Гражданско-процессуальные правоотношения Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и изучение гражданских процессуальных правоотношений.
Задачами данной курсовой работы является:
- рассмотреть понятие и виды гражданских процессуальных правоотношений;
- изучить предпосылки возникновения гражданских процессуальных правоотношений;
- исследовать содержание и объект гражданских процессуальных правоотношений

Содержимое работы - 1 файл

курсач по гпп.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

       В зависимости от субъектов, которые  вступают в правоотношения, различают  основное (главное) процессуальное правоотношение и производные от него правоотношения.

       Основное  правоотношение связывает суд со сторонами в исковом производстве и производстве по делам, возникающих  из административно – правовых отношений, либо с заявителями в особом производстве. Оно возникает по поводу внесенного на рассмотрение суда спорного правоотношения или охраняемого законом интереса. Основное правоотношение имеет фундаментальное значение. Оно необходимо и постоянно от начала до конца процесса. Это так называемое правоотношение «суд – истец», «суд – ответчик». Такое правоотношение возникает и при возбуждении дела прокурором либо органами государственного управления и иными лицами в защиту прав и интересов других лиц. В таком случае в процессе имеются два главных правоотношения.

       Наряду  с процессуальным правоотношением, в котором участвует суд и стороны, носящем характер основного процессуального правоотношения, в процессе выделяются правоотношения, имеющие дополнительное и служебно-вспомогательное значение.

       Дополнительное  правоотношение возникает в связи с участием прокурора и органов государственного управления, дающих заключение по делу, а также третьих лиц. Это так называемые правоотношения «суд-прокурор», «суд-третье лицо».

       Служебно-вспомогательное  значение имеют отношения с участием представителей общественности, свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и т.д.

       Как дополнительные, так и служебно-вспомогательные  правоотношения имеют производный  характер, возникают лишь при наличии  основного правоотношения; они могут  и отсутствовать в процессе. Их содержание составляют права по сообщению суду доказательственных сведений, переводу и т.п. Прекращение основного правоотношения влечет за собой и прекращение производных отношений.

       В зависимости от того, на какой стадии гражданского процесса возникают правоотношения, выделяют правоотношения суда 1 инстанции с участниками процесса, суда 2 инстанции с участниками процесса, суда надзорной инстанции с участниками процесса и правоотношения между вышестоящими и нижестоящими судами.

 

        1.2 Предпосылки возникновения гражданских процессуальных  

             правоотношений

       Согласно  общепризнанному положению общей  теории права правоотношение возникает  при наличии определенных, законодательно закрепленных, условий, которые принято  называть предпосылками возникновения правовых отношений.

       Эти предпосылки делятся на два вида:

  1. общие (абстрактные):

       а. нормы права

       б. правосубъектность (правоспособность и дееспособность)

       2) специальную (конкретную): юридический факт (действие, бездействие, событие, состояние)  или совокупность юридических фактов.

       Таким образом, для возникновения гражданских  процессуальных правоотношений необходимы следующие три предпосылки:

       1. нормы гражданского процессуального  права. Они служат юридической  базой для процессуальных правоотношений. Без процессуальных норм не может быть и правоотношения.

       Гражданские процессуальные нормы, выступающие  в качестве предпосылки возникновения  гражданских процессуальных правоотношений, имеют следующие признаки:

• устанавливаются  только государством;

• являются общеобязательными;

• имеют  общий характер;

• регулируют общественные отношения лишь в области  осуществления правосудия по гражданским  делам;

• обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения и процессуальных мер, не связанных с государственным принуждением;

• имеют  своей задачей обеспечение правильного  и своевременного рассмотрения и  разрешения гражданских дел.

       Процессуальные  нормы обладают системными свойствами, объединены в правовые институты  и образуют целостную систему  гражданского процессуального права. Каждая правовая норма не может существовать изолированно от других и утрачивает свои регулирующие качества. Только в системе отрасли права, совместно с другими нормами она способна полно проявить свои качества регулятора процессуальных отношений. Поэтому каждое гражданское процессуальное правоотношение регулируется не одной процессуальной нормой, а их совокупностью.

       Согласно  теории гражданского процессуального  права нормы можно классифицировать по трем основаниям: по содержанию, по сфере применения и по степени обязательности.

       По  содержанию выделяются дефинитивные и  регулятивные нормы. Дефинитивные закрепляют задачи, принципы, основные понятия  гражданского процесса, т.е. дают общие  определения. Регулятивные нормы закрепляют конкретные правила поведения.

       По  сфере применения выделяют общие, специальные  и исключительные нормы. Общие нормы  гражданского процесса регулируют правоотношения во всех видах судопроизводства и  на всех стадиях процесса. Специальные - регулируют права и обязанности  в определенной ограниченной сфере. Исключительные нормы дополняют общие и специальные.

       По  степени обязательности принято  выделять императивные и диспозитивные. Императивные нормы обязательны  к исполнению, а диспозитивные  предоставляют право выбора поведения  субъекту гражданского процессуального права.

