Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 19:40, курсовая работа
Уголовное право, определяя поведение личности, использует данные психологии и социологии, внося в это определение свою специфику.
Значимость данной темы заключается в том, что основанием уголовной ответственности может быть только преступное поведение, выразившееся в конкретном деянии лица, а не в антиобщественных свойствах личности, в ее помыслах, убеждениях.
Введение……………………………………………………………………............3-4
Глава 1. Понятия, признаки, категории и разграничение преступлений………...4
§1. Понятие и признаки преступления……………………………………...........4-6
§2. Малозначительное деяние…………………………………………………….7-9
§3.Категории преступлений………………………………………………...….10-13
§4. Разграничение преступлений и иных правонарушений………………….14-15
§5. Примеры практики по уголовным делам Верховного Суда России……16-21
Заключение………………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………….23-24
Конечно, чаще проблемы разграничения общественно опасных и не представляющих общественной опасности деяний возникают при применении норм об ответственности за совершение преступлений небольшой тяжести (за совершение которых максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы - ч. 2 ст. 15 УК).[5]
§3.Категории преступлений.
УК 1996 г. впервые на законодательном уровне произвел классификацию преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния. Статья 15 выделила следующие категории преступлений: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие.
УК 1960 г. содержал такие понятия, как тяжкие преступления, особо тяжкие преступления, а также не представляющие большой общественной опасности. Вместе с тем в законе отсутствовали признаки каждой из указанных категорий преступлений, не было единого критерия для их классификации. Выделявшаяся наукой уголовного права категория менее тяжких преступлений в законе отражения не находила.
Уголовный кодекс предусмотрел существенные новеллы в Общей части. Изменения коснулись и вопросов категоризации, а также рецидива преступлений.[6]
В период обсуждения проекта УК РФ, введенного в действие с 1 января 1997 г., проблема разделения преступлений на категории оживленно дискутировалась учеными и практиками, для нее предлагались различные критерии - от одного до нескольких. Обсуждалась и необходимость использования для этой цели такого основополагающего признака преступления, как виновность (в зависимости от формы вины). В результате в ч. 1 ст. 15 УК РФ указано, что преступления подразделяются на четыре категории в зависимости "от характера и степени общественной опасности деяния". В самом общем виде под характером общественной опасности преступления понимается качественная характеристика этого признака, зависящая в первую очередь от ценности объекта посягательства. Что касается степени общественной опасности, то это в значительной мере количественная характеристика преступных деяний одного и того же характера. В качестве формально - определенного критерия (признака) отнесения конкретных составов преступлений к одной из четырех категорий избран размер установленных в Особенной части УК санкций (в трех случаях использован оборот "не превышает" двух, пяти, десяти лет лишения свободы, а в четвертом - "свыше десяти лет (лишения свободы. - В.Н.) или более строгое наказание".[7]
Итак, форма вины не стала критерием (одним из критериев) разделения преступлений по категориям. Она, как можно сделать вывод из смысла ст. 15 УК, учитывается при определении категории того или иного состава преступления.
Замечу, что с принятием УК дискуссия о правомерности распределения неосторожных преступлений по категориям, предусмотренным ст. 15 Кодекса, не завершилась. И это вполне объяснимо. Статья 14 УК при определении понятия преступления весьма определенно поставила в один ряд с признаком общественной опасности признак виновного совершения деяния. Оба они обязательны и равнозначны для признания деяния преступным, а, следовательно, должны в одинаковой степени учитываться (или браться за основу) при классификации преступлений на категории.
Прежде чем приступить к формулированию предложения о внесении изменений в ст. 15 УК, оговорюсь, что категоризация преступлений в криминологии и уголовном праве имеет различные цели и потому, соглашаясь с теми криминологами, которые выделяют неосторожные преступные посягательства в одну отдельную категорию, предложу разделить неосторожные деяния на две категории в зависимости от их характера и степени общественной опасности, избрав в качестве формализованного критерия (как и применительно к умышленным деяниям) максимальный размер санкций, установленный в соответствующих статьях Особенной части УК.
Статья 15 УК гласит, что преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает два года лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых в УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. Данная классификация является естественной, т.е. основанной на существенном признаке, определяемом природой преступления, а именно его общественной опасностью. Поскольку общественная опасность не может быть непосредственно воспринята, внешним показателем, формализацией этой опасности принято считать санкцию. Размер наказания, предусмотренный в санкции статьи, в сжатой форме отражает степень общественной опасности преступления и позволяет сравнить степень общественной опасности различных преступлений.[8]
В то же время размер наказания всегда четко определен в санкциях статей. Данное обстоятельство не оставляет возможности для судейского усмотрения при отнесении преступления к той или иной категории.
Дополнительным показателем, способствующим более точной классификации преступлений, является форма вины. Так, преступлениями небольшой и средней тяжести могут быть как умышленные, так и неосторожные преступления. Тяжкие и особо тяжкие преступления могут совершаться только умышленно.
Исходя из данной классификации, к преступлениям небольшой тяжести следует отнести такие преступления, как, например, побои (ст. 116 УК), оставление в опасности (ст. 125 УК), неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156 УК), неправомерный доступ к компьютерной информации (ч. 1 ст. 272 УК) и др.
Преступлениями средней тяжести являются, например, грабеж (ч. 1 ст. 161 УК), нарушение авторских и смежных прав (ч. 3 ст. 146 УК), вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ч. ч. 1, 2 ст. 151 УК), незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК) и др.
