Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 15:00, контрольная работа
Подземный урбанизм, подземная урбанизация (a. underground urbanistics; н. unterirdische Urbanistik; ф. urbanisme souterrain; и. urbanistica subterranea), - область архитектуры и градостроительства, связанная c комплексным использованием подземного пространства городов и других населённых пунктов, отвечающим требованиям градостроительной эстетики, социальной гигиены, a также технико-экономической целесообразности.
Введение 3
1. Военное подземелье. До войны 4
2. Война 5
3. На грани краха 6
4. Убежище 9
5. Врагу назло 11
6. После войны 12
7. Подземные сооружения 13
Заключение 17
Список использованной литературы 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА И СТРОИТЕЛЬСТВА
ФАКУЛЬТЕТ ГОРОДСКОГО ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
И
ХОЗЯЙСТВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ:
Подземная
урбанистика
Тема: Военное
подземелье
Выполнила: студентка 4-го курса ГДСиХ
Мишина
О.Н., ГДСиХ 06-135
МОСКВА 2010 год.
Содержание
Введение
1. Военное подземелье.
До войны
2. Война
3. На грани
краха
4. Убежище
5. Врагу назло
6. После войны
7. Подземные
сооружения
Заключение
Список использованной
литературы
ВВЕДЕНИЕ.
Подземный урбанизм, подземная урбанизация (a. underground urbanistics; н. unterirdische Urbanistik; ф. urbanisme souterrain; и. urbanistica subterranea), - область архитектуры и градостроительства, связанная c комплексным использованием подземного пространства городов и других населённых пунктов, отвечающим требованиям градостроительной эстетики, социальной гигиены, a также технико-экономической целесообразности.
Подземная урбанистика, т.е. использование подземного пространства, неотъемлемый элемент архитектурно-пространственной организации современного большого города. Использование подземного пространства в жилищно-гражданском строительстве имеет многовековую историю и связано c необходимостью размещения ниже поверхности земли многочисленных складских, оборонительных, подсобно-вспомогательных помещений, объектов культурно-бытового и коммунального назначения и жилых помещений. В XVI столетии Леонардо да Винчи предложил устраивать улицы в разных уровнях для отдельного движения «сеньоров» и простого люда. И только в настоящее время этот накопленный человечеством опыт может быть оценен по достоинству и использован.
Первые подземные линии метрополитена были построены в 1863 г. в Лондоне, в 1896 г. в Будапеште и в 1900 г. в Париже. Уже в начале XX в. появились проекты дифференциации путей сообщения и стоянок для автомобилей, расположенных под улицами. В это время назрела необходимость реконструкции транспортных сетей быстро развивающихся городов. Использование подземного пространства оказалось единственным способом улучшить и приспособить систему транспортных связей к росту крупнейших городов без значительных изменений традиционной планировочной структуры и застройки. В проекте «лучезарного города» Ле Корбюзье предлагал в центре города использовать подземное пространство для создания пятиуровневого движения.
В данной работе будет рассмотрено использование подземного пространства Московского Метрополитена в годы Великой Отечественной войны.
1. Военное подземелье. До Войны
Хочешь мира - гласит известная народная мудрость - готовься к войне. В конце тридцатых годов в Советском Союзе очень хотели мира, страна не так давно прошла через революцию, гражданскую войну и другие страшные потрясения. Экономика страны только начинала оправляться и перестраиваться на новый лад. Тем не менее, ожидание войны витало в воздухе. Ее ждали и к ней готовились.
Распоряжение
СНК СССР
"О строительстве НКВД СССР и НКГБ СССР
единого убежища глубокого залегания"
Москва, Кремль
13 мая 1941 г.
№227-рс
Совершенно секретно
Разрешить НКВД СССР и НКГБ СССР построить единое убежище глубокого залегания на 1000 человек с командным пунктом в 350 метрах между строящимся административным домом НКВД СССР и домом №3 (ул. Кирова, г. Москва) с выходом в путевой тоннель метро вблизи станции имени Дзержинского.
Проектирование
и строительство убежища
Разрешить НКВД СССР по согласованию с Метростроем утвердить технический проект и смету убежища.
Разрешить НКВД
СССР выделить на строительство убежища
средства и материальные ресурсы
за счет перераспределения
Предложить Промбанку финансировать работы по строительству убежища впредь до утверждения технического проекта и сметы.
Предложить Госплану СССР рассмотреть заявку НКВД СССР на материалы и оборудование, не предусмотренные фондами НКВД СССР, и выделить таковые для строительства убежища в III и IV кварталах 1941 г
Зам. председателя Совета Народных Комиссаров Союза ССР
Н.Вознесенский
Государственный архив
РФ, ф. Р-5446, оп. 25а, д. 7217,
лл.51-58
Еще в 1937 году метрострой начал строительство спецобъекта недалеко от станции "Кировская". Расположенный на большой глубине бункер предназначался для штаба противовоздушной обороны Москвы. Вскоре, вместе со строительством второй очереди, началось строительство аналогичного объекта для штаба гражданской обороны на Советской Площади. В 1940-м оба объекта были закончены. А 13 мая 1941 года было принято решение о строительстве аналогичного командного пункта глубокого залегания для НКВД. Проектирование и строительство этого объекта, возложенное на метрострой, прервала война.