       В теории гражданского процессуального  права не возникает особых споров по поводу того, что норма права  может явиться основанием возникновения  правоотношений, т.к. правовая норма  порождает правоотношения в любой  отрасли права.

       2. правосубъектность участников процессуальных правоотношений.

       Понятие гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности могут быть объяснены только с учетом тесной диалектической взаимосвязи материального, прежде всего гражданского, семейного, конституционного, административного и гражданского процессуального права. Субъекты гражданского процессуального права наделяются процессуальными правоспособностью и дееспособностью в связи с необходимостью  защиты принадлежащих им прав и интересов как участников материальных правоотношений, поскольку не должна возникнуть ситуация, когда субъект материального права не имеет возможности участвовать в гражданском процессе.

      Общим основание участия в гражданском  процессе для всех участвующих в  деле лиц является наличие гражданской процессуальной правоспособности, т.е. способности иметь гражданские процессуальные права и обязанности (ст .45 ГПК). Субъекты гражданского процессуального права наделяются гражданской процессуальной правоспособностью при различных и неоднозначных условиях. Гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами Республики Казахстан в силу факта их рождения, за коммерческими и некоммерческими организациями – при наличии прав юридического лица. На основании ст. 413 и 414 ГПК в равной степени с гражданами Республики Казахстан гражданской процессуальной правоспособностью наделяются иностранные граждане, лица без гражданства.

      Граждане  правоспособны в равной мере независимо от их возраста, пола, расы, психического состояния и других критериев. Поэтому практическое значение имеет условие наличия процессуальной правоспособности только для коммерческих и некоммерческих организаций. Оно устанавливается путем проверки устава либо положения организации и факта ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Следовательно, не могут выступать в качестве стороны и иного лица, участвующего в деле, участники договора о совместной деятельности (простое товарищество), поскольку простое товарищество не является юридическим лицом. Участники договора о совместной деятельности могут выступать по спорам, связанным с их деятельностью, в качестве соистцов или соответчиков. Не могут выступать в самостоятельном качестве в суде филиалы и представительства, которые вправе участвовать в гражданском процессе только в пределах полномочий, которыми они наделены органом, утвердившим положение о филиале или представительстве.

      Встречающиеся порой в научной литературе суждения о том, что для органов государственного управления при защите интересов других лиц основанием участия при защите интересов других лиц основанием участия в гражданском процессе является непосредственно их компетенция, сомнительны. [3, с 35]

Факт  рождения  для граждан, наличие прав юридического лица для организаций либо компетенции для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных образований представляют собой различные условия наделения указанных субъектов гражданского процессуального права процессуальной правоспособностью, являющейся единым основанием для участия в гражданском процессе.

      Правовой  статус субъектов гражданского процессуального  права связывается также с  наличием гражданской процессуальной дееспособности (ст. 46 ГПК). Под ней понимается способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. Гражданская процессуальная дееспособность принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия, и юридическим лицам.

      Коммерческим  и некоммерческим организациям гражданская процессуальная дееспособность принадлежит с момента их наделения правом юридического лица, а государственным органам и органам местного самоуправления – с момента их создания. Таким образом, для указанных организаций и органов гражданская процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность возникают одновременно, в связи с чем в качестве основания их участия в гражданском процессе можно рассматривать такую интегрирующую юридическую категорию, как гражданская процессуальная правосубъектность.

      Изложенное  показывает тесную взаимосвязь категория  правоспособности и дееспособности в материальном и процессуальном праве. Условия наделения процессуальной правоспособностью, равно как и  правила определения процессуальной дееспособности, должны быть достаточно гибкими, обеспечивая всем заинтересованным лицам доступность судебной защиты.

      Гражданская процессуальная правоспособность и  дееспособность реализуется путем  совершения лицами, участвующими в  деле, процессуальных действий. Граждане реализуют свою процессуальную правоспособность и дееспособность самостоятельно либо через своих представителей. Организации, а также государственные органы и органы местного самоуправления реализуют процессуальную правоспособность через свои коллегиальные либо единоличные органы также с соответствующим подтверждением полномочий представляющих их лиц [4, с.111].

      Практическое  значение установление наличия гражданской  процессуальной дееспособности имеет  только для граждан. Можно выделить несколько уровней или этапов наступления процессуальной дееспособности.

Полная  процессуальная дееспособность.

      Полная  процессуальная дееспособность наступает  по общему правилу по достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет. До достижения этого возраста процессуальная дееспособность  возникает в том случае, если несовершеннолетний вступает в брак с разрешения местной администрации. 

      Частичная гражданская процессуальная дееспособность.

      В соответствии с ч.2 и 3 ст. 46 ГПК права  и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищаются в суде их родителями, или иными законными представителями однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних. В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых, колхозных и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда. [9, с 12]

      Как видно, по общему правилу права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет защищаются их законными представителями. Вместе с тем если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то соответственно они наделяются возможностью самостоятельной защиты своих прав и интересов.

Информация о работе Гражданско-процессуальные правоотношения Казахстана