Тяжкие преступления - это, например, массовые беспорядки (ч. ч. 1, 2 ст. 212 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК), терроризм (ч. 1 ст. 205 УК), вынесение заведомо неправосудного приговора суда к лишению свободы или повлекшее иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 305 УК) и др.
К особо тяжким преступлениям следует отнести убийство (ст. 105 УК), государственную измену (ст. 275 УК), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК), диверсию (ст. 281 УК) и др.
Значение деления преступлений на категории в зависимости от степени их общественной опасности имеет не только теоретический, но и практический характер. Отнесение деяния, совершенного лицом, к той или иной категории может иметь такие правовые последствия, как определение вида рецидива (ст. 18 УК), наказуемость приготовления к преступлению (ч. 2 ст. 30 УК), определение режима отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 58 УК), влияние на определение порядка назначения наказания по совокупности преступлений (ст. 69 УК), на правила отмены условного осуждения (ст. 74 УК), на освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК), примирением с потерпевшим (ст. 76 УК), истечением сроков давности (ст. 78 УК), на правила условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 79 УК), замены неотбытой части наказания более мягким (ст. 80 УК), освобождения от наказания в связи с изменением обстановки (ст. 80.1 УК), отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст. 82 УК), освобождения от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК), погашения судимости (ст. 86 УК), назначения наказания несовершеннолетним (ст. 88 УК), а также влияет на применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним (ст. 90 УК), освобождение от наказания (ст. 92 УК), применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания (ст. 93 УК), определение сроков давности (ст. 94 УК) и сроков погашения судимости (ст. 95 УК) к несовершеннолетним.[9]
§4. Разграничение преступлений и иных правонарушений.
Теория государства и права предлагает классифицировать правонарушения в зависимости от их характера и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых за их совершение санкций на преступления и проступки. Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.
Видами проступков являются гражданско-правовые деликты, административные и дисциплинарные правонарушения.
При отграничении преступлений от иных правонарушений следует принимать во внимание ряд обстоятельств. Так, некоторые преступления посягают на такие общественные отношения, на которые другие правонарушения посягать не могут (например, жизнь человека, государственная безопасность). Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу уголовных преступлений. Трудностей в разграничении преступлений и иных правонарушений при этом не возникает.[10]
Необходимость определения критериев разграничения преступлений и других правонарушений возникает при наличии смежных (различных, а иногда аналогичных) правонарушений, относящихся к различным отраслям права, но посягающих на один объект. Например, ответственность за нарушение правил дорожного движения предусмотрена как уголовным (ст. 264 УК), так и административным законодательством.
Степень общественной опасности в случаях, когда они являются смежными, является основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений.
Преступления, смежные с административными проступками, посягают в основном на такие общественные отношения, как порядок управления, общественный порядок и общественная безопасность, общественные отношения в области охраны природных богатств.[11]
К преступлениям, совершаемым в сфере служебных отношений, - должностным и против военной службы - примыкают дисциплинарные проступки.
Как гражданско-правовые деликты, так и преступления против собственности связаны с причинением личности и государству имущественного вреда.
Вред правильному функционированию человеческого общества, сложившейся системе общественных отношений причиняют как преступления, так и иные правонарушения. Поэтому и те, и другие являются общественно опасными. Однако степень такого вредного воздействия может быть различной.
Основным показателем, определяющим степень общественной опасности совершенного деяния, является причиненный вред. Величина причиненного вреда позволяет отграничивать преступления и другие правонарушения. Так, если использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы повлечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций или общества или государства в целом, его действия квалифицируются по ст. 285 УК, а в случае отсутствия такого вреда - являются дисциплинарным проступком.
Субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу правонарушений, являются форма вины, мотив и цель.
Так, причинение легкого вреда здоровью является уголовно наказуемым, если совершено умышленно (ст. 115 УК). В случае неосторожного совершения такого деяния вред может быть возмещен в гражданско-правовом порядке (ст. 1085 ГК). Служебный подлог является уголовно наказуемым, если совершен из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК).
Еще одним признаком, отличающим преступления от других правонарушений, является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону. Другие правонарушения нарушают нормы других отраслей права. Это могут быть не только законы, но и подзаконные нормативные акты.
Последствием совершения преступления является применение самой суровой меры государственного принуждения - уголовного наказания с последующей судимостью. Другие правонарушения сопровождаются менее жесткими мерами воздействия. Некоторые из них, например, штраф, исправительные работы и арест как виды административных наказаний, по своему содержанию являются схожими с одноименными уголовными наказаниями, однако они не влекут судимости.
§5. Примеры практики по уголовным делам Верховного Суда России.
Для правильного понимания норм Общей и Особенной частей уголовного права большое значение имеют разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Определение Верховного Суда РФ от 28.06.2006 N 4-о06-71
Приговор по делу об убийстве, совершенном группой лиц, оставлен без изменения, поскольку суд пришел к обоснованному выводу о виновности осужденного в совершении преступления, правильно квалифицировал его действия, назначил наказание с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности осужденного, всех влияющих на размер наказания обстоятельств и оснований для его смягчения не находит.
Д.С. признан виновным в совершении группой лиц убийства неустановленного лица по имени Д. на почве личных неприязненных отношений.
Преступление совершено 5 сентября 2002 года в городе Серпухове Московской области при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Д.С. просит приговор отменить, дело направить на новое судебное разбирательство, при этом указывает, что его вина не доказана, в основу обвинения положены косвенные доказательства. Осужденные ранее В. и А. на предварительном следствии оговорили его под давлением работников милиции.
В возражениях на кассационную жалобу государственный обвинитель Федулова Е.В. указывает о своем несогласии с ней и просит приговор оставить без изменения.