Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:23, статья
Рассмотрена реализация принципа диспозитивности в гражданском и арбитражном процессах. Реализация принципа состязательности при пользовании сторонами по делу своими процессуальными правами.
---------------------------
<22> См.: Там же.
Как утверждает А.П. Белов, "стандарты процессуальной морали, добросовестности, законности, доброй воли, надлежащего процесса, корректности и т.д. получают все большее распространение и признание даже в тех странах, где об этом не шло речи ни в законодательстве, ни в доктрине. Это важное явление получает дальнейшее развитие. Оно возникает в различных формах, имеет разнообразные воплощения, однако его существование в большинстве современных правовых систем бесспорно.
Тем не менее судебная практика и доктрины выработали некоторые пути подхода к "злоупотреблению правом". Основным принципом является оценка соответствующего действия лица, злоупотребляющего своим правом, с позиций добрых нравов, справедливости и разумности. Хотя эти термины являются "каучуковыми", все же судебная практика по ним, особенно в иностранных государствах, весьма обширна и разнообразна и на ее основе суды могут прийти к выводу о том, злоупотреблял владелец правом или нет.
Говоря об указанных концепциях "каучуковых" норм, нужно иметь в виду, что это не что иное, как моральные критерии, которые присущи данному обществу, данному социальному строю, и в силу этого они могут существенно отличаться: что морально в одной стране, аморально в другой. Эти понятия носят социальный характер" <23>.
---------------------------
<23> Белов А.П. Злоупотребление правом во внешнеэкономической деятельности // Право и экономика. 2000. N 3.
Исследуя проблемы истины в условиях состязательности процесса, А.А. Мохов отмечал, что суд должен исследовать весь фактический материал, а не только сведения одной стороны, подготовившейся к процессу. Ведь нередко именно сторона, злоупотребляющая правом, заранее создает помехи другой стороне. Правильное понимание государства и судебной власти предполагает не отрицание присущих им функций подавления и принуждения, а видение их второстепенного характера, выдвижение на первый план задач достижения общественного согласия. Без обязательности право утрачивает свою индивидуальную определенность.
В условиях ослабления директивной роли государства в лице его исполнительных органов "освобождающееся" пространство должен занять суд, способный эффективно реализовать демократические процедуры, предусмотренные законом, с целью поиска истины по делу, правильной социально-правовой оценки обстоятельств и вынесения законного и обоснованного решения. Если же разумных пределов плюрализма и децентрализации с учетом специфики психологии населения России найдено не будет, то общество может быть дезорганизовано <24>. С этой позицией можно только согласиться.
---------------------------
<24> См.: Мохов А.А. Проблемы истины в условиях состязательности // Современное право. 2002. N 12.
В конфликте интересов вывод о том, являются ли "злоупотреблением правом" или нет те или иные действия лиц, участвующих в деле, суду приходится делать на основании одного только судейского усмотрения. А это усмотрение носит оценочный характер. В связи с этим нельзя не согласиться с утверждением М.М. Агаркова, исследовавшего проблему злоупотребления правом в современном гражданском праве, о том, что "сторонники теории злоупотребления правом должны сформулировать критерий, который укажет суду, в каком направлении он должен пользоваться предоставленным ему полномочием... Как и во всех случаях судейского усмотрения, лицо узнает о границах своего права не заранее из закона, а post factum из судебного решения" <25>.
---------------------------
<25>
Агарков М.М. Проблема
Непоследовательность, пробелы в нормативном регулировании, теоретическом обосновании и усмотрение в правоприменении ведут к недоверию праву, закону, не способствуют стабилизации судебной практики и подрывают авторитет суда.
Необходимость совершенствования институтов отправления правосудия стала назревшей задачей. В подтверждение сошлемся на фрагмент выступления Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации А.А. Иванова на VII Всероссийском съезде судей в декабре 2008 г.: "Нам необходимы дополнительные меры для защиты права граждан на справедливое судебное разбирательство, гарантированное и Конституцией Российской Федерации, и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
...В
то же время с целью
---------------------------
<26> Доклад Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на VII Всероссийском съезде судей // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. N 1194.
И в завершение хотелось бы сослаться на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, который, исходя из взаимосвязанных норм Конституции и международных договоров (ст. 6 ЕКПЧ, ст. 14 МПГПП), констатировал, что правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах <27>.
---------------------------
<27> См.: Морщакова Т. Конституционная концепция судопроизводства // Российская юстиция. 2001. N 10.