Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 22:24, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является анализ правовых и нравственных проблем аборта.
При написании данной работы ставились следующие задачи:
-рассмотреть уголовно-социальную сущность аборта;
-дать уголовно-правовую характеристику аборта;
-проанализировать проблемы квалификации и перспективы развития уголовной ответственности за незаконное производство абортов в России.
Введение……………………………………………………………………..….3
Глава 1. Уголовно-социальная сущность аборта…………………………….5
1.1. Понятие, медицинская и социально-правовая характеристика аборта...5
1.2. История развития законодательства в сфере
регулирования правоотношений по поводу аборта в России……………...13
1.3. Зарубежный опыт регулирования отношений, возникающих
по поводу аборта………………………………………………………………15
Глава 2. Уголовная характеристика аборта………………...……………….20
2.1. Понятие аборта в уголовном праве России…………………………..20
2.2. Уголовная ответственность за незаконное производство аборта.……21
2.2.1. Объективные признаки состава преступления, предусмотренного
ст. 123 УК Российской Федерации…………………………………………..21
2.2.2. Субъективные признаки состава преступления, предусмотренного
ст. 123 УК Российской Федерации…………………………………….…….24
Глава 3. Проблемы квалификации преступлений и перспективы
развития уголовной ответственности за незаконное производство
аборта в России………………………………………………………….…….26
3.1. Проблемы квалификации незаконного производства аборта…………26
3.2. Проблемы криминализации аборта……………………………………..30
Заключение………………………………………………………………….…32
Список использованных источников и литературы………………………...34
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что законодательное регулирование аборта на протяжении разных периодов времени и в разных странах оставалось неоднозначным
Таким образом, аборт связан с многочисленными нравственными, психологическими проблемами.
Глава II. Уголовная характеристика аборта
2.1. Понятие аборта в уголовном праве России
Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроках беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроках беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ (Перечень утвержден Инструкцией Минздравмедпрома РФ от 28 декабря 1993 г. N 302), а перечень социальных показаний - положением, утвержденным Правительством РФ (Постановление Правительства РФ "О Перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности").
Социальными показаниями для искусственного прерывания беременности являются:
1) наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав;
2) беременность в результате изнасилования;
3) пребывание женщины в местах лишения свободы;
4) наличие инвалидности I - II группы у мужа или смерть мужа во время беременности.
К числу медицинских показаний для искусственного прерывания беременности относятся: туберкулез (все активные формы), сифилис, ВИЧ-инфекция, наличие в настоящем или в прошлом злокачественных новообразований всех локализаций, острый и хронический лейкоз, врожденный порок сердца, состояние физиологической незрелости (несовершеннолетие) или угасания репродуктивной системы женщины (возраст 40 лет и больше) и др. При наличии у беременной заболевания, не указанного в перечне, но при котором продолжение беременности и роды представляют угрозу жизни или ущерба для здоровья беременной или новорожденного, вопрос о прерывании беременности решается индивидуально.
Медицинские показания к прерыванию беременности устанавливаются в амбулаторно-поликлинических или стационарных учреждениях комиссией в составе врача акушера-гинеколога, врача той специальности, к области которой относится заболевание (состояние), руководителя учреждения (отделения) здравоохранения.
При наличии медицинских показаний беременной выдается заключение с полным клиническим диагнозом, заверенное подписями указанных специалистов и печатью учреждения. При наличии у беременной психических и венерических заболеваний документация передается непосредственно в акушерско-гинекологическое учреждение.
При установлении медицинских показаний у беременной в условиях акушерско-гинекологического стационара в историю болезни заносится соответствующая запись, заверенная подписями врача той специальности, к области которой относится заболевание (состояние) беременной, лечащего врача и руководителя отделения (учреждения здравоохранения).
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
Необходимым условием осуществления искусственного прерывания беременности является согласие беременной женщины на данную операцию. В законодательстве предусмотрено два способа волеизъявления женщины:
1) женщина сама делает заявление об искусственном прерывании беременности;
2) женщина не подает заявления об искусственном прерывании беременности, но поскольку угрожает опасность ее жизни или здоровью, либо нормальному развитию плода, либо при наличии патологии генетического развития плода, женщина дает согласие сделать аборт на основании предупреждения врача об этих обстоятельствах[15].