Помимо военных, закапывались в землю и гражданские специалисты. Так, целесообразным признается строительство подземных диспетчерских энергосети, причем в Москве и Ленинграде они должны быть совмещены с проектируемыми и строящимися диспетчерскими метрополитена.
Все эти меры должны были обеспечить непрерывность управления страной, армией и экономикой в случае войны. В то же время, само метро предполагалось, как крупнейшее бомбоубежище. Народная легенда приписывает куратору метростроя Лазарю Кагановичу слова: "здесь вам не Берлин и не Нью-Йорк - строить только под землей и как можно глубже!". Неизвестно, сказал он это на самом деле или нет, но для защиты подземных сооружений принимались серьезные меры. Так, например, вестибюли старались располагать подальше от самих станций, чтобы по местонахождению павильона нельзя было определить, где расположена подземная часть. В апреле 1941 года Совнарком постановляет считать приспособление метро под массовое убежище первоочередной задачей, наряду со строительством оборонных сооружений. На эти цели выделяются значительные суммы.
Последующий
опыт показал, что принимаемые решения
были верными, но, к сожалению, недостаточными.
Многое пришлось делать уже на ходу,
срочно наверстывая упущенное.
2.
Война
Во второй половине 1941 года немецкие захватчики рвались к Москве. Уже с первых дней войны стало понятно, что армейскому командованию и ставке верховного главнокомандования остро не хватает защищенных и хорошо оборудованных командных пунктов. Маршал Георгий Жуков в своих мемуарах отмечал, что попытка руководить войной из рабочих кабинетов крайне отрицательно сказывалась на деятельности генерального штаба.
21 июля 1941 года
руководящий состав Московской
зоны ПВО в присутствии
Однако, за несколько часов до назначенного учения, на командный пункт ПВО поступила информация от постов визуального наблюдения - на Столицу четырьмя эшелонами идет свыше двухсот немецких бомбардировщиков. Доложили Сталину, который принял решение не отменять командно-штабную игру, а прибыл вместе с Жуковым на КП ПВО и наблюдал за отражением реального налета. Таким образом, первый массированный налет на Москву главнокомандующий встретил в бункере близ станции метро "Кировская".
В ту ночь лишь одиночным самолетам противника удалось прорваться к Москве, однако время шло, фронт приближался, и воздушная тревога по ночам звучала все чаще и чаще. Среди задач, поставленных перед вражескими летчиками, было нарушение структуры управления Красной Армией. Целями были Кремль, генеральный штаб, дача Сталина. На ночь генштабисты спускались в оборудованное под зданием бомбоубежище, совершенно неприспособленное для постоянной работы. В июле было принято решение перебираться на ночь на станцию метро "Белорусская". После закрытия метро, часть станции отгораживалась фанерной стенкой, за ней размещался центральный командный пункт, а на другой части, находилось обыкновенное бомбоубежище, где укрывались жители Москвы.
Каждый вечер офицерам генштаба приходилось собирать все материалы и ехать к Белорусскому вокзалу, а утром - обратно. На это тратилось слишком много времени. В несколько лучших условиях находился оборудованный на "Белорусской" пункт связи. Он располагался в специальном поезде, стоящем в тупиках за станцией. Долго так продолжаться не могло, и в конце августа - начале сентября генштаб переезжает в здание на улице Кирова (ныне - Мясницкая) и получает в свое полное распоряжение станцию метро "Кировская". Пункт связи остается на "Белорусской".
Станция "Кировская" в годы войны. Реконструкция
Примерно в то же время, потребовался защищенный командный пункт и народному комиссариату путей сообщения, для размещения руководства и оперативно-диспетчерского аппарата. Для этого были использованы подплатформенные помещения станции метро "Красные Ворота", находящейся неподалеку от здания НКПС.
"Кировская",
приютившая генштаб, была
В этом своем
кабинете он и встретил самые тяжелые
для Москвы дни.
3.
На грани краха
События на фронте развивались стремительно, и уже во второй половине сентября над Москвой нависла страшная опасность. Стальные клинья на советскую столицу вел сам теоретик танковой войны Гейнц Гудериан. Брянский фронт был уничтожен, дорога на Москву открыта.
Из
города в спешном порядке
Торжественном
заседание 6 ноября 1941 года.
фото с сайта "Метро,
которое мы потеряли"
Сталин колебался. В этот день он посетил Калининский фронт и вернувшись на дачу в Кунцево обнаружил ее подготовленной к взрыву. На центральном аэродроме его ждали самолеты, а за Рогожской заставой - поезд. Сталин имел возможность выехать из Москвы в любой момент. Хитростью тирана он понимал, что его отъезд - это потеря Москвы и потеря всей страны. Наконец он принял судьбоносное решение и остался в столице.