерах только в том случае, если такие действия были совершены одним способом и при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить их в крупном или особо крупном размере. Изложенное также касается совершения при таких обстоятельствах вымогательства, причинившего имущественный вред в крупных или особо крупных размерах. В случаях, когда умысел виновного, относительно размера имел неконкретизированный характер, содеянное следует квалифицировать в зависимости от размера фактически похищенного имущества.
При решении вопроса
о квалификации преступлений против
собственности надлежит учитывать
также разъяснения, содержащиеся в
постановлении Пленума
Относительно требований о конфискации орудий преступления, принадлежащих виновным лицам, то такими орудиями по делам о преступлениях против собственности следует считать предметы или технические средства, которые преднамеренно использовались лицом или лицами, в соучастии с которыми было совершено такое преступление. В частности, транспортные средства могут быть признаны орудием преступления не только тогда, когда они использовались для непосредственного завладения чужим имуществом, а и тогда, когда без их использования совершение преступления было бы невозможным или весьма сложным (транспортировка членов преступной группы к месту совершения преступления, перевозка похищенного имущества от места совершения преступления и т.п.). Решение о конфискации таких вещественных доказательств суд может принять только при условии, что они признаны орудиями преступления и принадлежат виновному лицу.
Информация о работе Квалификация преступлений против собственности