Женщина должна быть проинформирована о медицинских последствиях производства аборта. Требование о соблюдении волеизъявления по отношению к лицам моложе 15 лет или недееспособным реализуется путем получения согласия на проведение искусственного прерывания беременности их законных представителей.
2.2. Уголовная ответственность за незаконное производство аборта
2.2.1. Объективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 123 УК Российской Федерации
Объективная сторона заключается в производстве незаконного аборта. В соответствии со ст. 36 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. искусственное прерывание беременности (аборт) проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности производится в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную (т.е. гинекологическую) подготовку.
Способ совершения преступления не влияет на его квалификацию. Прерывание беременности может осуществляться не только оперативным путем, но и другим способом (например, токсическим).
Состав преступления - формальный. Преступление признается оконченным после производства операции по изгнанию плода независимо от того, причинен ли при этом какой-либо вред здоровью женщины[16].
В отличие от состава преступления, предусмотренного ч. 1, квалифицированный состав данного преступления, предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи, по своей объективной стороне является материальным. Помимо самих действий по искусственному прерыванию беременности объективная сторона характеризуется определенным последствием (смерть потерпевшей или причинение тяжкого вреда ее здоровью), находящимся в причинной связи с производством незаконного аборта. Понятие тяжкого вреда здоровью может включать в себя некоторые его разновидности, характерные для состава преступления, предусмотренного ст. 111 УК РФ, и конкретизированные в Правилах судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью (оно включает, например, утрату способности к оплодотворению и деторождению).
Районным народным судом Ч. была осуждена по ч. 3 ст. 116 УК РСФСР (незаконное производство аборта, повлекшее за собой смерть потерпевшей или иные тяжкие последствия). Она была признана виновной в том, что, не имея высшего медицинского образования, за вознаграждение произвела аборт Д. в рентгенкабинете областного онкологического диспансера. На шестой день после произведенного ей вливания у Д. произошел выкидыш. В связи с ухудшением состояния здоровья Д. через две недели после этого была доставлена в больницу с диагнозом "неполный лихорадящий выкидыш 15 - 16 недель беременности, осложненный постгеморрагической анемией, сопровождающейся тяжелым состоянием, опасным для жизни". Для выведения Д. из такого состояния ей шесть раз проводилось переливание крови, осуществлялось медикаментозное лечение. Всего она находилась в больнице около месяца. Президиум областного суда, рассмотрев дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР, переквалифицировал действия Ч. на ч. 2 ст. 116 УК РСФСР (производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования) по тем основаниям, что у потерпевшей тяжких последствий от криминального аборта не наступило. Президиум областного суда указал, что под тяжкими последствиями следует понимать фактические последствия после лечения как результата незаконного аборта, а не проходящее состояние здоровья женщины в момент лечения. Из заключения судебно-медицинского эксперта видно, что при поступлении в больницу после криминального аборта состояние здоровья потерпевшей было тяжелым, опасным для жизни. После же проведения лечения Д. была выписана из больницы в удовлетворительном состоянии, и никаких тяжких последствий как результата криминального аборта у нее не наступило[17].
2.2.2. Субъективные признаки состава преступления, предусмотренного ст. 123 УК Российской Федерации
Термин "субъективная сторона" в уголовном законодательстве не употребляется. Однако законодатель раскрывает его путем использования таких понятий, как вина, мотив, цель. Каждое из понятий характеризует психическую сущность преступления с различных сторон. Вина отражает психическое отношение виновного к совершаемому им общественно опасному деянию (действию или бездействию) и наступившим в результате этого общественно опасным последствиям. Она может быть умышленной и неосторожной. Мотив представляет собой побуждение, вызывающее решимость совершить преступление.
Цель преступления - это представление о желаемом результате, к достижению которого стремится лицо, совершающее преступление.
Указанные признаки составляют субъективное основание уголовной ответственности, которое является таким же обязательным, как и объективное основание - действие (бездействие). Игнорирование признаков субъективной стороны может привести к объективному вменению, т.е. привлечению к уголовной ответственности за невиновное причинение вреда. Никакое причинение вреда не может быть признано преступлением, если отсутствует вина лица, причинившего этот вред. Принцип вины является одним из главных принципов уголовного права[18].
Субъективная сторона преступления, предусмотренная ст. 123 УК Российской Федерации характеризуется виной в форме прямого умысла. Лицо осознает, что, не имея необходимого образования и специальности, производит искусственное прерывание беременности потерпевшей, и желает совершить эти действия.
Субъективная сторона незаконного аборта при отягчающих обстоятельствах характеризуется двойной формой вины. Психическое отношение к искусственному прерыванию беременности выражается в форме прямого умысла, а к наступлению смерти или причинению тяжкого вреда здоровью потерпевшей - в форме неосторожности (легкомыслие или небрежность).
Глава III. Проблемы квалификации преступлений и перспективы развития уголовной ответственности за незаконное производство аборта в России
3.1. Проблемы квалификации незаконного производства аборта
С введением в действие нового уголовного закона существенно изменилось понятие незаконного производства аборта в его уголовно-правовом смысле. В соответствии со ст. 123 УК незаконным считается производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля.
Таким образом, производство аборта врачом-гинекологом, например, в ненадлежащих санитарных условиях или вне стационарного лечебного заведения, в отсутствие необходимого медицинского оборудования по действующему УК не является преступным.
Особого внимания требуют трудности, возникающие при квалификации действий по незаконному прерыванию беременности и отграничении преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ (незаконное производство аборта), от предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее прерывание беременности). Обе статьи находятся в разделе 7 УК РФ "Преступления против личности" (в гл. 16 "Преступления против жизни и здоровья"), объектом которых выступают здоровье и жизнь беременной женщины. Одним из критериев обеспечения правильной квалификации содеянного некоторые криминалисты считают наличие согласия потерпевшей на прерывание беременности. Представляется, что с этой точкой зрения можно согласиться с некоторыми оговорками, так как данный критерий не является единственным.
С развитием медицины спрос на зародышевую ткань повышается. Врачи говорят о возможности эффективного применения трансплантации эмбриональных тканей при лечении ряда заболеваний, например диабета, болезни Паркинсона. Перспективными в области медицины и косметологии считаются технологии, основанные на использовании стволовых клеток. Их источником является костный мозг или эмбриональная ткань, полученная в результате абортов либо оставшаяся после искусственного оплодотворения. В условиях недостаточности донорского материала изъятие эмбриональных тканей и (или) их трансплантация могут стать целью совершения преступления. Некоторые женщины захотят забеременеть с целью последующего аборта и передачи эмбриональной ткани родственнику или ее продажи. Согласие на прерывание беременности может быть ими дано при отсутствии для этого социальных, медицинских показаний под давлением врачей, заинтересованных по разным причинам в получении эмбриональных тканей. Поэтому уголовное законодательство должно совершенствоваться, учитывать возможности новейших технологий и предупреждать их использование в преступных целях, охранять законные интересы государства и граждан.
Объективной стороной причинения умышленного тяжкого вреда здоровью потерпевшей является любое действие или бездействие, повлекшее прерывание беременности. При этом необходимо установление прямой причинной связи между действиями виновного и наступившими общественно опасными последствиями, так как прерывание беременности может быть самопроизвольным, связанным с каким-либо заболеванием женщины, а не с действиями подозреваемого или обвиняемого. В таких случаях судебно-медицинская экспертиза должна проводиться с участием акушера-гинеколога.
Способом совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ, могут быть как действия общего характера (нанесение ударов, избиение потерпевшей, причинение ей ранений, повлекших прерывание беременности), так и специально направленные на прерывание беременности, например, введение в организм потерпевшей (в том числе обманным путем) специальных медицинских препаратов с указанной целью при отсутствии согласия женщины на прерывание беременности. Объективную сторону незаконного производства аборта составляют действия лица, направленные на прерывание беременности. Преступление является оконченным после проведения операции по изгнанию эмбриона (плода). При этом не имеет значения, причинен ли какой-либо вред здоровью женщины.
Способы совершения преступления, предусмотренного ст. 123 УК РФ, для квалификации действий виновного не имеют значения и могут быть различными: медикаментозными, хирургическими, механическими, токсическими и другими. Они учитываются как при определении характера и степени общественной опасности содеянного, так и при назначении наказания за него.